тема урока лист

тема урока лист

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_list.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лист. Строение и функции».

Цели: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения; научить распознавать простые и сложные листья, различать растения по листьям.

Оборудование: гербарии растений, пакет осенних листьев, комнатные цветы, листья растений.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный материал.
  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, я рада, что вы пришли на урок биологии, чтобы узнать, что-то новое из этой сложной, но очень интересной и занимательной науки биологии. Пусть у нас на уроке биологии сегодня царит только взаимопонимание и уважение друг к другу.

«Человек – хоть будь он трижды гением –

Остаётся мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава.

Не стыдитесь этого родства.

Вам даны до вашего рождения

Сила, стойкость, жизненность растения»

( С.Маршак)

Вбегает растение:

Быть растением – круто!

Быть растением – класс!

Потому что люди,

Жить не могут без нас!

Учитель: Уважаемое растение, здравствуйте!

                  Разрешите взять у вас интервью?

Растение: Да, разрешаю.

Учитель: Я думаю, раз Вы – живой организм, значит, состоите из органов?

Растение: Да.

Учитель: Давайте у ребят спросим, вдруг они знают, из каких органов Вы состоите?

Учащиеся:  Растения состоят из корня, стебля, листьев, плодов, цветов.

Учитель: Правильно?

Растение: Да, верно.

Учитель: А Вы не согласитесь у нас присутствовать?

Растение: С удовольствием.

Учитель: Ребята, какие органы растений вы уже знаете?

  1. Проверка домашнего задания.

А) Кроссворд.

  1. Название проводящей ткани, по которой передвигается вода с растворёнными в ней минеральными веществами. (древесина).
  2. Чем покрыт кончик корня? (чехлик)
  3. Проводящая ткань, по которой перемещаются органические вещества (луб).
  4. Орган растения, состоящий из стебля, листьев и почек. (побег)
  5. С помощью чего растение укрепляется в почве? (корень).

Б) Задание: исключите лишнее. Ответ поясните.

Люпин, фасоль, одуванчик, рис.

  1. Изучение нового материала.

А теперь послушайте загадку! Отгадав её, узнаете тему нашего урока.

Из точек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью – летят.

(листья).

Тема нашего урока «Лист».

Деревья, травы вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно…

 - А мы с вами, ребята, поборемся за знание о внешнем строении листа. Сегодня на уроке вы не просто ученики, Вы – теоретики и практики в одном лице.

Учитель: Древнегреческий учёный Теофраст, друг Аристотеля задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы?» Именно с Теофраста началось изучение листа.

Учитель:

Лист – это надземный орган растения.

Где располагается лист?

Учитель. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание. Изучите внешнее строение листа на стр.42 учебника.

Учитель: А сейчас выполним лабораторную работу «Листья простые и сложные».

Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

Инструктивная карта.

Цель: изучить строение простых и сложных листьев.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.

Простые

Сложные

На черешке……………….              листовая пластинка

На черешке………………………..листовых пластинок

Примеры

Примеры

  1. Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
  2. Оформите свою работу.

Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

Инструктивная карта.

Цель: изучить строение простых и сложных листьев.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.

Простые

Сложные

На черешке……………….              листовая пластинка

На черешке………………………..листовых пластинок

Примеры

Примеры

  1. Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
  2. Оформите свою работу.

Физкультминутка.

Отгадайте, что у меня в пакете?

(листья)

 - сама осень пришла к нам на урок.

Сейчас мы с ней пообщаемся, попрощаемся с листочками, т.к. они сделали своё доброе дело и облетели с деревьев, потому что накопили много вредных веществ, очистили воздух  и теперь превратятся в удобрения, когда сопреют в лесу или в поле и опять принесут пользу новым растениям и их листочкам.

Учитель. Назовите какие функции выполняет лист? Найдите информацию в тексте учебника.

Учитель. А сейчас обратимся к дополнительной информации.

На бедных почвах, на болотах обитает росянка. Это небольшое растение ловит насекомых с помощью клейких волосков, которые покрывают её листья. К ним и прилипают неосторожные насекомые, привлечённые блеском клейких капелек сладкого сока. Они вязнут в нём, волоски плотно прижимают жертву к листовой пластине, которая, загибаясь, схватывает добычу. Выделяется сок, напоминающий сок животных, и насекомое переваривается, а питательные вещества всасываются листом.

А вот венерина мухоловка своими листьями – челюстями может захватить даже молодого лягушонка.

Непентес – растение, обитающее в Азии, - заманивает насекомых в настоящие ловушки – ловчие листья, имеющие вид ярко окрашенного кувшина. Они снабжены нектароносными желёзками, выделяющими ароматный сладкий сок, очень привлекательный для будущих жертв.

Составить синквейн по теме «Лист».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определённый смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Составить синквейн по теме «Лист».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определённый смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Составить синквейн по теме «Лист».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определённый смысл;

     5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с        первым словом).

Лабораторная работа «Листья простые и сложные».

Инструктивная карта.

Цель: изучить строение простых и сложных листьев.

Алгоритм работы на уроке.

  1. Пользуясь учебником, найдите и запишите вместо точек определение понятий лист простой и сложный.

Простые

Сложные

На черешке……………….              листовая пластинка

На черешке………………………..листовых пластинок

Примеры

Примеры

  1. Рассмотрите предложенные вам листья. Найдите среди них сложные и простые. Приведите примеры растений с простыми и сложными листьями.
  2. Оформите свою работу.
  3. Составить синквейн по теме «Лист».
  4. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  5. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
  6. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
  7. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
  8. 4 строка – фраза, несущая определённый смысл;
  9. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Итог урока.

Растения не только создают вещества для собственных нужд, но и обеспечивают растительной пищей другие живые организмы. Предоставляют всему живому кислород для дыхания. Недаром растительный покров Земли называют зелёными лёгкими планеты. А будут ли они здоровыми – зависит от нас с вами, от того насколько мы готовы разумно распорядиться данным нам богатством.

  1. Задание на дом.

Параграф 6 стр.42-43 изучить текс учебника; в рабочей тетради на стр.30 выполнить задания с 48 по 50 письменно.