Инновационная деятельность (проекты)

Лысова Галина Юрьевна

Инновационная деятельность (проекты)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 5 «Мечта»

https://xn--80ajgcbgfeb0bafhp5f.xn--p1ai/assets/images/resources/1070/cf05ad78339fcddd8373cb03aed6418ee624ffb6.jpg

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

в старшей группе

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

                                                                                         подготовила:

воспитатель: Лысова Г. Ю.

Нижневартовск, 2020

Проект «Синичкин день»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный 1 неделя.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность проекта: недостаточные знания детей о жизни птиц в зимний период и о том, как человек может помочь птицам перезимовать.  

Цель проекта: приобщить воспитанников группы и их родителей к проблеме бережного отношения к природе, в частности к зимующим птицам.

Задачи проекта:

Образовательные:

-сформировать представления о взаимосвязи погодных условий (понижение температуры) и условиями жизни птиц;

- познакомить детей с видами подкормки синиц.

- сформировать умение различать и называть зимующих птиц.

Воспитательные:

-воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помогать птицам в зимний период;

-воспитывать чувство ответственности за ежедневную подкормку птиц;

-воспитывать коммуникативные навыки работы в группе сверстников.

Развивающие:

-развивать творческие способности детей, умение отражать свои впечатления через продуктивную деятельность;

-расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы»;

-развивать познавательную активность, умение рассуждать и делать простейшие выводы.

Ожидаемый результат:

- дети обладают знаниями о всероссийском празднике «Синичкин день»;

-расширили свои знания о приспособленности птиц к жизни в зимний период;

- рассказывают о помощи человека зимующим птицам;

- пополнили словарный запас по теме проекта;

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

Продукт проектной деятельности:

- изготовление кормушек для птиц и размещение их на прогулочном участке;

- коллективная аппликация «Синички на дереве»;

- сбор корма для подкормки птиц;

- консультация для родителей «Экологический праздник «Синичкин день»».

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный

Предварительная работа с детьми:

Со стороны педагога это формулирование проблемы, определение целей и задач проекта; создание необходимых условий для успешной реализации проекта: подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, иллюстраций по теме; подбор материалов для продуктивной деятельности. Со стороны детей это вхождение в проблему. Со стороны родителей – изготовление кормушек, книжек малышек.

 Чтение произведения В.Бианки «Синичкин календарь»

Предварительная работа с родителями:

Проведение беседы с целью информирования родителей о теме проекта, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Предложить родителям дома побеседовать с детьми о зимующих птицах. Изготовить дома кормушки для птиц, книжек-малышек.

2 этап: практический

На этом этапе проходит практическая, коммуникативная, познавательная, игровая исследовательская деятельность.

Виды деятельности с детьми:

 Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа «Как живут синички?»

2. «Зиновий-синичник» русский народный праздник.

3. Беседа «Как люди заботятся о птицах».

4. Беседа «Что можно насыпать в кормушку».

5. Рассматривание альбома «Зимующие птицы»

 

Коммуникативная деятельность

1.  Рассматривание изображений зимующих птиц

2.  Чтение стихов и отгадывание загадок о синицах.

3.  Словесная игра «Перелётные или осёдлые птицы»

4. Чтение художественной литературы

5. Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса (голоса птиц)»

Продуктивная деятельность

Рисование: «Красивая птичка-синичка»

Аппликация: «Осенняя синичка»

Конструирование: «Кормушка для птиц»

 

Игровая деятельность

1.   Игра «Филин и птички»

2.  Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы и кошка»

3.   Дидактические игры:

- «Птицы представляются»

- «Собери птицу» (разрезные картинки);

- «У человека рука, у птицы…»

- «Зимуют – улетают» (по карточкам)

3.   Пальчиковая игра: «На кормушке», «Синица»

 

День недели

1 половина дня

Виды деятельности

2 половина дня

Виды деятельности

Прогулка

понедельник

Беседа «Зиновий - синичник» русский народный праздник.

Пальчиковая игра «Синица»

Чтение художественной литературы

В.Бианки «Кузя двухвостый»

Подкормка птиц на прогулке

Подвижная игра «Перелет птиц»

вторник

Беседа «Синичка – гостья нашего двора»

Речевая игра

«Зимующие или перелетные птицы?»

Чтение художественной литературы

Синицы

 Соколов-Микитов И.С.

Лепка «Синичка-птичка невеличка»

 Подкормка птиц на участке

Наблюдение за поведением птиц на кормушке

среда

Беседа «Чем можно накормить синичек?»

Дидактическая игра «Собери птицу» (разрезные картинки)

Чтение художественной литературы

И.Змановская «Синичкин день»

Раскраски птиц

Опытническая деятельность: опытным путем выяснить, какой корм больше нравиться синицам.

четверг

Беседа «Как люди могут позаботиться о птицах?» (корм, кормушки)

Рассматривание тематических картинок

Чтение художественной литературы

Георгий Скребицкий «Догадливая синичка»

Коллективная аппликация «Синички на ветке»

Подкормка птиц на участке.

Подвижная игра «Филин и птички»

пятница

Беседа «Птицы наши друзья»

Речевая игра «Четвертый лишний»

Пальчиковая игра «Птичья кормушка»

Чтение стихов о синице

Конструирование «Кормушка»

Наблюдение за птицами на кормушке. Подкормка птиц.

3 этап заключительный:

Представляются результаты проекта:

-дети узнали о празднике «Синичкин день»; знают и умеют помогать зимующим птицам.

- участие воспитанников, педагогов, родителей в акции «Покормите птиц»;

- в группе организована выставка работ детского творчества по теме проекта «Друзья синички»: аппликация «Синички на ветке», лепка «Синичка-птичка невеличка», раскраски по теме;

-для родителей оформлены консультации «Экологический праздник «Синичкин день», рекомендации по наблюдению за птицами на прогулке с детьми, памятка «Как правильно покормить птиц?»

В процессе реализации проекта «Синичкин день» дети узнали о зимующих птицах: о внешнем виде, повадках, среде обитания, чем питаются. Обогатился словарный запас детей. Дети стали более внимательными и наблюдательными по отношению к птицам.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 https://kuda-mo.ru/uploads/b674d05eb6307d04237d5cb4c7be357d.jpeg

Проект «Зимующие птицы»

                                                                                         подготовила:

воспитатель: Лысова Г. Ю.

2020

Проблема: Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап знакомства. Знакомя детей с окружающим миром через рассказывание экологических сказок, наблюдений на прогулках и в группе мы закладываем основы экологической культуры. Проект «Зимующие птицы» выбран не случайно. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод. Иногда птицы не могут пережить зиму и погибают. И наша задача воспитывать в детях любовь и желание помочь птицам.

Актуальность: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В наших сибирских условиях, в холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять проект: «Зимующие птицы».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Время реализации проекта: зимний период Возраст: 6-7 лет

Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы. Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта: 1.Сформировать у детей систему знаний о зимующих птицах.

 2. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;

Основные методы реализации проекта:

-определение темы, постановка цели и задач;

-определение методов и приемов работы;

-диагностирование экологического воспитания;

-подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;

-подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

-подбор материала для творческого труда

Основные формы реализации проекта:

 - игровая;

 -познавательная;

 -продуктивная;

 -работа с родителями.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный:

 -Обсуждение цели, задачи с воспитанниками и родителями.

 - Анкетирование родителей.

-Перспективное планирование проекта.

-Накопление методических материалов по проблеме.

2. Основной (практический)

Внедрение в воспитательно -образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птица

Дата

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

РППС

1 неделя

1.Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

2.НОД Познавательное развитие «Птицы зимой»

3.Рисование «Накормите птиц зимой».

4.Чтение рассказов: К. Ушинский «Рассказы о птицах», Н. Сладков «Дятел», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости»

5.Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.  

6.Дидактические игры «Птички на кормушках, «Кто лишний», «Каких птиц зимой не увидишь».

7.Просморт мультфильма «Высокая горка»

Оформление ширмы- передвижки «Зимующие птицы»

Консультации «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Изготовление книжек -малышек.

Внести в уголок книг п подборку литературы о птицах, картинки, иллюстрации с изображением птиц.

Оформление пособий к занятиям, дидактическим играм.

2 неделя

1.НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

2.Лепка «Снегирь на ветке рябины»

3.Рассматривание птичьих следов.

4.Дидактическая игра «Птичья столовая»

5.Экспериментирование  «Исследование различного оперения птиц с помощью лупы»

6.Квест-игра «Послание сороки».

Консультация: «Из чего можно сделать кормушку для птиц»

Оформление картотеки загадок, стихов, считалок о птицах.

3 неделя

1.Просмотр картины «Птичья столовая», иллюстраций зимующих птиц, рассказ воспитателя о зимовании птиц.

2.Отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок о зимующих птицах.

3.Коллаж «Птицы на кормушке»

4.Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»

5. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Один – много», «В зимней столовой», «Кто улетел».

6.Чтение рассказов М. Горький «Воробьишко», Н. Рубцова «Воробей», Сухомлинский «О чем плачет береза».

7. Подвижная игра «Вороны»

Изготовление кормушек совместно с родителями.

Конкурс-смотр кормушек. Выставка «Лучшая кормушка для птиц».

 «Покормите птиц зимой» Совместно с родителями. Кормление птиц.

Рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызывать интерес и желание у ребенка помогать птицам

Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.

Календарь наблюдений за птицами зимой.

Заготовка корма для птиц.

4 неделя

1.Экскурсия по «экологической тропе» Подвижные игры: «Веселый воробей», «Мяч передавай зимующую птицу называй».

2.Заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели». 3.Рисование «Снегири на ветке рябины». 4.Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (воробей, синица, ворона, сорока) из серии П.И. Чайковского «Времена года»

5. Экологическая сказка «Птицы наши друзья».

 6. Аппликация «Какие птицы живут в лесу».

7. Конкурс-викторина: «Удивительный мир птиц».

Мастер- класс «Пернатые друзья»

Выставка «Птичка сделанная своими руками».

Акции «Добрая зима для птиц», «Сало -любимое лакомство синичек», «Хлебные крошки для птиц»

Изготовление шапочек, масок с изображением птиц для подвижных игр

Подборка музыкальных композиций произведений с пением птиц, песен о птицах.

3. Заключительный этап.

Ожидаемый результат: У детей сформирована система знаний о зимующих птицах, созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Подведение итогов проекта: В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различия, повадках, об особенностях обитания в зимний период.Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек, поделок о птицах. Укрепились детско-родительские отношения. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, экологическими сказками и загадками о птицах.

Но главный результат - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не могут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

Трансляция проекта: Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ. Оформление проекта в виде презентации.

Обеспечение:

Методическое:

- Е.В. Гончарова. Региональная программа экологического образования дошкольников.

-«Проектная деятельность старших дошкольников», Журавлева В.Н.;

 - Программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»

Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ. 

М. Д. Маханева . Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

С.Н. Николаева. Эколог в детском саду. М., 2003.

Материально-техническое:

- Альбом «Зимующие птицы»;

 - Картинки, иллюстрации с изображением птиц;

-Художественные произведения.

 -Конспекты, дидактические игры, стихи, загадки.

- Настольно-печатные, подвижные игры.

БЕСЕДА: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПТИЦАХ».

Цели:

1. Формировать экологическую культуру у детей;

2. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:

1. расширить знание детей о зимующих птицах;

2. формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

3. воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

 4. вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

5. совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно -схематические модели;

6. совершенствовать диалогическую речь;

Словарная работа:

 клест, свиристель; зимующие птицы; перелётные птицы.

Оборудование к занятию: картинки с птицами, кормушка

Методика проведения занятия:

 1.Вводная часть:

 Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о

 Воробьи, стрижи, пингвины,

 Снегири, грачи, павлины,

 Попугаи и синицы:

Одним словом это – ... (птицы)

 Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах.

2.Основная часть:

Игра "Прилетели птицы"

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово "мухи" - хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово "макароны"- хлопают в ладоши).

 Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово "комары"- хлопают в ладоши).

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово "куницы"- хлопают в ладоши).

 Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы…

Все вы молодцы!

Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.

Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно.

 Послушайте стихотворение:

 Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

 Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

 Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод? Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим птичек из разных круп и семечек. Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,

 Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик!

Не робей!

 Я бывалый...(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора?

такая всем морока,

Когда трещит...(сорока)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика. (синица)

Чернокрылый, Красногрудый

 И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

Кар-кар! (ворона)

Чик-чирик, чив-чив! (воробей)

Ча-ча-ча! (сорока)

Свири-свир! (свиристель)

 Цок-цек, цок-цек! (клёст)

Рюм-рюм-рюм! (снегирь)

 Синь-синь-синь! (синица)

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

 Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед!

 В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

 Мы не ждали их к обеду.

 А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

 Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

 Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:

1. во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;

 2. подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3. кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить; 4. корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

 6. Кормушки нужно держать в чистоте.

7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

3.Заключительная часть:

 Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем. Игра называется “Угадай-ка”.

Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

 Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы!

Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: Что было сложного на занятии?

 Ответы детей.

Рефлексия

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR_A7DboLeuvM6ga94ZtDqrA https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRuqxZ_3ut861hGS3X4-TPqg https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRZydCj9bSWtkzlQxrxuRqBQ