тема урока лист
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Лист. Строение и функции».
Цели: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения; научить распознавать простые и сложные листья, различать растения по листьям.
Оборудование: гербарии растений, пакет осенних листьев, комнатные цветы, листья растений.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
- Организационный материал.
- Вступительное слово учителя.
Ребята, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать, что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу.
«Человек – хоть будь он трижды гением –
Остаётся мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения»
( С.Маршак)
Вбегает растение:
Быть растением – круто!
Быть растением – класс!
Потому что люди,
Жить не могут без нас!
Учитель: Уважаемое растение, здравствуйте!
Разрешите взять у вас интервью?
Растение: Да, разрешаю.
Учитель: Я думаю, раз Вы – живой организм, значит, состоите из органов?
Растение: Да.
Учитель: Давайте у ребят спросим, вдруг они знают, из каких органов Вы состоите?
Учащиеся: Растения состоят из корня, стебля, листьев, плодов, цветов.
Учитель: Правильно?
Растение: Да, верно.
Учитель: А Вы не согласитесь у нас присутствовать?
Растение: С удовольствием.
Учитель: Ребята, какие органы растений вы уже знаете?
- Проверка домашнего задания.
А) Кроссворд.
- Название проводящей ткани, по которой передвигается вода с растворёнными в ней минеральными веществами. (древесина).
- Чем покрыт кончик корня? (чехлик)
- Проводящая ткань, по которой перемещаются органические вещества (луб).
- Орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. (побег)
- С помощью чего растение укрепляется в почве? (корень).
Б) Задание: исключите лишнее. Ответ поясните.
Люпин, фасоль, одуванчик, рис.
- Изучение нового материала.
А теперь послушайте загадку! Отгадав её, узнаете тему нашего урока.
Из точек появляются,
Весною распускаются,
Летом шелестят,
Осенью – летят.
(листья).
Тема нашего урока «Лист».
Деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно…
- А мы с вами, ребята, поборемся за знание о внешнем строении листа. Сегодня на уроке вы не просто ученики, Вы – теоретики и практики в одном лице.
Учитель: Древнегреческий учёный Теофраст, друг Аристотеля задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы?» Именно с Теофраста началось изучение листа.
Учитель:
Лист – это надземный орган растения.
Где располагается лист?
Учитель. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание. Изучите внешнее строение листа на стр.42 учебника.
Учитель: А сейчас выполним лабораторную работу «Листья простые и сложные».
Лабораторная работа «Листья простые и сложные».
Инструктивная карта.
Цель: изучить строение простых и сложных листьев.
Алгоритм работы на уроке.
- Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.
Простые | Сложные |
На черешке………………. листовая пластинка | На черешке………………………..листовых пластинок |
Примеры | Примеры |
- Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
- Оформите свою работу.
Лабораторная работа «Листья простые и сложные».
Инструктивная карта.
Цель: изучить строение простых и сложных листьев.
Алгоритм работы на уроке.
- Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.
Простые | Сложные |
На черешке………………. листовая пластинка | На черешке………………………..листовых пластинок |
Примеры | Примеры |
- Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
- Оформите свою работу.
Физкультминутка.
Отгадайте, что у меня в пакете?
(листья)
- сама осень пришла к нам на урок.
Сейчас мы с ней пообщаемся, попрощаемся с листочками, т.к. они сделали своё доброе дело и облетели с деревьев, потому что накопили много вредных веществ, очистили воздух и теперь превратятся в удобрения, когда сопреют в лесу или в поле и опять принесут пользу новым растениям и их листочкам.
Учитель. Назовите какие функции выполняет лист? Найдите информацию в тексте учебника.
Учитель. А сейчас обратимся к дополнительной информации.
На бедных почвах, на болотах обитает росянка. Это небольшое растение ловит насекомых с помощью клейких волосков, которые покрывают её листья. К ним и прилипают неосторожные насекомые, привлечённые блеском клейких капелек сладкого сока. Они вязнут в нём, волоски плотно прижимают жертву к листовой пластине, которая, загибаясь, схватывает добычу. Выделяется сок, напоминающий сок животных, и насекомое переваривается, а питательные вещества всасываются листом.
А вот венерина мухоловка своими листьями – челюстями может захватить даже молодого лягушонка.
Непентес – растение, обитающее в Азии, - заманивает насекомых в настоящие ловушки – ловчие листья, имеющие вид ярко окрашенного кувшина. Они снабжены нектароносными желёзками, выделяющими ароматный сладкий сок, очень привлекательный для будущих жертв.
Составить синквейн по теме «Лист».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составить синквейн по теме «Лист».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составить синквейн по теме «Лист».
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Лабораторная работа «Листья простые и сложные».
Инструктивная карта.
Цель: изучить строение простых и сложных листьев.
Алгоритм работы на уроке.
- Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.
Простые | Сложные |
На черешке………………. листовая пластинка | На черешке………………………..листовых пластинок |
Примеры | Примеры |
- Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
- Оформите свою работу.
- Составить синквейн по теме «Лист».
- Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
- 4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Итог урока.
Растения не только создают вещества для собственных нужд, но и обеспечивают растительной пищей другие живые организмы. Предоставляют всему живому кислород для дыхания. Недаром растительный покров Земли называют зелёными лёгкими планеты. А будут ли они здоровыми – зависит от нас с вами, от того насколько мы готовы разумно распорядиться данным нам богатством.
- Задание на дом.
Параграф 6 стр.42-43 изучить текс учебника; в рабочей тетради на стр.30 выполнить задания с 48 по 50 письменно.