Семья как система - полезный практический буклет для родителей

Шилина Анна Евгеньевна

"Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый"

Жильбер Сесброн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Около 50 лет ведущее место при работе психолога с семьей занимает системный подход. Это значит, что семья рассматривается не как сумма отдельных целостных единиц, а как целостная единица, состоящая из частей, которые в неё входят.  Объектами психологической работы считаются не те элементы, из которых она состоит, а вся семья в целом.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы XX столетия Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы.  Таким же образом, как системы, функционирует человек и различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит, но не является их простой суммой. Семья не просто состоит из мамы, папы и ребёнка: все эти элементы присутствуют, но семья как система - нечто большее.
  2. Все элементы и процессы, происходящие внутри системы, взаимно влияют и взаимно обуславливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на одного члена семьи можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

Например, агрессивность ребёнка можно снизить не путём прямого воздействия на ребёнка, а путём воздействия на родителей. Часто работа с детьми неэффективна или нецелесообразна. В этом случае родители - наиболее подходящие объекты для опосредованного воздействия на ребенка.  

Для работы с родителями можно применять следующие несколько вариантов игрового взаимодействия, цель которых -  помочь родителям овладеть способами адекватного личностно-ориентированного субъект-субъектного взаимодействия.

В качестве разминки каждому предстоит найти себе пару для работы.  Займите свободное пространство и начинайте хаотично передвигаться по нему. Присмотритесь друг к другу внимательно, почувствуйте то, что называют межличностным притяжением. Выбор должен быть добровольным и взаимным.

1. «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участники каждой пары занимают следующие позиции: один встает на стул, а другой садится на стул стоящий рядом. Начинаем вести беседу, например, знакомиться, если вы не были знакомы ранее, при  этом про себя отмечаем, что видел и чувствовал каждый. Затем надо поменяться местами, а потом поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза», на равных.

2. «Дистанция общения».

Инструкция: Участники  продолжают вести диалог, сидя напротив друг друга, т.е. в позиции «глаза в глаза», а затем удаляются друг от друга на максимально возможное расстояние (желательно не менее четырех метров) и продолжают вести беседу.

Остановить беседу и провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что если физическая дистанция велика, то и контакт между участниками бывает затруднен, а то и невозможен.

3. «Поворот в пространстве общения».

Инструкция: Участники  продолжают вести диалог, сидя напротив друг друга, т.е. в позиции «глаза в глаза», а затем поворачиваются  спиной друг к другу и продолжают беседу. Остановить беседу и провести рефлексию, поделитесь чувствами о том, как изменился характер разговора и телесные ощущения.

 

4. «Мама и ребенок»

Инструкция: следующее упражнение предполагает прикосновения друг к другу, предлагается для выполнения только тем участникам, которые не возражают против прикосновений.  Пары исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу, при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами, потом нужно поменяться ролями.

Задание для пары: провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему? 

Ребенок откликается на взаимодействие не «где-то рядом» с ним (на расстоянии или спиной к нему) и не «над» ним, а вместе с ним и одновременно с ним. Очень важным является безусловное принятие и любовь, а также принятие родителями себя, своей второй половинки и своей семейной истории. 

Цитаты «к размышлению»

"Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый"

Жильбер Сесброн

Величайшим бременем, выпадающим на долю детей, является непрожитая жизнь их родителей
Джеймс Холлис

"Где нет детства, нет и зрелости"
Франсуаза Дольто

Лучшее, что родители могут сделать для своих детей – это быть счастливыми!

Семья

с точки зрения системного подхода

C:\Users\Psixologiya\Desktop\Папуасы\imgpreview.jpg

Информацию для Вас подготовила педагог-психолог МАОУ Константиновская СОШ

Анна Шилина