Родителям будущих первоклассников

Шилина Анна Евгеньевна

Подготовка к школе и готовность к школе: давайте разберемся вместе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к школе и готовность к школе

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его жизнь. Маленькому человеку предстоит адаптироваться, т.е. приспособиться к новой социальной роли и новым условиям. Наиболее благополучно процесс школьной адаптации протекает у детей с высоким уровнем готовности к школе. Об особенностях протекания процесса адаптации детей к систематическому школьному обучению мы поговорим с вами перед началом учебного года, до которого осталось чуть больше полугода.

Под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать универсальными учебными действиями, понимать и принимать нормы и правила поведения.

Важно чтобы ребенок владел гигиеническими навыками, а в случае непредвиденных ситуаций гигиенического характера умел обратиться за помощью к учителю.

Ребенку важно обладать минимальными навыками по самообслуживанию – вытереть краску с парты, стереть с доски, убрать за собой мусор.

Можно выделить три компонента готовности ребенка к школьному обучению:  

- школьная зрелость (параметры состояния физического тела)

- интеллектуальная (развитие познавательных процессов)

- социальная или личностная готовность.

Под ШЗ (организма) понимают уровень развития всех органов, систем и функций организма, при котором требования систематического обучения не будут представлять для ребенка опасной нагрузки.

Основными показателями школьной зрелости являются:

Состояние здоровья – наличие либо отсутствие хронических заболеваний, развитие слуховых и зрительных анализаторов, развитие речевого и мышечного аппаратов. При поступлении ребенка в школу важно сообщить без ложного стыда правдивую информацию о его здоровье – от этого часто зависит собственно здоровье, безопасность, а иногда и жизнь ребенка. 

        Вторым показателем школьной зрелости является работоспособность. Нагрузки на нынешних первоклассников серьезные, и быстрая утомляемость является серьезным препятствием к успешному освоению программы. К тому же, низкая работоспособность и быстрая утомляемость могут быть симптомами соматического заболевания – сообщите об этом педиатру.

        Интеллектуальная готовность – это соответствующее норме развитие познавательных  процессов, а также развитие речи у будущего первоклассника должно соответствовать возрастной норме. Ребенок к началу обучения в школе должен научиться правильно произносить все звуки русского языка. 

Личностная или социальная готовность  представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Что могут сделать родители будущих первоклассников для того, чтобы их ребенок имел высокий уровень школьной готовности? Это не сложно:

- Получите представление о том, какие требования предъявляются к ребенку-первокласснику;

- Проведите полное обследование здоровья малыша, включая развитие мышечного аппарата, речевого аппарата, слуха и зрения;

- Говорите с ребенком, рассказывайте ему о школе, играйте с ним в школу;

- Обязательно сами имейте к школе положительное отношение!

- Перед началом учебного года постарайтесь приблизить режим дня ребенка к учебному режиму.

Чем еще родители дошколят могут содействовать формированию школьной готовности ребенка и тем самым способствовать его успешному дальнейшему развитию и обучению?

Сейчас ученые доказали, что для гармоничного развития личности ребенка важно не только развитие общего интеллекта, но также и развитие интеллекта эмоционального. Для его развития ребенка не прячьте от ребенка свои эмоциональные переживания, рассказывайте ему о них; научите распознаванию эмоций, обсуждайте эмоции героев книг и мультфильмов, показывайте личный пример управления своими эмоциональными состояниями, особенно сильными или негативными.

И еще, чаще обнимайте своих  детей — это поможет им лучше развиваться умственно и физически. Ребенок, который получает мало ласки и тактильного контакта с близкими, может иметь впоследствии психические и интеллектуальные отклонения.

Оставайтесь любящими родителями, не становитесь для него учителем. Дайте понять Вашему ребенку, что принимаете его таким, какой он есть, проявляйте терпение и безусловную любовь.  



Предварительный просмотр:

Информация для родителей

Требования, предъявляемые к ребенку, поступающему в 1 класс

Ребенок должен иметь элементарные математические и логические представления:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • Цифры 0123456789
  • Знаки +, -, =;
  • Названия месяцев, времена года, последовательность дней недели;
  • Уметь различать цвета;
  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше или равно);
  • Ориентироваться на листе бумаги

    В области развития речи дети должны уметь:

  •  Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • Находить слова с определённым звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Членить простые предложения на слова;
  • Членить слова на слоги;
  • Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

В области представлений об окружающем мире:

  • Уметь различать по внешнему виду растения, животных;
  • Иметь представление о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, полные имена родителей, состав семьи.

В соответствии с программой подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения,  ребёнок при записи в 1 класс должен:

  • Знать свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи;
  • Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета;
  • Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10;
  • Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов;
  • Уметь сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно;
  • Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.;
  • Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок);
  • Уметь высказывать своё мнение, построив законченное предложение;
  • Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах;
  • Иметь пространственные представления: право – лево, верх – низ, по, над, из-за, из-под, чего-либо;
  • Уметь культурно общаться с другими людьми;
  • Слушать старших и выполнять их распоряжения.

    Особенно внимательно необходимо готовиться к школе, если:

  • Беременность и/или  роды протекали с осложнениями;
  • Ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • Ребёнок страдает хроническим соматическим или психическим  заболеваниям, часто подвержен простудным заболеваниям, имеет недостаток веса или избыточный вес, есть нарушения сна;
  • Ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • Вы замечаете двигательную заторможенность или повышенную активность.

Психологическая служба МАОУ Константиновская СОШ



Предварительный просмотр:

 Ребенок до начала систематического школьного обучения должен правильно произносить все звуки русского языка.

Если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА».

Если ребенок путает звуки, близкие по звучанию, например, глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа.

У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет.

Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые называют аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ».

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформированности отдельных мозговых структур.

Также источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про таких детей часто говорят «во рту каша». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 – 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы.

Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии.

Забота и желание каждого из нас – это умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко. Мы все понимаем, что владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья», а для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

О развитии речевого аппарата ребенка перед началом систематического школьного обучения

Картинки по запросу мама с первоклассником

Информацию для Вас подобрала

педагог – психолог

МАОУ Константиновская СОШ

Шилина Анна Евгеньевна



Предварительный просмотр:

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: наши дети получают до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

 

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся у жизни

- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

- Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

- Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Десять ключей              успешного воспитания

Искусство  быть родителями



Предварительный просмотр:

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его жизнь. С началом школьного обучения начинается и процесс школьной адаптации, т.е. процесс приспособления маленького человека к новым требованиям, обязанностям, новой социальной роли, новым условиям. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшего развития и обучения ребенка.

Современные исследования убедительно доказывают, что наиболее благополучно процесс школьной адаптации протекает у детей, у которых была диагностирован высокий уровень готовности к школе.

Что могут сделать родители будущих первоклассников для того, чтобы их ребенок имел высокий уровень школьной готовности? Это не сложно:

- Получите представление о том, какие требования предъявляются к знаниям ребенку об окружающем мире, математических и логических представлениях, развитию речи;

- Проведите полное обследование здоровья малыша, включая развитие мышечного аппарата, речевого аппарата, слуха и зрения;

- Говорите с ребенком, рассказывайте ему о школе, играйте с ним в школу; хорошо, если Вы водите ребенка на занятия по подготовке к школе;

- Обязательно сами имейте к школе положительное отношение!

Чем еще родители дошколят могут содействовать формированию школьной готовности ребенка и тем самым способствовать его успешному дальнейшему развитию и обучению?

Во-первых, оставайтесь любящими родителями, не становитесь учителем или сержантом-инструктором. Дайте понять Вашему ребенку, что принимаете его таким, какой он есть, проявляйте терпение. Безусловная любовь к ребенку – это также и лучшая профилактика острого протекания подросткового возраста.

Во-вторых, помните, что кризисы – это временные явления, их нужно пережить, как детские болезни. Важно понять, что кризис – это период очень быстрого, взрывного развития личности, а причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка.

В-третьих, формируйте у Вашего ребенка адекватную самооценку, учите анализировать и контролировать свои действия и поступки. Бережно относитесь к его личности. Применяйте Стратегию позитивного оценивания. 

В-четвертых, для эмоционального развития ребенка не прячьте от ребенка свои эмоциональные переживания, рассказывайте ему об эмоциях; научите распознаванию эмоций, показывайте личный пример управления своими эмоциональными состояниями.

В-пятых, как можно чаще обнимайте своих  детей — это поможет им лучше развиваться умственно и физически. Ребенок, который получает мало ласки, может иметь впоследствии психические и интеллектуальные отклонения.

В-шестых, постарайтесь изменить свое отношение к ребенку, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. Тон приказа в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком.

И последнее, Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Стратегия позитивного оценивания ребенка

- Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.).  

- Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).

- Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

- Выражение уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не будет больше толкать девочек»).

- Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств (например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).

Общие рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста

- Оптимизация  родительско – детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

- Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними.

- Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

- Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

О пользе объятий

Обнимать детей важно и нужно как минимум по двум причинам. Во-первых, объятия способствуют появлению чувства защищенности у человека. Во-вторых, психическое здоровье любого человека связано с удовлетворением тактильных потребностей.

Ученые выяснили, что при тактильных прикосновениях к человеку в его организме:

- стимулируется деятельность центральной нервной системы;

- повышается иммунитет;

- повышается уровень гемоглобина в крови;

- гипоталамус головного мозга выбрасывает в кровь свой гормон — окситоцин, что улучшает самочувствие и способствует выработке положительного отношения к миру.

Подготовка к школе

и готовность к школе:

искусство быть

родителями

1330505754_schastlivaya-semya-3

Информацию для Вас подобрала

педагог – психолог

МАОУ Константиновская СОШ

Шилина Анна Евгеньевна