Подросток и компьютер

Шилина Анна Евгеньевна

«Компьютерная зависимость — это фактически информационная зависимость, результат воздействия на подсознание. Такое воздействие сложнее идентифицировать и оценить его масштабы. Трудно определить даже понятие «доза», сколько времени вредно играть на компьютере».
 

 

КРИТЕРИИ ЗАВИСИМОСТИ:

 

 

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

·         хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

·         невозможность остановиться;

·         увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

·         пренебрежение семьей и друзьями;

·         ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

·         ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

·         проблемы с работой или учебой.

 

 

Опасными сигналами являются также:

·         навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

·         предвкушение следующего сеанса он-лайн;

·         увеличение времени, проводимого он-лайн;

·         увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

 

 

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- человек предпочитает есть перед монитором;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt254.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар для родителей «Компьютер: ВРАГ или ПОМОЩНИК ?»

Слайд 2

Признаки зависимости: Первые признаки развития зависимости у ребенка: - Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера. - Провел хотя бы одну ночь у компьютера. - Прогулял школу – сидел за компьютером. - Приходит домой, и сразу к компьютеру. - Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось). - Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался. - Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером

Слайд 3

Основные критерии зависимости: нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером; раздражение при вынужденном отвлечении; неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером; расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера; забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере; пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами; готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера; ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером; обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Слайд 4

наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере: -речедвигательного беспокойства (суетливости); -тревоги; -сниженного фона настроения, чувства опустошенности; -навязчивых мыслей о компьютере; -активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер в неподходящее время, невзирая на реакцию хозяев, нарушение межличностных контактов и т. п.); -уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере; Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;

Слайд 5

Истоки зависимости 1 этап: Интерес – много слышу – все вокруг используют – интрига (запретный плод)

Слайд 6

2 этап : Формирование увлеченности: - положительные эмоции - ситуации достижения и положительное подкрепление - расширение возможностей

Слайд 7

3 этап Доминанта общения сдвигается в сторону компьютера 2 аспекта : реальные потребности подростка и возможности их удовлетворения посредством компьютера

Слайд 8

Как это происходит? 1.трудность в установлении контакта и привязанности, как основы защищенности; и 2.иллюзия успешности, компенсация защищенности (все не всерьез, убили-воскрес)

Слайд 9

1.Надо затрачивать волевые усилия, трудиться и преодолевать себя 2. Легкость и доступность действий, в т.ч. знаний, конкретного задания. Все воспринимается как не проблема;

Слайд 10

1.Недостаток положительного подкрепления (родители заняты, сверстники не замечают, учителя – в основном фиксируются на недостатках! 2. Постоянное положительное подкрепление (Ура! Вы победили!);

Слайд 11

1.Есть потребность выхода за рамки привычного круга общения, занимать какие либо роли. 2. Возможность реализации ролевой позиции (привлекательна для подростка);любые образы можно создать и изменить.

Слайд 12

1.отстаивание своих интересов , форм досуга, возможности их реализации; 2. реализация фантазий; (Я-богатый, Я-замужем, Я-любима (любим) и т.д.); реализация возможностей широкого круга общения (в сетевом общении можно себя презентовать себя как хочу);

Слайд 13

1.Не развиваются творческие начала, у детей возникает потребность в шаблоне решения задач. 2. Компьютер не может дать ребенку креативность, но создает иллюзию творческой деятельности

Слайд 14

1.нетренированная память ,есть потребность в развитии аналитического и рефлексивного ума 2.дают готовые знания, аналитичность не развивается!

Слайд 15

1.Душевный дискомфорт, глубинные переживания жизненных ситуаций, нехватка внимания со стороны близких 2.Попытка уйти от проблемы

Слайд 16

Рекомендации Проведите анализ того, какие именно потребности подросток удовлетворяет, пользуюсь компьютером. Что данная деятельность может заменять в его реальной жизни. Составление четкого распорядка дня. Выработать с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами. Регламентированное время использования компьютером: для игр и работы, учебы Установленные санкции за нарушение или обман Использование специализированных программ управления компьютером Доверительная беседа с подростком о вреде здоровью, внешности, женственности и мужественности с приведением фактов, иллюстраций, примеров, статистики. Можно дать прочитать ряд статей. Анализ того, где в Интернете «бродит» подросток и какие сайты посещает. Анализ видов игр, которые он выбирает и тех героев, ролями которых он пользуется и примеряет на себя. В доверительной беседе донесите до ребенка, что Вам не хватает его внимание, и постарайтесь организовывать совместный досуг постоянно.

Слайд 17

Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр. Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям. В ребенка уже заложено природой стремление к духовной чистоте, нравственному совершенствованию, к жизнеутверждающему творчеству. Развивайте в нем эти качества: помогите, как можно раньше сформировать его волю и устойчивую гармоничную эмоциональную сферу. Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учитывайте закон правительства про ночное время и разрешение родителей. Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками.

Слайд 18

Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность испытывать агрессию приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками. Как можно раньше выработать правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. Не есть, не пить чай за компьютером. Замечать, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно сказать о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение. НЕ использовать компьютер как средство поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией. Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами. Которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика».

Слайд 19

Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.). Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.). Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

Слайд 20

Остается главный вопрос! Кто компьютер для Вашего ребенка?