рабочая программа по биологии 6 кл

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_klass_rabochaya_programma.docx96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение         02-04

                                 

                     

             

                                           

                               

Рабочая программа 6 кл. (35ч.)


Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии для 6 «» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», учебным планом Лицея, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам, с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».  

Рабочая программа по биологии для 6 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год. Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.         Рабочая программа реализуется при работе с УМК:

  1. Н.И. Сонин «Биология» 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 175с.
  2. Сонин Н.И.  Рабочая тетрадь к учебнику «Биология» 6 класс, Москва, «Дрофа», 2016г.
  3. Электронное учебное издание «Биология» 6 класс Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.

Согласно Учебному плану на изучение биологии в 6  классе отводится 1 час в неделю (35 ч.  в год).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены  лабораторные работы и  контрольные работы, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Планируемые результаты обучения учащиеся 6 классе», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в планировании последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

 Введение школьного компонента обусловлено сокращением количества часов, отводимых на изучение биологии в 6 классе. Это частично снять остроту данной проблемы.

       Главными темами биологии в 6 классе являются изучение морфологии, анатомии и взаимосвязи строения с выполняемыми функциями.

Основной задачей биологического краеведения является изучение местной флоры и фауны, культурных растений, грибов, домашних и сельскохозяйственных животных, их взаимосвязи с факторами живой и неживой природы. Формирование обязательных знаний и умений, необходимых для понимания процессов, происходящих в живой природе, оценки последствий своей деятельности  по отношению к природной среде. Этот курс позволяет вовлечь учащихся в активную практическую, творческую исследовательскую работу по изучению родной природы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Цели и задачи курса:

Общеучебные  компетенции

  • - Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • - Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • - Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных противоречий путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
  • - Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • - Использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Предметно - ориентированные компетенции

Уметь:

  • - узнавать более распространенные растения и животных своей местности, определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
  • - сравнивать природные объекты не менее по 3-4 признакам
  • - описывать по предложенному плану внешний вид изученных организмов
  • - находить значение указанных терминов в справочной литературе
  • - следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

  • - измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами
  • - оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Структура курса биологии в 6–м классе.

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–7 классов строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.

Экосистемный подход. Среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 6-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

Сравнительный метод  (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии.


Планируемые результаты обучения обучающихся в 6  классе

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на– умение оценивать:

  • – риск взаимоотношений человека и природы
  • – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

.Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

  • – осознание роли жизни
  • – рассмотрение биологических процессов в развитии
  • – использование биологических знаний в быту
  • – объяснять мир с точки зрения биологии


Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли жизни:

  •  объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

  •  приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
  •  находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  •  объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

  • – объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

  • – различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум  называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
  •  определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
  •  объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
  •  понимать смысл биологических терминов;
  •  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

5-я линия развития – оценивать риск взаимоотношений человека и природы:

  •  соблюдать и объяснять правила поведения в природе.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

  • – различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

Требования к уровню подготовки учащихся

 Учащиеся должны знать:

  • основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
  • принципы современной классификации живой природы;
  • основные характеристики царств живой природы;
  • клеточное строение живых организмов;
  • основные свойства живых организмов;
  • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
  • приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
  • правила поведения в природе;
  • какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • составлять план простейшего исследования;
  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
  • давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
  • составлять цепи питания в природных сообществах;


Тематическое планирование по дисциплине

«Биология. Живой организм» 6 класс (35ч)

№ п/п

Наименование  тем  и разделов  

Максимальная  нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.  . (элемент урока)

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Введение

1

1.

Раздел 1. Строение живых организмов

14

7

6

1

-

2.

Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов

15

11

3

1

-

3.

Раздел 3. Организм и среда

    5

4

-

1

-

Итого

35

22

9

3

-


Содержание   программы   «Биология» 6 класс (35ч)

Введение   1 ч

Раздел 1.  Строение и свойства живых организмов (14ч)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. 1ч

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.

Тема 1.2. Химический состав клеток.

 Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1. «Определение состава семян пшеницы»

        

Тема 1.3.  Строение растительной и животной клеток  2ч

Строение растительной и животной клеток Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа № 2 Строение клеток живых организмов

Тема 1.4. Ткани растений и животных. 

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.5. Органы и системы органов. 

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа №3 «Изучение органов цветкового растения»

Контрольная работа №1 «Строение и свойства живых организмов»

Лабораторная работа № 4 «Строение побега»

Лабораторная работа №5 «Строение листа»

Лабораторная работа № 6 «Строение цветка»


Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы 

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

УУД.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД; работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
  • Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (коммуникативные УУД, формируются в процессе работы в группах).

Учащиеся должны уметь

Объяснять смысл важнейших биологических терминов, функции цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа в жизнедеятельности цветкового растения, соответствие (гомологию) элементов цветка. 

Определять основные органы цветкового растения на схемах, таблицах, рисунках  и на гербарных экземплярах.

Характеризовать строение цветка, семени, плода, корня, побега, стебля, листа цветкового растения, показывать их особенности на препаратах и растениях, развитие растения

Сравнивать различные цветки, семена, плоды, корни, побеги, стебли, листья и определять черты их приспособленности к условиям среды.

 Приводить примеры приспособлений органов цветкового растения к различным условиям.

Использовать знания биологии для ухода за растениями, выращивания растений на приусадебном участке.

Проводить биологические опыты и эксперименты  и объяснять их результаты.

Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками , и давать им эволюционное объяснение .

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете (Н), анализировать и оценивать её (П).

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (15 ч.)

Тема 2.1. Питание и пищеварение 3ч

 Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. Дыхание 1ч

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме 1ч 

Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю

Тема 2.4. Выделение 2ч

 Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. Опорные системы 1ч Значение опорных системы в жизни организмов. опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа № 8 «Разнообразие опорных систем животных»

Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. 

Тема 2.6.  Движение 2ч

 Движение как важнейшая особенность животных организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Контрольная работа №2  «Жизнедеятельность организмов»

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности 

 Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

Тема 2.8. Размножение 2ч

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

        

Практическая работа №1 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Демонстрация способов размножения растений; разнообразие и строение соцветий.

Тема 2.9. Рост и развитие 1ч

 Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа № 9. «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале).

Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян.

УУД.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД; работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
  • Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (коммуникативные УУД, формируются в процессе работы в группах).

Учащиеся должны уметь

  • Объяснять смысл важнейших биологических терминов. 
  • Характеризовать двудольные и однодольные растения  и определять классы растений по гербарию и живым растениям.
  • Приводить примеры растений различных семейств.
  • Характеризовать признаки цветковых растений изученных семейств.
  • Описывать растения (Н), употребляя специальную терминологию.
  • Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.
  •  Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые растения своей местности. Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
  • Приводить примеры приспособлений цветковых растений.
  • Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её.

Раздел 3. Организм и среда (5 ч.)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. 1ч

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязь живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.

Тема 3.2. Природные сообщества 

 Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

Контрольная работа № 3   Организм и среда

УУД.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД; работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
  • Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (коммуникативные УУД, формируются в процессе работы в группах).

Учащиеся должны уметь

Приводить примеры приспособлений растений к условиям окружающей среды и объяснять их значение.

Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Использовать знания по биологии для соблюдения правил поведения в природе, для пропаганды природоохранного поведения.


Критерии оценивания

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:                                                                                                                           1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4":                                                                                                                                         1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.                                                                                                                                                    
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ  

 Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. Правильно определил цель опыта. 
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик: 
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 
2. Или было допущено два-три недочета. 
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 
4. Или эксперимент проведен не полностью. 
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.                  

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.  

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 
2. Допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 
2. Или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. Не более двух грубых ошибок. 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы. 


 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

  • - натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);
  • - приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);
  • - средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
  • - муляжи и модели (объемные, рельефные);
  • - экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
  • - технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);
  • - учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

1.Учебник. Н. И. Сонин  «Биология» М.: Дрофа 2016г
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.

2.С. Ю. Берников, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, Э. А. Введенский. «Готовые домашние задания». Правильные ответы на вопросы учебника «Биология».

Для учащихся:

1. Акперова И. А., Сысолятина Н. Б.,. Сонин Н. И. «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику «Биология. Живой организм».

4. Наумов А. А, Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические карты.

5. Наумов А. А., Старцев П. Е.. «Биология. Живой организм». Биологические лабиринты.

7. Сонин Н.И. «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

8. Семенцова В. Н., Сивоглазов. В. И.  «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. «Живой организм».  «Уроки биологии по курсу  «Биология. Живой организм». 2008

Для  учителя:

1.Акперова И. А.. «Уроки биологии к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм».М.:: Дрофа 2011

2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

3. Багоцкий С. В., Рубачева Л. И., Шурхал. Л. И.  «Биология. Живой организм». Тестовые задания М.: Дрофа 2007

4. Высоцкая М.В.Биология. живой организм. 6 класс. Поурочные планы. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2007

5. Высоцкая М.В.Биология.. 6-7 класс. Развёрнутое тематическое планирование. По учебнику Н.И. Сонина Волгоград: Учитель 2010

6. Козлова  Т.А.  Биология  в  таблицах.  6-11 кл:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2014..

7.Сонин Н. И,. Бровкина Е. Т. «Биология»  Рабочая тетрадь для учителя.
8.. Сонин Н. И, Агафонова И. Б.. «Твои открытия». Альбом-задачник

9.Н. И. Сонин, В. Н. Кириленкова. «Биология. Живой организм». Дидактические карточки-задания .М. :Дрофа 2011

10. Сивоглазов В.И. уроки по курсу Н.И. Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» М: Дрофа 2012

11. Парфилова Л.Д., Шмарина И.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику Н.И. Сонина «Биология. 6 класс М.:: «Экзамен» 2015

Интернет-ресурсы:

  1.  http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
  2.  http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
  3.  http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
  4.   http://nsportal.ru  [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
  5.  http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
  6.  www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
  7.  http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
  8.  http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
  9. http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
  10.  http://www.proshkolu.ru [ Портал «Про Школу. Инфо» ];


Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество         часов, ч.

Домашнее  задание

Дата проведения занятия

Вид занятия

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

По плану

Фактически

Введение

1

1

1

Введение в предмет. Как работать с учебником. Инструктаж по ТБ. Правила пожарной безопасности

Беседа

Познавательные УУД. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания.                                       Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

14

2

1.1

Основные свойства живых организмов

Комбинированный

Познавательные УУД. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания.                                                                    Регулятивные УУД. Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные УУД. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.    Личностные УУД. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

§1, стр. 6-11.

3

1.2

Химический состав клеток

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции.                                                                                                  Регулятивные УУДОбъясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).                                                Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.                                                                  Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

§2, стр. 12-16.

4

1.3

Клетка – элементарная единица живого.

Комбинированный

Познавательные УУД. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции.                                                                                                  Регулятивные УУДОбъясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).                                                Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.                                                                  Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

§3, стр. 17-22.

5

1.4

Строение растительной и животной клеток

ЛР

Парная работа.

Познавательные УУД. Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции.                                                                                                  Регулятивные УУДОбъясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями).                                                Коммуникативные УУД. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи.                                                                  Личностные УУД. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

§4, стр. 23-26.

6

1.5

Деление клетки. Митоз. Мейоз

ЛР

Парная работа.

§5, стр. 27-32.

7

1.6

Ткани растений и животных

ПР

Парная работа.

Познавательные УУДОпределяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.                                                                           Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи.                                                        Коммуникативные УУД. Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.                                                                                      Личностные УУД. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга.

§6, стр. 33-38.

Повторить§1 - 6

8

1.7

Контрольная работа №1 Строение растений

КР

§6, стр. 33-38.

9

1.8

Понятие орган.  Корень, корневые системы

ПР

Работа в парах.

Познавательные УУД. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.        Регулятивные УУД. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Структурируют знания.                                             Коммуникативные УУДПланируют общие способы работы. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.  Личностные УУД. Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

§7, стр.  39-46.

10

1.9

Побег. Стебель Лист

Урок «открытия» новых знаний.

Беседа.

Познавательные УУД. Называют части стебля. Характеризуют строение и функции органов растения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.                                                                                                Регулятивные УУД. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата                                                                                   Коммуникативные УУД. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.                                                                                             Личностные УУДУчатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его Доброжелательное отношение к окружающим.

§8, стр. 47-48

11

1.10

Цветок. Соцветия

Познавательные УУД. Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое                                                                                            Регулятивные УУД. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выделяют и формулируют познавательную цель.                                           Коммуникативные УУД. Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.                                                                  Личностные УУД. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

§8, стр. 49-50.

12

1.11

Плоды значение и разнообразие.

§8, стр. 49-50.

13

1.12

Органы и системы органов

Познавательные УУД. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме           Регулятивные УУД. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель.                                   Коммуникативные УУД. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.                      Личностные УУД. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

§8, стр. 51-52

14

1.13

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме

Повторить              §  6-8

15

1.14

Контрольная работа №2 «Строение растений»

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

15

16

2.1

Особенности питания растений. Фотосинтез

Урок «открытия» нового знания

Познавательные УУД. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе.                                                                                       Регулятивные УУД. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.                                                                   Коммуникативные УУД. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                Личностные УУД. Формируют экологическое сознание и позитивное отношение к органическому миру

§9

стр.52-56

17

2.2

Особенности питания животных

Урок изучения нового материала,

Познавательные УУД . Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями                                                                                      Регулятивные УУДВыделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.                                                                                                Коммуникативные УУД. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Личностные УУД. Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива.

§10, стр.57-59

18

2.3

Пищеварение и его значение. Ферменты

Комбинированный

Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки пищеварения. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений.                                                          Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности                            Коммуникативные УУД Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.                                                                       Личностные УУД. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

§11, стр60-63

19

2.4

Значение дыхания. Типы дыхания

Комбинированный

Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки дыхания                                                                                                     Регулятивные УУД: Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений.           Коммуникативные УУД: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.                                                                                   Личностные УУД.: Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

§12.стр.64-67

20

2.5

Перенос веществ в организме, его значение. Кровеносная система

Комбинированный

Познавательные УУД: Раскрывают роль проводящей системы у растений и кровеносной системы у животных организмов.                                                                                   Регулятивные УУД: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель.                                             Коммуникативные УУД: Составляют план и последовательность действий.                                                   Личностные УУД.Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе.

§13

Стр69-72

Повторить

 § 7-13

21

2.6

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.

Комбинированный

Познавательные УУД: Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.                                                                                      Регулятивные УУД: Устанавливают причинно- следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.                                                                                    Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)                                                                                    Личностные УУД.: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

§13

Стр69-72

22

2.7

Обмен веществ и превращение энергии у растений и животных

Комбинированный

Познавательные УУД: Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого.                                                Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.                                                                        Коммуникативные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.                                                                             Личностные УУД.: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем

§14

Стр73-75

23

2.8

Опорные системы, и их значение в жизни растений и животных

Комбинированный

Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность  действий.                                                                                                         Личностные УУД.: Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§15

Стр.76-78

24

2.9

Движение как важнейшая способность организмов

Комбинированный

Познавательные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.                                                                                    Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.                                                 Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.                                                   Личностные УУД: Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

§16

Стр79-82

25

2.10

Контрольная работа №3

Комбинированный

§17

Стр83-87

26

2.11

Жизнедеятельность организма и связь с окружающей средой. Раздражимость

Урок обобщения и контроля знаний

Работа в парах

Познавательные УУДАнализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.                           Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные УУД: Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.                          Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

§18

Стр88-90

27

2.12

Нервная система. Особенности строения. Регуляция процессов жизнедеятельности у растений

Урок «открытия» новых знаний

Познавательные УУД: Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.                                                  Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения  Коммуникативные УУД: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.                                                                                              Личностные УУД: Формируют основы социально-критического мышления.

§19

Стр91-93

28

2.13

Биологическое значение размножения. Бесполое размножение

Комбинированный

Познавательные УУД: Осуществляют операции анализа, синтеза, сравнении и классификации для решения учебных задач.                                                                                              Регулятивные УУД: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные УУД: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.                                         Личностные УУД: Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

§20

Стр94-96

29

2.14

Половое размножение

Комбинированный

Познавательные УУД: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию. Регулятивные УУДВыделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные УУД: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.                                                        Личностные УУД: Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Формируют ответственное отношения к обучению.

§21

Стр97-99

30

2.15

Рост и развитие растений Особенности развития животных

Урок обобщения знаний

Познавательные УУД: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи.                                                                                           Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения.                                                                              Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений                       Личностные УУД: Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга.

§22

Стр100-102

Повторить

 § 14- 22

Раздел 3. Организм и среда

5 ч

31

3.1

Среда обитания. Влияние факторов неживой природы

КР

Познавательные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями.                         Регулятивные УУД: Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат.                                 Коммуникативные УУД: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Личностные УУД: Осознают ценность здорового и безопасного образа жизни. Ответственно относятся к обучению.

 

§23

Стр103-1

32

3.2

Природные сообщества и экосистемы. Цепи питания

урок изучения нового материала

Познавательные УУД: Осваивают приемы исследовательской деятельности, организуют свою учебную деятельность; применяют знания при решении биологических задач ; участвуют в групповой работе.                                      Регулятивные УУД: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию.                  Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: проявляют интерес к новому материалу ,способу решения учебной задачи, способу действий, понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

§24

33

3.3

Организм и среда

Комбинированный

Познавательные УУД: Осваивают приемы исследовательской деятельности, организуют свою учебную деятельность; применяют знания при решении биологических задач ; участвуют в групповой работе.                                    Регулятивные УУД: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию. Коммуникативные УУД: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: проявляют интерес к новому материалу ,способу решения учебной задачи, способу действий, понимают социальную роль и нравственную позицию ученика

§25

34

3.4

Контрольная работа №4  «Организм и среда»

Комбинированный

35

3.5

Анализ контрольной работы.

Итого

 35