III Критерий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Волшебные шашки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 «Василек»

                                          для детей дошкольного возраста (6-7 лет)

направление: социально – педагогическое

Ф.И.О. педагога: Сальва Лариса Георгиевна.

Цель:

– раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки;

– организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Ожидаемые результаты освоения программы

– развитость умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;

– повышение уровня развития развиваются пространственное воображение и мышление;

– сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации программы: 3 года обучения.

Количество занятий в неделю: 2 раза

Возраст обучающихся: дети дошкольного возраста 5-7 лет

Формы занятий:

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.

В старшей группе – 20 минут

 В подготовительной к школе группе – 30 минут.

Методическое обеспечение:

Учебно-тематический план

Перспективный план

Конспекты занятий

                                         Условия реализации программы

  1. Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям
  2. Оборудование, инвентарь.

                                       

                               

                                         Пояснительная записка

Необходимость разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, на мой взгляд, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательных учреждениях города и области занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры в детских садах). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

Программа «Волшебные шашки» предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Во-первых, на занятие всегда приходит один и тот же герой – Филя, который готовит им сюрпризы, рассказывает сказки, загадывает загадки, обучает ребят игре. Во-вторых, несколько занятий посвящается знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). В-третьих, на мой взгляд, самое главное, обучение начинается с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника?). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами. Таким образом, у детей развивается познавательная активность, образное и аналитическое мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шашки. Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику детского сада. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач (развитие любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В приложение программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению анализировать, обобщать и делать выводы. Примерные сценарии занятий, викторин и развлечений могут служить для разработки собственных сценариев на любую тему.

– Программа разработана в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ;

- Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993).

- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155).

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:

– желание ребенка,

– способности ребенка,

– желание родителей.

Методы, приёмы и формы работы:

  1. Беседы.
  2. Практические упражнения.
  3. Групповые обсуждения игровых моментов.
  4. Товарищеские турниры.

Предполагаемый результат:

  1. Решение простейших задач на доске.
  2. Участие детей в турнире на приз детского сада.
  3.  Участие детей в городском турнире.
  4. Турниры с родителями

                            Учебно – тематический план кружковой работы

Дата

Деятельность детей

Сентябрь

Набор детей, знакомство с детьми

 История шашечной игры

Знакомство с шашечной доской, шашками

Знакомство с правилами игры

Знакомство с простой шашкой

Октябрь

Показательная игра

Продолжить знакомство с простой шашкой

Метод передвижения шашек  по полю

Знакомство с дамкой и ее роль

Ноябрь

Ходы простой шашкой и дамкой

Закрепить ходы простой шашкой и дамкой

Игры ограниченным количеством шашек(4,8,12)

Декабрь

Игры ограниченным количеством шашек (4,8,12)

Участие детей в окружных соревнованиях «Русские шашки»

Январь

Решение простых задач на доске

Решение сложных задач на доске

Участие родителей и детей в окружных семейных соревнованиях «Русские шашки»

Февраль

Подготовка к шашечным турнирам

Тренировочные турниры

Тренировочные туры

Март

Турнир среди кружковых детей

Апрель

Игры с детьми 6 – 7 лет

Май

Шашечный турнир с родителями

        

Три  года обучения предполагает два занятия в неделю продолжительностью 20 – 30 мин. Количество в кружке 6 детей, возраст детей 6 – 7 лет.

                                                         Рабочая  программа

«Школа мяча»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 «Василек»

для детей дошкольного возраста

направление: физкультурное

Ф.И.О. педагога: Сальва Лариса Георгиевна.

Цель программы:  развитие деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной),  улучшение физического развития, физической подготовленности детей посредством владения мячом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет,длительность занятий – 25 мин., второй – для детей 6-7лет,длительность занятий– 30 мин. Обучение дошкольников по программе «Школа мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность.  Наполняемость групп 15 человек.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае)

                                                       Пояснительная записка.

« Здоровый, физически развитый человек -

самое драгоценное произведение природы»

Т. Харлейль

  Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

Значительное место в развитии дошкольников занимают игры с мячом. Они развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера и меткости. В играх с мячом развиваются физические качества ребёнка – быстрота, прыгучесть, ловкость. Такие игры благотворно влияют и на работоспособность дошкольников. Игры с мячами различного веса и объёма увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы.

        

Систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности, выдержки. Особенно большое значение придаётся возникновению положительных эмоций, поскольку они – самые действенные, полезные.

         Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребёнка к коллективу, к деятельности

«вместе». Если ребёнок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить

с другими детьми, ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, в команде, он учится слаженно работать с партнёрами.

          Особое место занимают игры соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение выигрывать и достойно проигрывать. Ведь не только положительные, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.

         Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную (способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности). Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом и речевые центры в частности.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей.

         Исходя из выше сказанного, была составлена рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста «Школа мяча» по обучению правильного владения мячом, развития важных качеств и жизненно необходимых навыков. Данная программа написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой.

Разработка рабочей программы обусловлена нормативно-правовой базой:

·        приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·        Конвенцией ООН о правах ребёнка;

·        законом «Об образовании в Российской Федерации»;

·        социальным заказом родителей;

·        желанием самих детей;

·        Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической

культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О 

совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;

·        «Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс, 2001).

Цель программы:  развитие деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной),  улучшение физического развития, физической подготовленности детей посредством владения мячом.

Задачи:

Оздоровительные:

-сохранять и укреплять основные физиологические системы организма, физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

Образовательные:

-познакомить детей с элементарными правилами спортивных игр: волейбол, футбол, баскетбол и их историей возникновения.

Развивающие

-формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации;

-формировать навыки ведения мяча ногами, передаче  и ударам по воротам и умение применять их в игровой ситуации;

-развивать у детей умение владения мячом на достаточно высоком уровне, меткость, глазомер, самостоятельность, творчество в двигательной деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать внимание, способность ориентироваться в пространстве, умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами,

действиями товарищей;

-воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;

-формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой.

Для родителей:

-формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Принципы физического воспитания.

В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

1.     всестороннее и гармоническое развитие личности;

2.     связь физической культуры с жизнью;

3.     оздоровительная направленность физического воспитания;

4.     непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

5.     постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

6.     цикличное построение занятий;

7.     возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий:  для детей 5-6 лет – 25 мин., 6-7 лет – 30 мин. Наполняемость групп 15 человек. 

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Программа «Школа мяча» рассчитана на детей дошкольного возраста 5 -7 лет.

                                        Возрастные особенности детей 5 -7 лет.

Возрастной период от 5 – 7 лет называют периодом «первого вытяжения»; за один год ребёнок может вырасти до 7-10 см., на протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200 г, а роста – 0,5 см. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено. В этом возрасте у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. Это как раз и применяется во всех играх с мячом. В возрасте 5-7 лет улучшаются координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется доступность  в умении выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией.  

         В этом возрасте совершенствуются основные процессы ЦНС: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды  условного торможения. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему. Интенсивно формируется сердечно-сосудистая  система.                                                                Исследования по определению общей выносливости детей (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной  систем у детей этого возраста достаточно высокий.                                                                                         

                     

           

                 Учебно-календарный план для детей 5-6лет (старшая группа)

Сентябрь

Задачи

 1.Знакомить детей с мячом для футбола, волейбола, баскетбола.

 

2.Учить сочетать замах с броском при метании.

 

3.Развивать глазомер, точность движения.

 4.Соблюдать правила игры с мячом.

5. Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка

Занятие 1

Мониторинг

Занятие 2

Разминка:Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух с продвижением вперёд.

ОРУбез предметов.

ОВДбеседа «Знакомство с мячом для футбола, волейбола, баскетбола»

П/И «Прокати и попади»

П/И«Мяч сквозь обруч»

Дыхательная гимнастика: (стр.139)

Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.142)

Занятие 3,4

 Разминка. Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

ОРУ без предметов.

ОВД 1. Катание мяча «змейкой» между предметами

2. Метание мяча в вертикальную цель (правой и левой рукой).

П/и «Попади в цель»

П/и «Брось - догони»

Дыхательная гимнастика: (стр. 139).

Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.142)

Октябрь

Задачи

 1. Учить забрасывать мяч в вертикальную цель.

 2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног.

 3.Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремлению к качественному выполнению движения.

 

 

Занятие 1,2

 Разминка:Ходьба друг за другом, бег. Чередование ходьбы и бега.

 ОРУс малым мячом.

 ОВД1. Отбивание мяча о землю двумя руками, стоя на месте.

2.Забрасывание мяча в вертикальную цель

 П/и «Брось – догони»

 П/и « Быстрый мячик»

 Дыхательная гимнастика: (М.Ю.Картушина стр.162)

 Релаксация: (М.Ю.Картушина стр.169)

Занятие 3,4

 Разминка Ходьба в колонне по одному, бег с высоким подниманием колен.

Оздоровительный бег до 1,5мин.

 ОРУ с малым мячом

 ОВД1. Бросание мяча вверх и ловля его одной, двумя руками.

2. Самостоятельные игры с мячами

 П/И«Быстрый мячик»

 Дыхательная гимнастика

 Релаксация

Ноябрь

Задачи

 1.Учить подбрасывать мяч и ловить его, делая при этом хлопок в ладоши.

 2. Принимать правильную стойку, делать бросок в баскетбольную корзину.

Занятие 1,2

 Разминка. Ходьба на носках, ходьба «Муравьишки», «Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух ногах.

 

Занятие 3,4

 Разминка:Ходьба и бег в колонне по одному.

1.Беседа «Мой веселый, звонкий мяч»

2.Прокатывание мяча по полу между предметами «змейкой», до ориентира, вокруг

 

3. Показать детям презентацию «Кто придумал мяч», рассказать о мяче.

 

4. Учить детей работать дружно в коллективе.

ОРУ с мячом

 

ОВД 1. Бросание и ловля мяча с хлопком

2. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

 

П/и «Ловкая пара»

 

П/и «Ловишки с мячом»

 

Дыхательная

гимнастика (стр. 139)

 

Релаксация (М.Ю.Картушина стр.107)

ориентиров.

 

П/и«Догони мяч»

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

Декабрь

 

Задачи

 

1.Учить детей бросать мяч друг другу, делать хлопок

 

2. Отбивать мяч

двумя руками, шагая в прямом направлении, сохраняя равновесие.

 

3. Соблюдать правила игры.

 

4. Учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба, бег.

Ритмическая гимнастика:

 «Кукла» (М.Ю.Картушина стр.35)

 

ОВД 1. Бросание мяча друг другу с хлопком.

 

П/и «Мяч среднему»

 

П/и «Сбей мяч»

 

Дыхательная гимнастика (стр.139)

 

Релаксация(М.Ю. Картушина стр. 181 «Песок»)

 

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба, бег.

 

ОРУ со средним мячом

 

ОВД 1. Отбивание мяча о пол двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении

2. Метание в вертикальную (цель, которой на высоте 2м. от земли)

 

П/и «Мяч об пол»

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

Январь

 

Задачи

 

1. Учить делать поворот, подбрасывая мяч вверх.

 

2. Метать мяч правой и левой рукой, принимать правильную стойку при метании.

 

3. Развивать физические качества (ловкость, настойчивость, уверенность в себе).

 

 

 

 

Занятие 1,2

 Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен. Медленный бег. Ходьба и бег чередуются.

 ОРУ без предметов

 ОВД 1. Бросание мяча и ловля его с поворотом кругом.

2. Метание мячей разного веса и размера правой и левой рукой.

 П/и «Кати в цель»

 П/и «Мяч сквозь обруч»

 Дыхательная гимнастика (М.Ю.Картушина стр.180 «Аромат цветка»)

 

 

Занятие 3,4

 Разминка. Ходьба и бег в колонне по одному. Перестроение в колонны.

 ОРУбез предметов

 ОВД 1. Отбивание мяча о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от пола.

2. Забрасывание мяча в горизонтальную цель

 П/и «Подвижная мишень»

 П/и «Быстрый мячик»

 Дыхательная гимнастика

 Релаксация

 

Февраль

Задачи

 

1.Учить работать с мячом, в движении, прокатывая мяч левой и правой ногой, сохраняя равновесие.

 

2. Развивать глазомер.

 

3.Сопереживать успехам своих товарищей.

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба и бег

«змейкой».

 ОРУ без предметов

 ОВД 1. Бросание мяча друг другу и ловля его в движении

2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами.

 П/и «Попади в ворота»

 П/и «Быстрый мячик»

 Дыхательная гимнастика

 Релаксация (М.Ю.Картушина стр.192)

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба и бег

«змейкой».

  ОРУ без предметов

 ОВД 1. Бросание двумя руками набивного мяча

2. Забрасывание мяча в горизонтальную цель.

 П/и «Попади в цель»

 П/и «Мяч об пол»

 Дыхательная гимнастика

 Релаксация

 

Март

Задачи

 

1.Учить работать с мячом прокатывая его ногой между предметами.

 2. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта.

 . Учить играм с элементами соревнования.

Занятие 1,2

 

Разминка.Ходьба на носках. Бег с высоким подниманием колен ОРУс большим мячомОВД1. Отбивание мяча одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами

П/и«Ловкая пара

Дыхательная гимнастика(стр. 139)

Релаксация (М.Ю.Картушина стр.192)

 

Занятие 3,4

 

Разминка Ритмическая гимнастика «Волшебный цветок» (стр. 137)

ОРУ с большим мячом

 ОВД 1. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

2. Соревнования с мячом

Дыхательная гимнастика

Релаксация

 

 

 

Апрель

Задачи

 

1.Учить элементам спортивных игр с мячом.

 

2. Развивать быстроту, силу, ловкость.

 

3. Учить детей проявлять инициативу, творчество.

 

Занятие 1,2

 Разминка. Игровая

гимнастика под музыку «Аэробика для малышей»

 ОРУ без предметов

 ОВД 1. Отбивание мяча о стенку, с хлопком, поворотом, отскоком от земли

2. Бросание и ловля мяча из положения сидя

 П/и «Догони мяч»

 П/и «Ловкая пара»

 Дыхательная гимнастика (стр. 139)

 Релаксация (М.Ю. Картушина стр.192)

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Игровая гимнастика под музыку «Аэробика для малышей»

 

ОРУс массажным мячом

 

ОВДИгры – эстафеты с мячом

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

Май

Задачи

1.Развивать двигательную активность детей в игровой деятельности.

 2. Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнований, в играх эстафетах.

 3.Продолжать развивать в детях красоту, грациозность, пластичность движений

4.Определить  уровень психомоторного развития группы

Занятие 1,2

 Разминка.Игровая гимнастика под музыку «Аэробика для малышей»

ОРУс массажным мячом

 ОВД Самостоятельные игры с мячом.

 Дыхательная гимнастика(139)

 Релаксация(М.Ю.Картушина стр.192)

 

 

 

 

 

Занятие 3

 Спортивный праздник

 

«Волшебный мяч»

 Соревнования по мини баскетболу.

 Занятие  4

 

Мониторинг

Всего:

36 часов

 

 

 

Учебно-календарный план для детей 6-7лет (подготовительная группа)

 

Сентябрь

Задачи

 

1.Учить детей метать мяч в горизонтальную цель, развивать глазомер.

 

2. Развивать двигательную активность детей.

 

3. Учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.

 

4. Выявить исходные данные психомоторного развития ребёнка

 

 

 

 

 

 

Занятие 1

Мониторинг

 

Занятие 2

 

Разминка. Ходьба в колонне по одному, бег.

Ходьба и бег в чередовании

 

ОРУ С массажным мячом

 

ОВД 1. Катание мяча в заданном направлении 2.Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5м.

 

П/и «Горизонтальная мишень»

 

П/и «Точный удар»

 

Дыхательная

гимнастика (М.Ю.Картушина стр.192)

 

Релаксация (192)

Занятие 3, 4

 

Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, перекат с пятки на носок.

 

ОРУ С массажным мячом

 

ОВД 1. Метание вдаль мяча с нескольких шагов.

2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

 

П/и «Полоса препятствий»

 

Дыхательная гимнастика

(М.Ю.Картушина стр.192)

 

Релаксация (192)

 

Октябрь

Задачи

 

 

.1. Учить детей метать мяч вдаль с нескольких шагов.

 

2. Развивать быстроту, ловкость, выносливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий

 

ОРУ без предметов

 

ОВД 1. Метание вдаль мяча с нескольких шагов.

2.Бросание вверх мяча  и ловля двумя руками

 

П/и«Не упусти мяч»

 

Дыхательная гимнастика:упражнение «Насос» (стр 154)

 

Релаксация(М.Ю.Картушина стр.50)

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба в колонне по одному, по два, по три.

Бег змейкой.

 

ОРУ без предметов

 

ОВД 1. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

2. Игры – эстафеты с мячом.

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация (см. занятие №1)

Ноябрь

Задачи

1.Учить метать мяч вдаль правой и левой рукой, отбивать мяч о землю двигаясь «змейкой».

 

2. Развивать глазомер, учить принимать правильную стойку при забрасывании мяча в корзину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1,2

Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»

 

ОРУ С массажным мячом

 

ОВД 1. Метание мяча вдаль на расстояние 6-12м правой и левой рукой.

2. Отбивание мяча о землю, двигаясь «змейкой»

 

П\и «Ловишки с мячом»

 

Дыхательная гимнастика (стр. 67)

 

Релаксация (стр.77)

Занятие 3,4

Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»

 

ОРУ С массажным мячом

 

ОВД 1. Бросание мяча от груди, через голову.

2. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

 

 

 

 

Декабрь

Задачи

 

1.Учить детей делать под музыку двигательные движения

2. Учить бросать мяч и ловить его с поворотом кругом.

 

3. Развивать двигательную активность детей.

 

4. Продолжать учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.

 

Занятие 1,2

 

Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)

 

ОРУ без предметов

 

ОВД 1. Бросание мяча друг другу и ловля его с поворотом кругом

2.Отбивание мяча о землю двумя руками, продвигаясь

бегом.

 

П/и «Прокати и попади»

 

П/И «Играй, играй, мяч не теряй»

 

Дыхательная гимнастика (стр.75)

Релаксация (стр.77)

 

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)

 

ОРУ без предметов

 

ОВД 1. 1. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.

2. Игры – эстафеты с

мячом.

 

П/игра «Проведи мяч»

 

П/игра « Поймай мяч»

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

Январь

Задачи

 

1.Учить детей метать мяч в горизонтальную цель, развивать глазомер.

 

2.Развивать двигательную активность детей.

 

3. Учить детей метать мяч различного веса и размера.

 

4. Продолжать учить быть заботливыми и внимательными друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.

 

ОРУС массажным мячом.

 

ОВД 1.Отбивание мяча о землю одной рукой продвигаясь вперед.

2. Метание вдаль мячей разного веса и размера правой и левой рукой.

 

П/и«Не упусти шарик»

 

П/и«Игры –эстафеты»

 

Дыхательная гимнастика(стр. 79)

 

Релаксация(стр.77)

 

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.

 

ОРУ С массажным мячом.

 

ОВД 1.Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.

2.Отбивание мяча о пол продвигаясь по кругу.

 

П/и «Проведи мяч»

 

П/и «Быстрый мяч»

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация

Февраль

Задачи

 

1.Развивать двигательную активность детей в игровой деятельности.

 

2. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами

соревнований, в играх эстафетах.

 

3.Продолжать развивать в детях красоту, грациозность, пластичность движений.

 

 

 

 

 

 

Занятие 1,2

 

Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)

 

ОРУ без предметов.

 

ОВД 1. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.

2.Отбивать мяч о пол поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.

 

П/и« Быстрый мяч»

 

Дыхательная гимнастика (стр.86)

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» (стр.70)

 

ОРУ без предметов.

 

ОВД 1. Прокатываниемяча ногами.

2.Самостоятельные игры с мячом, соревнования.

 

П/и«Кто быстрее»

 

П/и« Попади в цель»

 

Дыхательная гимнастика

 

Релаксация 

Март

Задачи

 

1.Учить детей бросать мяч через сетку двумя руками.

 

 

2. Учить детей играть в футбол и баскетбол.

 

 

3. Развивать у детей глазомер

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.

 

ОРУ со средним мячом.

 ОВД 1. Бросание мяча через сетку двумя руками.2.Метание мяча в движущуюся цель правой и левой рукой.П/и«Не упусти шарик»

Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (стр.77)

 

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба с перешагиванием через предмет. Бег с преодолением препятствий.

 

ОРУ со средним мячом.

 

ОВД                                                1. «Мы футболисты»

2. «Мы волейболисты»

 

Дыхательная гимнастика

 Релаксация

Апрель

Задачи

 

1.Учить детей прокатывать мяч, попадая в ворота.

 

2.Учить детей играть в спортивные игры.

 

 3. Продолжать учить детей быть заботливыми и внимательными друг к другу

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»

 ОРУ без предметов.

ОВД 1. Метание мяча с

нескольких шагов.

2. Прокатывание мяча правой и левой ногой между предметами

 П/и«Игры с элементами футбола»

Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (стр.77)

Занятие 3,4

 

Разминка. Ходьба с высоким подниманием колен, бег – «змейкой»

 ОРУ без предметов.

 ОВД 1.Метание мяча с

нескольких шагов.

2. Прокатывание мяча ногой, попадания в ворота

 П\и «Волейбол с воздушными шарами»

 Дыхательная гимнастика

 Релаксация

Май

Задачи

 

1.Закрепить метание мяча в горизонтальную цель.

 

2.Развивать двигательную активность детей.

 

3 Весело и празднично проводить праздники.

 4. Определить  уровень психомоторного развития группы

 

Всего:

Занятие 1,2

 

Разминка. Ходьба в колонне по одному Бег между предметами

 

ОРУ с большим мячом

 

ОВД 1. Метание в горизонтальную цель

2. Прокатывание мяча между предметами

П/и«Полоса препятствий»

Дыхательная гимнастика (192)Релаксация (77)

 

Занятие 3

 

Спортивный праздник

 

    «Мы спортсмены»

 

 

Занятие 4

 

 

Мониторинг

36 часов

 

                                                     Содержание программы

Образовательная деятельность в рамках рабочей программы «Школы мяча» рассчитана на два года: первый для детей 5-6лет, второй – для детей 6-7лет. Обучение дошкольников в «Школе мяча» проходит поэтапно. На каждом занятии навыки владения мячом дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий с мячом. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребенка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением самых простых действий.

Обучение в «Школе мяча» состоит из трех этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования двигательных знаний и навыков.

Этап начального обучения.

Ожидаемые результаты:дети учатся простейшим действиям с мячом для развития координации движений, развивают умения следить за траекторией полета мяча, вырабатывают быструю ответную реакцию на летящий мяч.

Этап углубленного обучения

Ожидаемые результаты: дети активно знакомятся с элементами спортивных и подвижных игр с мячом; их действия принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания упражнений характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения.

Этап закрепления и совершенствования двигательных знаний и навыков

Ожидаемые результаты:закрепление полученных знаний, умений и навыков владения мячом в спортивных играх и эстафетах. Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Формы и режим занятий:

Занятия с мячом строятся аналогично занятиям общеразвивающего вида, т.е. состоят из трёх частей.

1. Первая (вводная) часть. Включает строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, ОРУ.

2. Основная часть - работа с мячом.

2.1 Подвижная игра.

3. Заключительная часть включает комплекс упражнений на расслабление мышц и снятие утомления.

 Список литературы

1.  Адашкявичене, Э.Й. Баскетбол для дошкольников.  –– М.: Просвещение, 2009г., - 239 с.

2. Адашкявичене,  Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду–– М.: Просвещение, 2010г., - 189с.

3. Вавилова,  Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. –– М.: Просвещение, 1981г., - 133с.

4. Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. –– М.: Просвещение, 2004г., - 176с.

5.  Волошина, Л.М., Курилова, Т.В. Игры с элементами спорта. –– М.: Просвещение, 2004г., - 156с.

6. Дайлидене,  И.Ю. Поиграем, малыш! –– М.: Просвещение, 2012г., - 267 с.

7. Кузнецова М.Н., «Обучение элементам игры в футбол» // «Инструктор по физкультуре» № 4 - Москва ТЦ «Сфера», 2009г. – 4-7с.

8. Антонов, Ю.Е «Школа мяча» // «Инструктор по физкультуре» № 3-. Москва ТЦ «Сфера», 2013г. – 10-14с.

9. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. –– М.: Просвещение, 2008г., - 203с.

10. Маврудиева Н. Подвижные игры как средство развития двигательных качеств и оформления специфических умений в обучении по минибаскетболу. . – СПб.,2009г.- 255с.

11. Ноткина,  Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – СПб.,2012г.- 144с.

 Требования к уровню подготовки воспитанников

У детей дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель у детей дошкольного возраста становится правильнее, свободнее, все движения достигаются определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.

Ребенок 6-7 лет в состоянии понять сущность коллективной игры  с мячом, цель и её правила. Во время игры он должен уметь определять расстояние, траекторию полета мяча, его вес и  упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действий с мячом. В 5-7 лет дети могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

Важнейшим требованием к уровню  подготовки воспитанников является принцип отбора содержания для начального обучения детей приемам игры в баскетбол. Выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой  подвижной игры с мячом, которые доступны детям дошкольного возраста, соответствуют его физическому развитию и дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

 Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимых для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

 

                            Способы проверки знаний, умений и навыков детей

3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован.

1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов — отказ от выполнения движения.

По результатам диагностики определяется уровень психомоторного развития группы, выявляются наиболее выраженные нарушения статической, динамической, зрительно-моторной или тонко дифференцированной координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.

Iблок: упражнения с передачей мяча

 

Тест

Условия выполнения

Результат

Высокий уровень

3балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1балл

1

Передача мяча двумя руками в парах, стоя на месте

Расстояние 2, 5-3м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

2

Передача мяча двумя руками в парах с отскоком о землю

3-4м

8-10 раз

3-7 раз

0-2 раза

3

Передача мяча двумя руками в парах, передвигаясь вперёд боковым галопом

10м  (не уронить мяч)

8-10м

5-7м

1-2м

IIблок: упражнения с ведением мяча

1

Ведение мяча на месте двумя руками

10с

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

2

Ведение мяча правой и левой рукой вокруг себя

Время не ограничено

Более 10 раз

5-7 раз

1-2 раза

3

Ведение мяча правой и левой рукой, шагом продвигаясь вперёд

Расстояние 10м (не потерять мяч)

10м

1-2м

IIIблок: упражнения с бросками мяча в корзину

1

Бросок мяча в корзину, поставленную на пол, способом от груди

10 бросков, расстояние до корзины 2м

8-10 раз

3-7 раз

0-2м

2

Бросок мяча в кольцо, стоя на месте, двумя руками, способом из-за головы

5 бросков, расстояние до кольца 2,5-3м

4-5раз

2-3 раза

 

0-1раз

3

Бросок мяча в кольцо после ведения с фиксации остановки

3 броска, ведение – 5м

3 раза

1-2 раза

0

Сумма балов за тесты

27

18

9

Высокий уровень – от 19 до 27 баллов, ребёнок освоил все элементы владения мячом, выполняет уверенно, свободно, в хорошем темпе.

Средний уровень – от 10 до 18 баллов, ребёнок выполняет все элементы владения мячом, но допускает незначительные ошибки.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов, ребёнок допускает много ошибок, слабо координирован, глазомер слабо развит.

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                               

Рекомендовано:

Педагогическим советом

МБДОУ ЦРР – детский сад № 19

«Василёк» ГО «г. Якутск»

Протоколом  _№1_

 от _1 сентября_ 2019 г.

«Утверждаю»:

Заведующей МБДОУ ЦРР –

Детский сад № 19 «Василёк»

ГО «г. Якутск»

_______________ М.А.Бойкова

                                    Самоотчет по кружковой работе   «Школа мяча»

Автор: Сальва Л.Г.

Как бы ни изменялись игрушки, есть среди них такие, которые любимы во все времена. Одна из них – мяч, древнейшая игрушка человечества. Не секрет – в мяч играют все, и дети, и взрослые. Спортивные игры, подвижные игры радуют детей и взрослых.  Подбрасывая яркие и необычные мячи, современные дети даже не догадываются, что, то же самое делали их сверстники еще в Древнем Египте.

Обычно мяч рассматривают как средство для развития физических качеств – ловкости, меткости, силы, координации. Однако возможности этой игрушки не имеют границ. Для подвижных игр с мячом характерна высокая интеллектуальная динамичность, связанная с решением внезапно возникающих двигательных задач.

 Но сейчас возникла проблема,  в наш технократический век детские подвижные и спортивные  игры с мячом, взятые из сокровищницы народных игр: «Лапта», «Горелки», «Картошка», «Бей и беги», незаслуженно забыты. Все чаще можно встретить во дворе скучающих мальчишек и девчонок, не умеющих себя занять, равнодушных к спортивным играм. Для ребенка потеря в движениях – это потеря в здоровье. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Создатель системы общественного дошкольного воспитания Фридрих Фребель считал, что мяч является средством всестороннего развития ребенка - дошкольника. Не случайно П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «…задачи физического образования будут состоять в умении изолировать отдельные движения и сравнить их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью…» Многие исследователи констатируют, что подвижные игры и игры с элементами спортивных игр,  являются средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением по формированию положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. В высказываниях Е.А. Аркина отмечено, что подвижная игра является мощным и незаменимым средством развития ребенка, приучает к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий.

Актуальность данной проблемы послужила разработке программы дополнительного образования «Школа мяча».  Выстроенная система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством использования мяча, оказывает влияние на развитие физических качеств, активность всех видов двигательной сферы.

 Цель: Обогащение двигательного опыта детей 5-7-го года жизни посредством подвижных и спортивных  игр с мячом.

Задачи: 1. Объединить усилия всех участников образовательного процесса по восстановлению игрового пространства детства.

 2. Создать условия для приобретения детьми двигательного опыта.

3. Развивать физические качества у дошкольников средствами техники игры в волейбол, баскетбол, пионербол.

4. Воспитывать потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям с мячом, умение подчинять собственные желания интересам коллектива.

Разучивая двигательные действия с мячом, обратила внимание, что такие игры привлекают и радуют детей. В своей работе я уделяю им особое внимание. Анкетирование родителей показало, что 87% желают, чтобы их дети занимались различными видами спорта, т.к. у большинства родителей нет возможности водить дошкольников в спортивные секции. Учитывая это, организовала кружок «Школа мяча». Для организации игр с мячом необходимы соответствующие условия. Были приобретены мячи: баскетбольные, волейбольные, волейбольная сетка, мини-кольца, оборудована спортивная площадка на территории детского сада, чтоб дети осенью и весной занимались мячами.  Спортивный кружок посещают дети со старшего возраста, девочки и мальчики 5 - 7 лет. Отбор детей провожу исходя из занятости ребенка в каких-либо других спортивных секциях и состояния его здоровья. Работа в кружке «Школа мяча» строится на основе тематического планирования. Все занятия провожу в игровой форме, поэтому дети не испытывают усталости. Продолжительность занятий зависит от возраста детей: в старшей группе - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.

Работа с детьми в играх с мячом строится на следующих основных принципах:                

  • доступность – подбор оборудования, комплекса упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей;
  •  постепенность – от «простого» к «сложному»;
  •  систематичность - (не реже двух раз в неделю). Познавательные беседы об истории спортивных игр, показ презентаций «История мяча», «Летние и зимние виды спорта», «Волейбол» расширили представления детей о многообразии видов мячей и спорта. Мною была подобрана и представлена серия видеороликов: «Баскетбол для дошкольников», «Все на футбол!!!» и др. Их просмотр повысил детский интерес к коллективной игре, к играм соревновательного характера.

 Дети 5-6 лет обучались игре с мячом по упрощенным правилам, дети возрастной категории 6-7 лет освоили технику ведения мяча с поворотом. При организации и проведении игр-соревнований, эстафет, спортивных состязаний руководствовалась программой «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной эмоционального настроя. Использую самостоятельные свободные игры («Играй, играй, мяч не теряй», «Замри»), где дети, проявляя творчество, выполняют понравившиеся им упражнения. В процессе таких игр-занятий у детей отмечается положительная мотивация к выполнению определенных элементов, оптимистическое отношение к своим возможностям. Провожу игры на релаксацию «Ежик», «Вдох – выдох» и др. Применяю  дыхательную гимнастику  В.М. Стрельниковой.  Проявление таких физических качеств, как сила, выносливость, ловкость смекалка, выдержка, находчивость, воля к победе было отмечено педагогами и родителями во время проведения спортивных соревнований «Веселые старты», «Надежда – Туймаады», а так же праздников, развлечений.  В ДОУ  провожу беседы, консультации, выпускаю информационные листы  «Играем дома», «Физкультура – это здорово!»). Активная позиция родителей отразилась в организации совместных спортивных досугах: «Папа, мама, я – спортивная семья». Для повышения эффективности уровня подготовленности проводится мониторинг на начало и на конец учебного года, таким образом, отслеживается динамика умений и навыков детей.

Занимательная предметно-пространственная среда спортивного зала, комплексная система упражнений и игр с мячом оказали влияние на развитие двигательных способностей, совершенствование физических качеств, формирование предпосылок здорового образа жизни. И пусть мы не добились больших рекордов Олимпийских игр, но даже маленькие крупицы достижений детей сегодня говорят об их успехах!



Предварительный просмотр:

                       Самоотчет по кружковой работе «Волшебные шашки»

                                          Автор: Сальва Л.Г.

Несколько лет я являюсь организатором кружка, который назвала «Волшебные шашки».

Моя многолетняя работа в этом направлении имеет немалый успех, и я поделюсь своим опытом работы.

Шашки – настольная, интересная и всесторонне развивающая игра для детей и взрослых.

Какую же пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра.

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей,  способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Большая часть детей  подвижны и активны, и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, а эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

Также игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать, принимать решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения , воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон.

Начинать обучение детей игре в шашки я рекомендую со старшей группы детского сада,

с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая  и наглядно-образная функция мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. Дети пятилетнего возраста могут заниматься  25 минут и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Всегда найдутся активные и любопытные  дети, которые любят» что-то новенькое».

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.

Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте или привлечь героя из сказки, который знает, как играть.

Самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед.

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но как показывает мой опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений.

Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному.

Сначала  идет знакомство детей с историей возникновения этой игры, показ слайдов, затем дети знакомятся с шашечной доской, с фишками черного и белого цвета, после чего дети учатся правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее.

Обратить внимание,  когда  шашка может перейти в дамку, это происходит только тогда, когда шашка достигнет поля противника, пройдет благополучно поле  и займет последнюю клетку  врага. Обычно шашку просто переворачивают и она считается дамкой.

Дети гордятся своей дамкой и стараются сделать их как можно больше, ведь преимущество ходов у нее больше. Дамка ходит вперед и назад, делает длинные по диагонали ходы и может съесть больше, чем обычная шашка.

Детям надо рассказать  в чем цель игры, в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы.

Усвоив общие сведения о шашках, можно ознакомить с основными правилами игры.

Конечно неопытные игроки могут расстроится, потерять интерес к игре, упасть духом.

В такие моменты я конечно же подбадриваю детей, стараюсь помочь им, предлагаю не торопится, подумать и сходить по- другому.

Для игры в шашки мною используется большое настенное шашечное поле. Дети с удовольствием играют, пробуют себя.

Моя задача не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его. Для этого игры проводить по желанию и не дольше 25 – 30 минут и 2 раза в неделю, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Необходимо помнить, что играть  в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но так же и  слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки).

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься  не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относится к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. На протяжении всего времени занятий нужно доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки,

нужно много тренироваться и относится к этому делу серьезно и ответственно.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки, дети должны мысленно рассуждать в ходе игры при каждом шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, строить различные комбинации, выбирать самый верный и целесообразный ход. Итоговые занятия проводятся в виде соревнований между мальчиками и девочками, родителями, выходами на окружные и городские шашечные турниры. А так же дети с родителями принимают активное участие в семейных шашечных соревнованиях.

Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом, помогает поверить в себя, в свои силы.

Игра в шашки – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.


Предварительный просмотр: