Ваганова Жанна Валентиновна

Сайт учителя английского языка

Я люблю тех, кому преподаю. Я люблю то, что преподаю.

Профессия: Учитель английского языка

Профессиональные интересы: Педагогика, методика преподавания иностранных языков

Увлечения: Чтение классической литературы

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: Село Новая Заимка Заводоуковского ГО

Место работы: МАОУ "Новозаимская СОШ"

Звание, ученая степень: Кандидат педагогических наук

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/vaganova-zhanna-valentinovna
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент Экзюпери

 

Эссе «Я – учитель»

   Давайте знакомиться. Я – учитель английского языка сельской школы Жанна Валентиновна Ваганова. Я всегда много читала и книги помогли мне сделать профессиональный выбор. Из книг я вынесла для себя четкий и живой образ настоящего педагога: справедливый человек, с чувством юмора, который всегда и все будет делать так, как надо. Вот Карл Иванович из «Детства» Л.Н.Толстого: добрый, понимающий, любящий воспитанников как своих родных детей. Вот учитель истории Шатров из «Гимназистов» Н.Г.Гарина-Михайловского - уважающий учеников, рассказывающий так, что интересно всем. Вот директор Перский из «Кадетского монастыря» Н.С.Лескова: честный наставник, «без пятна и упрека», благородный и порядочный человек, с глубоким чувством ответственности, всегда неукоснительно выполняющий свой долг и воспитывающий личным примером. Начинающий, но вдумчивый педагог Марина Николаевна («Мой класс» Ф.А.Вигдоровой) ищет, ошибается, огорчается, и в то же время учится сама. При этом мальчишкам она передает не только основы орфографии, но и умение сочувствовать, дружить. Из этой книги я узнала о методах и приемах работы с детьми больше, чем из всех учебников по педагогике.

   Сложно описать свою работу, педагогический процесс со всей его глубиной и многогранностью того арсенала средств, который подбираешь ежедневно. Талантливый педагог Викниксор («Республика ШКИД» Л.Пантелеева и Г.Белых), умело пользующийся как «кнутом», так и «пряником», хороший дипломат, рассчитывающий и обдумывающий все, умеет выдать подростку «кредит доверия», помогающий встать на путь исправления (вспоминаю стиль его педагогической деятельности каждый раз, когда сталкиваюсь с очередным трудным ребенком, нуждающимся в особом внимании). Основатель школы имени Достоевского В.Н.Сорока-Росинский писал о том, что учитель должен уметь оценить возможности воспитуемого, постичь «диалектику его души» - и при этом оставаться самим собой.  Думаю, что школе и сейчас нужны такие незаурядные люди, и самой очень часто приходится ходить по «педагогической целине».

   В рассказе «Зимний дуб» Ю.М.Нагибина  молодая сельская учительница выяснила, почему ее ученик Савушкин опаздывает на уроки, и увидела в мальчике «чудесного и загадочного человека». Один учебный день сделал педагога мудрее и старше:  Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что «быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни». В своей работе я учитываю особенности менталитета и образа жизни сельских жителей. Городскому педагогу, приехавшему в село, особенно заметны проблемы сельской среды: меньшие фонды библиотек, сложность попасть в театр, музей, филармонию; меньшая, по сравнению с городом, социальная дифференцированность и мобильность, ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций - все это сказывается на развитии и кругозоре детей, и требует особого подхода.  

   Учитель математики Василий Васильевич Васильев («Весенние перевертыши» В.Ф. Тендрякова), которого ученики прозвали Вася-в-кубе, всегда готов прийти на помощь, понимая, что становление человека - длительный процесс. Он верит, что талантливы все люди, только иногда таланты остаются нераскрытыми. В рассказе «Учитель» Ю.Я.Яковлев вспоминает уроки своего любимого педагога: "Обычные вещи он умел повернуть такой неожиданной гранью, что они сразу менялись и обретали новое значение." Глаза учителя - "два маленьких экрана"; значит в них можно увидеть буквально все - от неприятного укора до заслуженной похвалы.  Всегда считала, что педагог может и должен стать  образцом, а его речь и поведение - средством окультуривания коммуникативной среды сельского школьника.

   По опыту знаю, что сфера деятельности сельского учителя шире, чем городского. Лидия Михайловна («Уроки французского» В.Распутина) внимательна и заботлива,  способна увидеть проблемы ребенка; решив заняться с мальчиком французским языком, она в итоге хочет помочь ему материально (играет с ним на деньги, чтобы спасти от голода). Стать таким же тонко чувствующим, душевным учителем стало в свое время моей сверхзадачей.  Учительница Аполлинария Николаевна («Еще мама» А.П.Платонова) жалеет мальчика, становится для него близким человеком, помогает ему чувствовать себя увереннее, и глаза у нее добрые, отзывчивые, веселые, а взгляд детский, «как у маленькой». Вот эта «детскость» для меня всегда была чертой, принципиальной для педагога.

   Ответственность, культура, многосторонние знания и умения должны быть присущи сельскому педагогу. Он не только хорошо знает свой предмет, детскую психологию, но и разбирается в искусстве, в курсе достижений науки, любит природу, знает жизнь и быт жителей села, понимает проблемы сельского образа жизни, местные особенности труда, досуга, обычаев и традиций. В книге «Фотография, на которой меня нет» В.П.Астафьев описывает сельского учителя Евгения Николаевича: он всегда уважительно относится к людям – старым и молодым, с образованием и без него; и люди платят ему тем же. Привлекают его жизнерадостность, оптимизм, преданность своему делу, несмотря на тяжелейшие, буквально нищенские условия жизни. Астафьев пишет: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учи­тель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб растворить­ся в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

   Ценности воспринимаются детьми через образы конкретных людей, поэтому доверительные отношения школьника с учителем делают последнего объектом для подражания, влияющим на эмоционально-волевое становление детей. Аутентичный, искренний педагог, чьи поведение и речь выражают реальные внутренние чувства, может помочь проявиться естественности и правдивости ребенка. Учитель Борис Борисович Стах («Любовь к литературе» Г.А.Горышина) «вводил в магический мир слов» и, заронив в душу ребенка любовь к своему предмету, определил жизненный путь ученика (в свое время таким человеком стала для меня моя учительница литературы). Видя эмоциональное отношение учителя к тому, что изучается, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Доверие к педагогу и его словам создают необходимые психологические условия для развития. Практика показывает: дети сразу обнаружат расхождение между тем, что говорит учитель, в чем убеждает, и тем, каков его реальный внутренний мир.

   Уверена, что восприятие педагога и учебного материала определяется в большой степени эмоциональным контактом. Отношение к педагогу определяет поведение учащегося; благодаря таким механизмам, как подражание, убеждение, эмоциональное заражение происходят изменения в качествах личности ребенка. Учитель Черпунов («Далекие годы» К.Г.Паустовского)  не просто передает детям материал, а наполняет детские души ценностями и эмоциями, рождающими смысл. А его знаменитые бутылки с наклейками «Вода из Нила» и «Вода из реки Лимпопо» до сих пор для меня являются примером правильного, яркого и захватывающего преподнесения материала. Способность учителя включать ценности в жизнь школьников определяется его личностными качествами, увлеченностью изучаемым материалом, его эмоциональной оценкой. Учитель математики Харлампий Диогенович («Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.А.Искандера) – веселый, остроумный, и его шутки, никогда не подрывавшие детскую самооценку – прекрасный метод воспитания. «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора» - согласна с писателем на 100%!

   А.П.Чехов писал о том, каким не должен быть педагог – нельзя жить только своими мелочными интересами, узким мещанским «счастьем», делающим жизнь пошлой и безликой, а уроки серыми и скучными («Учитель словесности», «Человек в футляре»). «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело... Он должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нем силу, достойную внимания и уважения», - говорил Антон Павлович. Современному педагогу нужен рост, недовольство собой, постоянное самосовершествование; ему интересен окружающий мир, люди, он не боится нового и готов меняться. Только такой учитель сможет подготовить молодых жителей села, активных и неравнодушных, способных внести новую свежую струю в сельский социум.

О себе

   Закончила ФРГФ Тюменского государственного университета и очную аспирантуру по специальности "Общая педагогика". Защитила кандидатскую диссертацию на тему "Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности". Работаю учителем английского языка в Новозаимской школе. Замужем, четверо детей.

   Моим научным руководителем в годы обучения в аспирантуре был Владимир Ильич Загвязинский - российский учёный, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета. 

image

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

У. Шекспир - "Гамлет"; М.А.Булгаков - "Мастер и Маргарита"; И. В. Гёте - "Фауст"; Антуан де Сент-Экзюпери - "Маленький принц"; Ф.М.Достоевский - "Братья Карамазовы", "Идиот"; Лев Толстой - "Война и мир", "Смерть Ивана Ильича"; Джон Толкиен - "Властелин колец"; И. Гончаров - "Обломов"; Рэй Брэдбери - "451 градус по Фаренгейту"; Ч. Диккенс - "Рождественская песнь в прозе", "Дэвид Копперфильд"; Клайв Льюис - "Лев, колдунья и волшебный шкаф"; А. Грин - "Алые паруса"; Льюис Кэролл - "Алиса в стране чудес"; А. и Б. Стругацкие - "Понедельник начинается в субботу"; В. Каверин - "Два капитана"; С. Лем - "Солярис". 

Мой взгляд на мир

   Главное - доброта и умение сопереживать. Позитивный взгляд на жизнь, умение увидеть что-то хорошее в любой, даже самой сложной ситуации. Ценю в людях открытость и доброжелательность.

   Знание иностранных языков необходимо современному человеку. Пытаюсь убедить в этом своих учеников. Люблю общаться с детьми и коллегами. Ребенок - это неповторимая личность, и нужно относиться к нему с уважением, терпением и пониманием. Считаю профессию педагога одной из самых сложных и интересных. 

Мои достижения

Грамота за многолетний добросовестный труд, успехи в воспитании детей, личный вклад в практическую подготовку учащихся (26.08.2016, пр. № 46-ос).

Мои публикации. Список опубликованных научно-методических трудов (статей):

Артистизм педагога как компонент его профессионального мастерства. (1997 г)

Артистизм учителя как элемент культуры его педагогической деятельности. (1998 г)

Тренинг педагогического артистизма как инструмент развития культуры и творческой индивидуальности учителя. (1998 г)

Стимулирование и развитие педагогического артистизма как элемент профессиональной подготовки учителя. (1998 г)

Эффект личного обаяния, или слагаемые педагогического артистизма. (Журнал "Директор школы", 1998 г)

Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (1998 г)

Педагогический артистизм: можно ли им овладеть? (Журнал "Народное образование", 1999 г)

Духовно-нравственный аспект гимназического образования. (2008 г)

Мотивационные и рефлексивные аспекты учебной деятельности как условия эффективного обучения студентов иностранным языкам. (2010 г)

Теория и практика кадрового обеспечения и языковой подготовки специалистов сферы туризма. (2010 г)

Актуальные вопросы методики преподавания иностранных языков в ВУЗе. (2011 г)

Некоторые особенности перевода поэтических произведений Дж. Г. Байрона. (2012 г)

Некоторые особенности современной речевой практики в дискурсе англоязычных СМИ. (2012 г)

Особенности научных и художественных текстов и трудности их перевода. (2013 г)

Специфика перевода научных и художественных текстов. (2013 г)

Обучение иностранным языкам как часть механизмов культурного наследования и приобщения студентов к культуре стран изучаемого языка. (2014 г; РИНЦ ISBN 978-5-91804-068-3)

Культурологический аспект организации учебной работы студентов ВУЗа культуры. (2014 г)

Формирование социолингвистической компетенции студентов на занятиях по иностранному языку. (2014 г)

Культурологическая ориентация в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку. (2014 г)

«Роль педагога в формировании ключевых компетенций современной сельской молодежи» (Филофеевские чтения, 2022 г).

Моё портфолио

Портфолио учителя - прекрасный способ собрать свои работы, показать достижения и профессиональный рост.

Мои публикации:
Английский язык
Дополнительное образование
Иностранные языки
Иностранный язык
Материалы для родителей
Материалы методических объединений
Работа с родителями
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: