QR коды в обучении иностранным языкам. Дополненная реальность.
методическая разработка на тему

Ваганова Жанна Валентиновна

QR коды в изучении иностранного языка. Дополненная реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopoln_realn_qr_kody.docx57.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дополненная реальность (AR) позволяет обогащать мир новейшими технологиями, порождая уникальный комбинированный интерактивный опыт. Хотя в образовании дополненная реальность пока применяется довольно редко, но всё больше учителей, исследователей и разработчиков начинают двигаться в сторону более интерактивных обучающих методик. Многие такие методики вырастают в действительно интересные и творческие проекты. Здесь мы собрали несколько особенно интересных проектов такого рода, хотя конечно, на самом деле их гораздо больше.

1) Second Life

В этом проекте используется онлайновая игра Second Life, в которой в духе Стивенсона может произойти что угодно. Это невероятно полезный образовательный инструмент, который в потенциале может выйти на очень широкую аудиторию — или дать авторам новые способы обучения своих собственных студентов. Чтобы перечислить все способы использования виртуального мира в целях образования, потребуется отдельная статья, но если перечислить вкратце: онлайновые уроки, демонстрации, обсуждения, лекции, презентации, дебаты и другие мероприятия.

2) Augmented Reality Development Lab

Это экспериментальная лаборатория основана фирмой Digital Tech Frontier и сотрудничает с такими тяжеловесами, как Google, Microsoft и Logitech. В ней создаются проекты как развлекательного, так и образовательного плана. В основном это интерактивные трёхмерные объекты, которые можно так или иначе использовать для обучения. Образовательные учреждения могут заказывать в ARDL пакеты по разным ценам.

3) Reliving the Revolution

Это игра Карен Шриер (Karen Schrier), в которой она показывает своим студентам знаменитую историческую битву при Лексингтоне с помощью GPS и карманных ПК. В этом AR-эксперименте также исследуются загадки этого сражения, например, кто выстрелил первым. Пользователи сами играют роль солдат и участвуют в битве на реальной карте в Массачусетсе.

4) PhysicsPlayground

Один из многих игровых движков для ПК получил вторую жизнь в виде образовательного пособия по физике. В проекте под названием PhysicsPlayground создаётся трёхмерная среда с глубоким погружением, в которой можно экспериментировать и лучше узнавать строение вселенной.

5) MITAR Games

В этом игровом проекте Массачусетского технического института реальное положение на местности объединяется с виртуальным игроком и виртуальным сценарием, что даёт
полезный образовательный эффект. Например, игра Environmental Detectives (экологические детективы) предлагает игрокам найти источник губительной утечки токсичных материалов.

6) New Horizon

Некоторые японские студенты и другие люди, изучающие английский язык, пользуются этим смартфонным приложением для работы с AR-учебниками нового поколения. Сами учебники предоставляются издательством Tokyo Shoseki. New Horizon с помощью встроенных камер смартфона показывает прямо в книгах анимированных персонажей на нужных страницах.

7) Occupational Safety Scaffolding

C помощью этой системы профессор Рон Дотсон (Ron Doston) читает курс по безопасности при строительстве. Трёхмерные AR-демонстрации, сочетающие реальные и цифровые объекты, показывают, как правильно возводить строительные леса и подмостки. Без сомнения, это очень простая реализация дополненной реальности, но нет сомнений, что она может сохранять здоровье и жизнь людей.

8) FETCH! Lunch Rush

Это игровое приложение для iPhone и iPod touch разработки PBS Kids. С его помощью дети в возрасте 6–8 лет могут в увлекательной форме изучать азы математики вне школьных стен, например, лёжа дома на диване или сидя в машине.

9) AR-экскурсии

Это целый класс самых разных AR-проектов, направленных на визуализацию различных исторических периодов и реконструкцию тех или иных событий. В некоторых из них даже есть игровые элементы. Например, проект HistoriQuest воспроизводит события Гражданской войны в США, сочетая игру с историческими фактами.

10) School in the Park

В этом проекте ученики с 3 по 6 класс посещают два местных музея и зоопарк, но там они рассматривают экспонаты не абы как, а через смартфон, и получают дополнительную информацию. Более того, учителя даже учат их создавать собственные объекты дополненной реальности!

11) «Охота на мусор» с QR-кодами

В такую игру можно играть с помощью смартфона с ридером QR-кодов.

12) Mentira

Это игра, в которой объединена реальность и фантастика, выдуманные персонажи и реальные люди. Это также первая в мире образовательная AR-игра на испанском языке. Она проходит в американском городе Альбукерке. В игре воспроизводится сюжет классических детективов про убийство, а цель — создать более глубокое и эффективное взаимодействие с носителями языка, чем это возможно на уроках иностранного языка в школе.

13) AR-тест-драйв

Toyota совместно с Saatchi & Saatchi создала самый чистый и безопасный тест-драйв в мире — с помощью дополненной реальности. Конечно, такие разработки ещё долго не появятся в автошколах, но это очень впечатляющая и эффективная альтернатива парку машин для учебной езды.

14) Геотеггинг

Если на уроках можно использовать смартфоны, то можно показывать детям, как устроен мир, с помощью Google Earth и веб-альбомов типа Picasa и Instagram. С помощью программ для общения типа Skype или других VOIP-клиентов можно наладить сотрудничество между разными школами, и тогда геотеггинг может стать полезным инструментом межкультурного взаимодействия.

15) Dow Day

Situated Documentary from Luiz Lopes on Vimeo.

 

Это AR-приложение для смартфона является целым документальным фильмом, в котором студенты, преподаватели и гости Висконсинского университета отправляются в 1967 год. Ходя с телефоном по территории университета и смотря через него, пользователь видит реальные записи событий, происходивших в этом месте во время протестов против войны во Вьетнаме. Создатель приложения — Джим Мэтьюс (Jim Mathews).

16) Scimorph

C помощью этой программы, веб-камеры и листа бумаги с напечатанной меткой ребёнок может общаться с забавным зверьком по имени Скайморф (Scimorph), который рассказывает о гравитации, звуке и микробах, «сидя» на листке бумаги перед экраном (нужно включить веб-камеру). В каждом уроке нужно исследовать какую-то игровую зону, где встречаются разного рода вопросы, викторины и рассказы.

17) Imaginary Worlds

Это приложение для PSP позволяет школьникам отправиться в волшебное путешествие с помощью загружаемых изображений и QR-кодов, которые спрятаны в разных местах школы. Найдя такой код, нужно пройти небольшой «квест», в которых могут попадаться разные монстры, для победы над которыми нужно найти определённые предметы. В конце нужно написать небольшое сочинение о том, что происходило в игре.

18) Sky Map и Star Walk

Эти два простых астрономических приложения для Android и iOS обладают огромным образовательным потенциалом благодаря весьма инновационному подходу к дополненной реальности. В обоих программах нужно направить устройство на небо, и на экране появятся названия звёзд, планет и созвездий, которые оказались на экране, а также дополнительная астрономическая информация по ним.

19) Handheld Augmented Reality Project (HARP)

Гардвардский, Висконсинский университеты и Массачусетский технический институт на грант Минобразования США совместно разработали проект для школ на базе GPS-навигации с использованием карманных компьютеров Axim от Dell. Перемещаясь с КПК по школе, ученик перемещается по виртуальному миру, синхронизированному с реальным, встречая в нём разные опасности и задания, которые нужно решить.

20) Project Glass

Наконец, один из самых амбициозных AR-проектов исходит из самой Google. В интернет-гиганте полагают, что его возможности далеко не ограничиваются стенами классных комнат. Как известно, для Glass нужны специальные очки, а не просто смартфон или ноутбук. Уже сейчас Glass можно использовать в ряде областей, например фотографирование с «видом из глаз» в экстремальных условиях.

Дополненная реальность – Augmented Reality (AR) – это технология, позволяющая совмещать слой виртуальной реальности с физическим окружением, а также в реальном времени при помощи компьютера соприкоснуться с миром 3D. Данная технология необходима для визуализации объектов или визуального дополнения печатной продукции – газеты, буклеты, журналы, географические карты и др. Дополняющая информация может быть в виде текста, изображения, видео, звука, трехмерных объектов. С помощью специальных программ-браузеров планшетов или смартфонов сканируются метки, чтобы потом получить дополненный контент. Технология дополненной реальности уже используется в различных видах деятельности человека, например, в торговле, рекламе, военных разработках, туризме, играх, развлечения и др. [1]. Наиболее наглядным примером дополненной реальности является линия, показывающая расстояние ближайшего полевого игрока к воротам при телевизионном показе футбольных матчей. Или нарисованная траектория полета мяча и выдвижения игрока т. п.

Используя возможности дополненной реальности в образовании, можно визуально воспроизвести процессы, которые трудно или почти невозможно воссоздать средствами реального мира и просто сделать процесс обучения увлекательным и понятным. С помощью этой технологии можно выделиться в пространстве выставки или сделать музейную экспозицию живой и увлекательной. Дополненная реальность может добавить в статичные страницы книги выразительную анимацию, превратить чтение в увлекательную игру и интересное приключение вместе с героями произведения, а также упростить воспроизведение аудио- и видео- контента, прилагающегося к бумажной книге. На уроках можно использовать смартфоны при показе детям, как устроен мир с помощью Google Earth и веб-альбомов типа Picasa и Instagram [2]. С помощью программ для общения типа Skype или других VOIP-клиентов можно наладить сотрудничество между разными школами. Тогда геотеггинг может стать полезным инструментом межкультурного взаимодействия.

Однако почти на всех направлениях обучения технология дополненной реальности пока редко используется. При этом все силы системы образования обращены на электронно-информативную (информационную) образовательную среду. Хотя практически каждый школьный кабинет оборудован компьютерной техникой, проекционной аппаратурой, электронными образовательными ресурсами, интернет и т. п. Тем не менее, возможности этой техники либо вообще не используются, либо используются от случая к случаю. А взгляды учителя и ученика, как и много лет назад обращены к учебной литературе печатного вида.

Революции в компьютерной среде, прошедшие в течение нескольких последних десятилетий, привели к тому, что в некоторых странах, включая Россию, школы и ВУЗы катастрофически отстали от продукта информационных технологий, которые давно нашли свое место в домах обучающихся. До сего времени благодаря учебникам на бумажной основе школьник или студент знакомится с определенными темами учебной программы тактильно и научно, в редких случаях визуально. Можно себе представить – как улучшился бы процесс восприятия и запоминания учебного материала благодаря технологии дополненной реальности. Именно эти современные интерактивные технологии вносят в процесс обучения яркие трехмерные образы, игровой элемент, активизируют взаимодействие участников учебного процесса, развивая пространственное мышление и навыки проектной деятельности. Благодаря дополненной реальности перед обучающимися открываются безграничные возможности для познания нового.

Мы убеждены, что технология дополнительной реальности, прежде всего, необходима в школьной практике обучения. На наш взгляд, электронные учебники, которые в настоящее время создаются в обязательном порядке, как приложение к учебнику в бумажном исполнении являются в своем большинстве оцифрованными копиями с минимальным интерактивом. При этом мало используется компьютерная визуализация для привлечения внимания к дисциплине, для повышения интереса школьников, для демонстрации примеров, которые детям кажутся сложными или скучными [1].

Определенные успехи в использовании технологий дополнительной реальности достигли в Китае. Например, основная социальная сеть WeChat – чтобы найти человека или другую информацию достаточно поднести свой смартфон к «метке». Нельзя не сказать о влиянии дополненной реальности на визуализацию самых различных объектов, которые нам предлагают в виде рекламных видеороликов, плакатов и т. п. С какой-то стороны это тоже дополненная реальность. Создатели рекламы, используя цвета и различные технологии, влияют, прежде всего, на психику человека, читающего и видящего постер или рекламу [3]. Возможно, в скором времени компьютерные инженеры помогут включить дополнительную реальность в школьную практику обучения, а наиболее качественные приложения дополненной реальности, используемые в процессе обучении, могут стать рекламными и имиджевыми. С этой целью к существующим информационным технологиям и образовательным ресурсам присоединится и технология дополненной реальности, включающая: учебники с технологией дополненной реальности; развивающие игры; обучающие приложения; визуальное моделирование объектов; различные приложения для тренировки навыков и др.

Однако на данный момент какой-либо единой методологии применения технологии дополненной реальности в образовательной среде нет. Нет пока и собственно приложений, несмотря на то, что дополненная реальность – это реальный путь продвижения вперед не только потому, что мы живем в век информационных технологий, а потому, что дополненная реальность, как для учащегося, так и для обычного человека – это наиболее результативный способ познания окружающей нас предметной среды и пространства.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования.

По словам Полат Е.С., новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, немыслимы без широкого применения новых информационных технологий [4]. При этом одно из направлений современного этапа информатизации образования связано с использованием мобильных технологий для обучения различным предметам [6].

В настоящий момент в мире насчитывается около 1,5 миллиарда мобильных телефонов, это в три раза больше, чем традиционных компьютеров. По мере технического прогресса мобильные устройства получают новые технические возможности, растет скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифровой жизни человека [6]. По имеющимся данным, за последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, мобильными информационными технологиями, увеличилось примерно в 10 раз. Сейчас мобильные устройства есть практически у всех, это удобный инструмент для доступа к любой информации, но не всегда школьники используют свои смартфоны, коммуникаторы и планшетные компьютеры для образовательных целей. Как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными и мобильными программами и приложениями, используют свои мобильники и компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте [6].

Таким образом, для решения познавательных и учебных задач мобильные технологии используются недостаточно, пока еще не нашли своего должного применения. Даже в случае, когда школа располагает достаточным количеством мобильных пользовательских устройств, уроки с применением этих устройств в большинстве случаев ведут учителя информатики. Это не позволяет говорить о том, что возможности мобильных устройств полноценно используются в образовании.

Внимание к интерактивным технологиям в контексте нашего исследования во много определяется тем, что мобильные компьютерные технологии расширяют перечень интерактивного учебного оборудования, реализуют модель интерактивной мультимедийной доски «в миниатюре». Это, в свою очередь, означает, что данные направления информатизации образования дополняют друг друга, их совместная разработка способна обогатить как теорию мобильного обучения, так и теорию использования в образовательном процессе интерактивных мультимедийных средств. Существует множество методов обучения иностранному языку, предполагающих использование интерактивных и компьютерных технологий. Эти технологии обеспечивают высокую информативную емкость материала, стимулирование познавательной активности учащихся, повышение наглядности урока, интенсивности его проведения, индивидуализации и дифференциации.

Но каким образом могут использоваться мобильные устройства при изучении предметных дисциплин? Попытаемся ответить на этот вопрос в аспекте использования мобильных технологий для обучения английскому языку. Изучение этого предмета с помощью мобильных устройств – интересный, легкодоступный и сравнительно новый способ обучения иностранному языку, который набирает популярность среди многих пользователей смартфонов и планшетных компьютеров, однако пока широко не распространенный среди школьников. Обучение английскому языку предполагает, что процесс будет непрерывным, а значит, обучение с помощью мобильных технологий, с использованием гаджетов, которые всегда под рукой, является прекрасной возможностью повышения качества и интенсивности обучения.

Изучение традиций обучения английскому языку показывает, что такое обучение всегда тесно связывалось с использованием технических средств. Так, широкое применение получили лингафонные кабинеты, с помощью которых можно овладеть различными навыками иностранной речи: навыки языкового общения, культура речи, навыки аудирования, чтения, устной речи, грамматика языка и создание богатого словарного запаса. Используются технические средства для воспроизведения речи носителей языка на учебных занятиях. Большую популярность получили компьютерные средства для обучения языку – обучающие программы, электронные словари и др. Весьма популярно использование аудио- и видеокурсов по иностранным языкам.

Таким образом, существует множество методов обучения иностранному языку, предполагающих использование информационных технологий и технических средств. Эти методы обеспечивают высокую информативную емкость материала, стимулирование познавательной активности учащихся, повышение наглядности урока, интенсивности его проведения, индивидуализации и дифференциации.

Развитие таких методов нами видится в появлении новых подходов к обучению языку – на основе специализированных приложений для мобильных устройств. Это тренажеры по грамматике, словари, приложения, интегрированные с сайтом, где можно не только учить слова, но и читать, слушать тексты, решать кроссворды.

Опираясь на представленную в Интернете информацию [8], а также собственный анализ существующих мобильных приложений, приведем характеристики некоторых из них, ориентированных на изучение английского языка.

  1. Приложения Learn English Elementary – серия подкастов для изучающих английский язык, которые можно скачать на мобильные телефоны и заниматься на ходу. Каждый выпуск длится 20 минут и сопровождается вопросами для слушателей. Для облегчения понимания предусмотрена «бегущая строка».
  2. WORDSHAKE. Интерактивная игра, в которой предлагается в рамках ограниченного времени составить как можно больше слов из предложенных букв. Чем длиннее слово, тем больше очков набирает обучаемый.
  3. JOHNNY GRAMMAR’S QUIZMASTER. Проверка уровня знания английского языка через ответы на вопросы виртуального эксперта. Предлагается 3 уровня вопросов по грамматике, сотни вопросов по лексике, контрольный опрос по 1000 наиболее распространенным ошибкам в написании слов на английском языке.
  4. Learning English With The New York Times. Приложение для тех, кто желает улучшить восприятие текстов на слух, навыки чтения, пополнить словарный запас. Обучаемым предлагается 12 уроков, основанных на материалах газеты, известных или исторически важных статьях.
  5. LangBook = Словари + Тесты. Приложение содержит словари и тесты по английскому языку. Его можно использовать для традиционного перевода, а также для обучения.
  6. LinguaLeo. Программа для запоминания слов, которая предлагает 4 вида тренировки: слово-перевод, перевод-слово, конструктор слов, аудирование. Приложение интегрировано с сайтом, где можно учить слова, читать, слушать тексты, решать кроссворды. Все слова, которые обучаемый изучает на сайте, становятся доступными и в мобильной версии.

Как видим, в настоящее время существует большое количество приложений, реализующих идеи обучения английскому языку с использованием технических средств на платформе мобильных устройств. Вместе с тем потенциал расширения возможностей обучения английскому языку заключается не только в продолжении уже существующих идей на мобильной платформе, разработке мобильных приложений для обучению английскому языку, но и в реализации принципиально новых моделей обучения, возможных с использованием мобильных устройств. В своей основе эти модели могут быть связаны с расширением среды обучения иностранному языку, что описывается как с позиций расширения возможностей коммуникативного взаимодействия с носителями языка, так и с позиций построения новых способов расширения словарного запаса, изучения новых слов.

Так, расширение возможностей коммуникативного взаимодействия определяется тем, что мобильные устройства позволяют человеку в реальном времени общаться в различных социальных сетях. Это общение не заменяет, а дополняет и именно расширяет пространство коммуникативного взаимодействия каждого человека. Общение в социальных сетях в последнее десятилетие превратилось из периферического способа в основной жанр интернет-коммуникации. Социальные сети не только поддерживают социальные связи, но и служат средством распространения актуальной информации и новостей. Эволюция социальных сетей как приоритетного способа электронной коммуникации направлена на симуляцию непосредственного дружеского общения в режиме реального времени, что по разным причинам отнюдь не всегда происходит на родном для коммуникантов языке. И зачастую это сетевое общение протекает на английском языке, поскольку, как известно, англоязычный сектор доминирует в сети. Более того, английский проникает в Интернет-коммуникацию на других языках [1].

Сетевые платформы для общения и социальные сети разрабатываются прежде всего на английском языке, варианты для национальных языков зачастую используют то же программное обеспечение: такова судьба Facebook, LinkedIn, Twitter, Instagram, Google+ и т.п. Так или иначе, использование английского языка в сетевой коммуникации как в профессиональной, деловой сфере, так и в сфере развлечений и непринужденного общения, становится нормой интернет-коммуникации.

Сетевое общение не предполагает высокого уровня владения языком, сетевое сообщество терпимо относится к отступлениям от языковых норм на любом языке [2].

Рассмотрим особенности Твиттера как социальной сети, возможности которой также можно использовать при обучении английскому языку. Общие тенденции использования языка в Интернете при общении в социальных сетях сохраняются, однако речевое и коммуникативное поведение отличается от того, что замечено в чатах и на форумах. Наиболее распространенные в Интернете социальные сети позволяют реализовать различные коммуникативные стратегии. Более того, возникновение и распространение новой сети обусловлено ограниченными возможностями уже существующих сетей и блоговых платформ.

Общение в Твиттере предполагает обмен краткими повествовательными, ответными или цитирующими сообщениями в 140 знаков. Повествовательные сообщения появляются в лентах подписчиков и индексируются поисковыми системами. Цитирующие сообщения, обозначенные буквами RT (ретвит = англ. retweet) позволяют максимально быстро распространить значимую информацию, сохранив при этом авторство пользователя. Наиболее важную роль в информационном обмене на Твиттере играют так называемые хэштеги, начинающиеся с символа «#», которые позволяют формировать информационную волну, состоящую из сообщений на определенную тему. Информационная волна образует тренд. Пользователь может включиться в обсуждение темы на любом этапе, создав ответное сообщение. Таким образом, Твиттер впервые предоставил сетевому сообществу простые инструменты обмена информацией, ее мгновенного распространения и консолидации в тренды; такой режим обмена информацией способен влиять на реальные события и изменять текущую ситуацию в процессе социального взаимодействия. Для постоянного присутствия и мгновенной реакции на события в сети используют, помимо компьютера, мобильные устройства – коммуникаторы, мобильные телефоны третьего поколения и т.п. Обмен информацией – только одна из составляющих общения как социального взаимодействия. Пользователи Твиттера как социальной сети стремятся выразить потребность в познании и оценке других, потребность в самопознании. Универсальный характер потребности в общении сочетается со специфическими, зависимыми от культуры и национального языка, способами проявления этой потребности, приоритетными коммуникативными стратегиями, выбором тем для обсуждения. Таким образом, Твиттер оказывается в сфере влияния всех параметров как сетевого общения, так и реальной коммуникации [3].

Другой аспект расширения среды обучения иностранному языку с использованием мобильных устройств, обозначенный нами выше, определяется возможностями «объединения» ресурсов информационной среды и объектов реального мира, построения единой среды обучения иностранному языку. Это возможно благодаря технологии графического кодирования информации (матричных QR-кодов), а также технологии дополненной реальности.

Матричный код, разработанный компанией «DensoWave», обладает возможностью сохранения в виде графического изображения текста, URL-ссылок, числовой информации, географических координат и др. QR-код – это матричный код (двумерный штрих-код), разработанный компанией «Denso Wave». Аббревиатура QR (quickresponse) означает «быстрый отклик», так как матричные коды легко считываются сканирующими устройствами, в качестве которых могут выступать сотовые телефоны с фотокамерой, смартфоны, планшетные компьютеры, оснащенные соответствующим программным обеспечением [7].

Для создания QR-кодов существуют специальные приложения или сайты-генераторы [9]. Принцип работы таких приложений и сервисов прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение QR-кода. Возвращаясь к проблематике нашего исследования скажем, что такое свойство QR-кодов позволяет применить данную технологию при обучении английскому языку.

Предлагаемая методика обучения английскому языку с использованием мобильных устройств и графического кодирования информации предполагает, что изучение английских слов и их произношения производится на примере окружающих объектов, на которые будут прикреплены QR-коды. Эти коды, считываемые мобильными устройствами учеников, открывают доступ к электронному каталогу иностранных слов, а также библиотеке аудиоматериалов для освоения произношения.

Каталог иностранных слов – это электронный англо-русский словарь, в котором представлен перевод слов, транскрипция, использование слова в различных фразах и предложениях, а также аудиофайл с произношением слова или фразу на английском языке. Для удобства использования каждому слову, фразе и предложению, находящимся в каталоге, автоматически генерируется QR-код. Эти коды, распечатанные на бумаге и закрепленные на окружающих предметах, помогут в обучении английскому языку, могут служить основой реализации различных учебных проектов, связанных с обучением английскому языку. Считывая коды с окружающих предметов при помощи мобильных устройств, учащиеся смогут узнать их английские названия, послушать произношение слов, познакомиться с различными вариантами применения этих слов в английских предложениях.

В нашем проекте мы использовали платформу DokuWiki (www.dokuwiki.org). «ДокуВики» (DokuWiki) – это совместимая со стандартами и лёгкая в использовании вики, предназначенная в первую очередь для создания разного рода документации. Простой, но мощный синтаксис облегчает создание структурированных текстов и позволяет при необходимости читать файлы данных даже за пределами вики.

Каждое слово в каталоге должно иметь собственную страницу, на которой будет размещаться информация, связанная со словом. Эта страница, должна оснащаться собственным, уникальным QR-кодом, который имеет в себе ссылку на страницу, на которой он размещён.

Раздел «Список слов каталога» содержит ссылки на страницы, в которых содержится информация о слове – его варианты перевода, использование во фразах и предложениях, коды с произношением слова и фраз.

Каждая страница с описанием слова содержит:

  • QR-код данной страницы;
  • транскрипцию;
  • варианты перевода слова;
  • использование слова во фразах и предложениях с переводом;
  • QR-код с произношением слова, каждой фразы и предложения.

Приведенный подход к организации электронного каталога иностранных слов позволяет без особых усилий дополнять каталог не только администратором ресурса, но и пользователям. Система QR-кодирования облегчает доступ к необходимой информации. В совокупности с технологией вики, QR-кодирование позволяет создавать сложные, сильно структурированные ресурсы с простой и понятной системой поиска, дополнения и доработки информации.

Опираясь на предлагаемую идею, можно реализовать различные интерактивные формы обучения английскому языку, основанные на игровых методиках, проведении различных викторин по английскому языку. Например, нами было проведено внеклассное занятие по английскому языку, на котором учащиеся были разбиты на команды, каждой из которых были переданы карточки со ссылками страницы словаря. Учащимся надо было из предложенных слов составить предложения-загадки и быстрее всех ответить на них.

Развитием идеи обучения английскому языку с использованием графических кодов могут являться методики, основанные на технологиях дополненной реальности. Эти технологии, в отличие от матричного кодирования, не требуют подготовки специальных графических изображений, но позволяют в качестве «ярлыков» использовать обычные изображения. Например, возможно создать учебное пособие по английскому языку, иллюстрации которого будут служить маркерами дополненной реальности. Таким образом, наведя камеру на картинку – ученики смогут получить слова, примеры предложений, послушать произношение и др.

Таким образом, предложенный нами подход к организации обучения английскому языку с использованием мобильных устройств не только продолжает сложившиеся ранее традиции обучения иностранным языкам с использованием технических устройств, но и расширяет их за счет использования принципиально новых возможностей мобильных платформ. Предложенный подход расширяет среду обучения иностранному языку, выводя ее за пределы компьютерного приложения и даже компьютерной сети. Полученный нами опыт использования предложенных технологий показал их осуществимость и эффективность в современной реально реализуемой образовательной практике. При этом обучение английскому языку включается не только в систему уроков, но и реализуется в виде самостоятельной и игровой деятельности, что очень важно для успешного освоения иностранного языка.

Как можно использовать QR-коды? Например, для поиска предметов в классе или в школе, такой прием называется Treasure hunt. Создаем инструкции, например Go three steps forward, then turn right.  / Look inside the top drawer   /  Open the red box /  Take the key out of the red box / Turn left and go five steps  /  Open the box with the key  и так далее. Эти инструкции печатаем на принтере и размещаем в нужных местах в школе. Затем дети устраивают Treasure hunt. Они считывают инструкции смартфонами и выполняют действия.  Также к заданиям можно давать ответы для самопроверки в виде кодов. Ученики выполняют задания, а после того, как они закончили работу, учитель разрешает им воспользоваться смартфонами чтобы считать код и увидеть правильные ответы. Помимо перечисленного, в классе можно устроить виртуальную выставку по любой теме. Для этого можно взять соответствующие картинки в интернете (например, электронные копии картин из музеев), зашифровать ссылки на них в виде кодов, распечатать коды и с подписями развесить на стенах. Дети могут в свободное время на переменах знакомиться с экспонатами выставки. 

В поисках сокровищ

Использование QR-кода при изучении английского языка

QR-код (QR - Quick Response - «быстрый отклик») - это закодированная информация, которую легко распознать камерой телефона. QR-код - это двухмерный штрихкод, разработанный и представленный компанией Denso (Дэнсо) в 1994 году, основное достоинство которого легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах. Первоначально технология предназначалась для автомобильной промышленности, но впоследствии получила широкое распространение и в других отраслях. QR-коды визуально представлены в виде черно-белых квадратов. По сравнению с другими штрихкодами QR-код имеет несколько преимуществ: он может содержать большой объем цифровой и текстовой информации на любом языке, имеет высокую скорость распознавания, может считываться в любом направлении.
QR-код можно считать камерой на телефоне, компьютере, IPade или любым планшетным устройством. С ростом числа владельцев смартфонов и планшетных ПК QR-технологии становятся все более популярными и доступными. Учащиеся и студенты охотно применяют технические новинки как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе. В США QR-коды, размещенные в библиотеке, позволяют студентам легко найти электронные версии книг, на уроках получать ссылки к дополнительным материалам, а также создавать собственные коды, делиться своими научными работами и заданиями как с одноклассниками, так и с учителями.

Первый урок с использованием QR-кодов начинается с показа работы над данной технологией. Первый шаг - овладение навыками кодирования информации. Существуют многочисленные онлайн-инструменты для генерирования QR codes, которыми вы можете воспользоваться на уроке, например http://www.qrstuff.com, QR Droid. Можно закодировать самую разную информацию, например, небольшой отрывок текста, адрес веб-сайта, номер телефона или адрес электронной почты.
Следующий шаг, необходимый для работы с данной технологией, - ознакомление с раскодированием информации. Для этого используются многочисленные приложения для смартфонов и IPadов, например, QR Reader, QR Scanner, NeoReader, iMatrix, BeeTag, QR Droid и другие. Большинство считывателей QR-кода можно установить бесплатно. Чтобы успешно использовать данную технологию в классе, необходимо иметь хороший wi-fi и устройства, которые могут подключаться к Сети.

Существуют многочисленные способы использования QR-кодов в образовательном процессе: от проведения игр до создания резюме. Самый простой способ - распечатывание и размещение QR-кодов на информационных листках или плакатах для получения дополнительной информации о планируемых мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, образовательных сайтах и так далее.
Один из самых популярных игровых приемов с использованием QR-технологий - игра «В поисках сокровищ» («Scavenger Hunts» или «Treasure Hunting»). Один из вариантов данной игры с применением современной инновационной технологии включает работу в группах, использование двуязычных и моноязычных словарей, работу с текстом. Основные принципы разработки игры «В поисках сокровищ»:
- составить вопросы и ответы по заданной теме - можно прикреплять ссылки на видео, документы, статью, квиз или грамматический блог для закрепления материала;
Пример вопроса из квиза по страноведению:

It is 1666. There is a tragedy in London. What is it? If you know the answer, go to the school’s secretary for your second question.    

И ответ:

THE GREAT FIRE OF LONDON    
- зашифровать их в виде QR-кодов (можно воспользоваться интернет-ресурсом www.classtools.net/QR/index.php);
- распечатать и разместить QR-коды с зашифрованными заданиями в классе или школьном дворе (если погода позволяет) или распределить задания на  раздаточном материале;
- разделить класс на группы по 3-5 человек и выдать каждой группе QR-код, который необходимо сосканировать, прочитать инструкцию, найти ответ и сообщить его человеку, указанному в тексте. Если ответ правильный, то группа получает вторую записку с QR-кодом и так далее. Победителем является ученик или группа, которая первой ответит на все вопросы или за ограниченное время выполнит большее количество заданий.
Другая разновидность данной игры - использование QR-кодов, наклеенных на бумагу разных цветов. Каждой команде выдается свой цвет, и на каждом этапе команда берет карточку с заданием, которая соответствует их цвету.
Можно предложить ученикам самим разработать игру «В поисках сокровищ», зашифровав задания в виде QR-кодов и составив маршрут продвижения группы. На следующем уроке группы обмениваются заданиями, выполняют их и делятся мнениями.

Для развития умения выделять главную мысль текста учащимся, объединенным в группы, могут быть выданы пять отрывков для чтения, закодированных в виде QR-кодов. Цель: сосканировать код, прочитать отрывок, выделить главную мысль и кратко ее записать. Материал для этого упражнения можно взять из первого задания по чтению ГИА и ЕГЭ. Темы для отрывков могут быть как общие для всех групп (например, еда, мосты, достопримечательности), так и совершенно разные. В последнем случае за правильно определенную тему отрывка группа получает кодовую букву. Собрав все буквы, можно найти ключ к загадке.

Далее мне хотелось бы представить еще одну разновидность «Scavenger Hunts». Каждая пара или тройка получает лист с 15 QR-кодами и лист для фиксации ответов. Время выполнения задания может быть ограничено. Темы для данного задания могут быть самые разнообразные, например, QR Codes and Grammar Quiz, QR Codes and Country Study, QR Codes and Vocabulary Quiz.

Answer for №1
_______________

QR-технологии могут инициировать и проектную деятельность учащихся. Мои ученики работали над проектом «Наша школа». Были составлены 10 вопросов о школе, каждый из которых касался какого-то конкретного места. Чтобы ответить на некоторые вопросы, ученикам требовалось не только найти какую-нибудь информацию, но и задать вопросы сотрудникам школы, сделать фотографии или записи.  Примеры вопросов:
1. Dining Room: What is for breakfast today? How much is it? Take a photo of the menu.
2. Dining Room: Take photos of  2 other foods you see. 
3. Reception: Ask the person in Reception for his or her full name, and write it down.
4.    Principal: Ask the Principal 3 questions about her job and what she enjoys doing. Prepare your questions first, and practice. Audio record the interview.
По окончании такой работы каждая группа готовит проект «Моя школа», который презентует на следующем уроке.

Следующий интересный прием для развития познавательных УУД - работа с текстом. Класс делится на группы по 4-5 человек, каждая группа получает свой QR-код со ссылкой на информацию, например, о нобелевских лауреатах в области медицины за 2011-2013 гг. В больших классах я делю класс на 6 групп и одно задание - на две группы.
1
2
3

Каждая группа сканирует QR-коды и читает полученный текст, выделяя главную мысль, определяя суть и необходимость проведенного исследования, причины, обусловливающие успех инновации и ее перспективы в медицине. Каждой группе также необходимо аргументировать свою позицию по данному вопросу (считаете ли вы это открытие значимым для современного общества и почему?). Далее происходит смена групп: в новой группе объединяются по одному или два представителя от предыдущих групп, то есть в новообразовавшихся группах каждый учащийся владеет информацией только по своему тексту. В ходе обсуждения каждый представляет информацию по своему тексту, отвечает на возникшие вопросы, далее происходит анализ информации и составление устного или письменного риторического высказывания по заданной теме.  
Прием, стимулирующий внутреннюю мотивацию учеников и формирующий познавательные УУД, - использование QR codes для создания образовательных плакатов (постеров):
- учащимся предлагается сделать информационный плакат по изучаемой теме (например, замки Англии, писатели англоязычных стран, историческое событие, праздники и т. д.).  На плакате учащиеся размещают QR-коды, в которых закодированы ссылки на различные веб-сайты по данной теме. Это могут быть ссылки на официальный сайт достопримечательности, на онлайн-библиотеку, видео- или аудиофрагмент, информацию о фильме или книге и многое другое;
- учащиеся могут составить вопросы по предложенному материалу и, обменявшись созданными с помощью QR-технологий постерами, ищут ответы на поставленные вопросы в представленной информации;
- учитель может самостоятельно составить образовательный постер с QR-кодами по изучаемой теме, составить вопросы, на которые учащиеся находят ответы, работая в группах в классе (можно ограничить время ответов на вопросы) или индивидуально дома;
- выставка самостоятельно созданных учащимися образовательных постеров с QR-кодами  не только стимулирующий фактор, но и источник информации для дальнейшего изучения и отличное наглядное пособие для работы учителя в других классах. При желании можно провести конкурс образовательных плакатов в различных номинациях, таких как «Самый информативный постер», «Самый необычный постер», «Самый познавательный постер» и других.
Данная технология может использоваться и при самопроверке. В этом случае QR-коды, в которых зашифрованы ответы, добавляются к документам и раздаточным материалам или вывешиваются на доске перед уроком, а также даются в дополнительных заданиях повышенной сложности.
И напоследок необычный прием использования данной технологии: закодированную информацию наклеить на бумажные кубики. Группы обмениваются кубиками, раскодируют  информацию, делают на ее основе презентацию и затем взаимно оценивают точность и глубину работы «коллег» над поставленной проблемой.

QR-код — это изобретённый десять лет назад в Японии штрих-код в квадрате. Возведение в степень дало ему два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой, откуда и расшифровка аббревиатуры — quick-response код. Edutainme разобрались, чем это может быть полезно учителям и школьникам.

Конечно, если судить здраво, то QR-коды — всего лишь мини-веха в технологиях, и через какое-то время они будут не менее смешны, чем дискеты. Но пока этот небольшой узор в углу распечатки или сайта может сэкономить время и бумагу, избавить от перепечатывания длинных ссылок или хотя бы разнообразить рутину.

Что кодировать

Это может быть видео с YouTube, локация на Google картах, файл из Dropbox, профиль в соцсетях, телефонный номер или e-mail. Словом всё, что можно отправить по почте или через социальные сети, QR-коды позволяют прикрепить к любой поверхности, будь то стена или лист бумаги.

Спрятанная подсказка

Slackmath — внушительная база распечаток по геометрии и алгебре, в которые уже включены QR-коды с видеоинструкцией по решению каждой задачи. Если стандартные материалы учителя не устроят, он может закодировать собственные подсказки, а потом распечатать получившийся QR-код вместе с заданием. Каждый, кому понадобится консультация по теме, получит её в любом удобном месте, просто считав код.

Приключение

QR Treasure Hunt Generator  автоматически создает QR-викторину из предложенных вопросов. Затем распечатанные QR-коды можно рассредоточить по классу или по всему школьному двору. Ученики, возможно, подтянут не только знания, но и свою физподготовку.

Квест с QR-кодами способен объединить использование технологий в классе с физической активностью

Экскурсии

По тому же принципу можно запросто организовать экскурсию по школе. У каждого кабинета или закутка нужно разместить распечатанный QR-код со ссылкой на видео, аудио или целый фотоальбом. Многие музеи уже давно используют этот приём, тем самым расширяя экспозицию не только пояснениями, но и дополнительными материалами вроде мини-фильма или даже игры по мотивам выставки. Всё это не говоря уже о том, что QR-код – прекрасный инструмент навигации, который многие университеты используют, например, для навигации в библиотеках.

QR-код — это возможность прибить онлайн-версию словаря или учебника прямо на библиотечную полку

Интерактивный рассказ

QR-коды умеют хранить в себе тексты небольшого объёма, которые можно считать без подключения к интернету. Для творческих занятий это предоставляет немалые возможности. Пример игры: нужно придумать повествование, состоящее из нескольких частей — в конце каждой, как в компьютерной игре, будет несколько вариантов продолжения. Можно создать интерактивную версию сказки про красную шапочку: с первого QR-кода считывается завязка, а продолжение можно выбрать самостоятельно («Сканируйте код под номером 2, чтобы героиня пошла напрямую через лес, или под номером 3, чтобы она пошла в обход по безопасной дороге»). Единственна проблема заключается в том, что при кодировке текста значки выходят более крупные и сложносочинённые, а это может сделать игру громоздкой в исполнении.

Как кодировать

Первым делом необходимо закодировать своё послание. Для создания собственного QR-кода понадобятся только интернет, принтер и камера. Первый сайт, который приходит на ум — это элементарный русскоязычный qrcoder.ru. Если нужно что-то большее, то бесплатный сервис QrStuff за пару кликов поможет создать коды разных цветов (в черно-белых квадратиках легко запутаться). Программа Kaiwa превращает в QR-коды не только гиперссылки, но и самый обычный текст, в том числе, набранный кириллицей. В таком случае не нужен даже интернет, чтобы считать закодированное послание, что открывает целое поле для экспериментов.

Как считывать

Почти универсальным приложением можно назвать Reader Kaiwa, работающее на разных моделях смартфонов — на сайте сервиса есть тест на совместимость и русскоязычная инструкция. Более серьезная программа QR Droid  позволяет считывать коды, создавать собственные и отправлять друзьям. Всё считанное сохраняется в истории — при желании приложение может даже запомнить местоположение того или иного кода. Neoreader, сервис со схожими функциями, работает на iOS и управляется со всеми типами кодов, включая те, которые вы вряд ли встретите.

Тем, у кого нет смартфона, поможет простая как топор программа QRreader: в ней лишь одна функция — достаточно поднести код к веб-камере, и приложение его считывает. А если у вас нет и веб-камеры, спасет расширение для Google Chrome, которое раскусит любой QR-код, встретившийся в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку

Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...