Доклад с элементами практикума для музыкальных руководителей на тему: «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности на музыкальных занятиях»
консультация по музыке

Голованова Лидия Александровна

Данный материал был подготовлен и представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx29.75 КБ
Файл prezentatsiya_mo.pptx755.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование игровых методов и приемов

в организации театрализованной деятельности

на музыкальных занятиях»

Подготовила Голованова Л.А.

Музыкальный руководитель МДОАУ №199

Г. Оренбург

2024 г.

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б. М. Теплов, советский психолог

Уважаемые коллеги, как вы знаете, процесс музыкального воспитания, которое мы осуществляем, включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Причем театрализованная деятельность должна занимать весомую часть музыкальных занятий. Ведь она  оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей и образного мышления. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость и раскрепощенность, а также позволяет избавить ребенка от стеснительности и комплексов.

Содержание работы по театрализованной деятельности в ДОУ включает в себя:

  • Упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика);
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Упражнения на развитие детской пластики;
  • Ритмические минутки;
  • Пальчиковый игротренинг;
  • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
  • Театральные этюды;
  • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
  • Просмотр кукольных спектаклей и участие в них (в старшем дошкольном возрасте).

Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлечений и праздников, так и на рядовых музыкальных занятиях, начиная с младшей группы.

Основными методами в организации театрализованной деятельности являются:

1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание педагога. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Основой театрализованной деятельности в детском саду является театрализованная игра. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, маски-шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Разновидности театрализованных игр:

  • игры в кукольный театр:
  • настольный театр
  • театр на руке
  • напольные куклы
  • стендовый театр
  • верховые куклы
  • театр живой куклы

 Игры-драматизации:

  • инсценирование потешек
  • инсценирование песен, сказок
  • инсценирование небольших литературных текстов
  • творчество детей

 Игры-спектакли:

  • драматический спектакль
  • музыкально-драматический спектакль
  • детская опера
  • спектакль на хореографической основе
  • спектакль ритмопластики
  • пантомима
  • мюзикл

 Театрализованное действие:

  • праздники
  • развлечения
  • театрализованные шоу

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

•  метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

•  метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

•  метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию).

На музыкальных занятиях в рамках работы по театрализованной деятельности должны использоваться:

- игры на мышечное напряжение и расслабление

- игры-пантомимы

- игры на развитие пластической выразительности

- игры-этюды

- игры на развитие мимики.

Хотелось бы поделиться с вами некоторыми играми и упражнениями, которые использую в своей работе я. Первое упражнение используется во 1 и 2 младшей группе, оно направлено на развитие пластической выразительности. Дружный круг. 2 мл (видео 1)

В дружный круг мы соберемся,

Крепко за  руки возьмемся,

И в ладоши хлоп-хлоп!

Друг другу улыбнемся

И ногами топ-топ!

Прогуляемся, пройдемся,

Как … лисички/мышки/медвежата, солдаты.

Следующее упражнение «Игра в котят». Это своеобразный коллективный этюд на развитие мимики, пластичности и ориентации в пространстве. На видео его выполняют дети средней группы. Этюд котята (видео 2)

С детьми старшей группы весной мы выполняли актуальное погоде упражнение «Сосулька», направленное на снятие мышечного напряжения и расслабление. Упражнение «Сосулька» (видео 3)

Очень полюбилась детям игра «Как живешь», направленная на развитие быстроты реакции, координации движений, умения владеть жестами, а также игра-пантомима «Звездочет» Игра «Как живешь» и «Звездочет» (видео 4 и видео 5).

Любая детская песенка, распевка, попевка, содержащая сюжет, может стать основой для инсценировки. Песенка-сценка должна быть проста и незатейлива. Дети с удовольствием разыгрывают стихи, потешки, сюжетные попевки. Одну из таких попевок мы с детьми решили петь по ролям. Распевка «Семья» (видео 6).

Логичным итогом систематической работы по театрализованной деятельности, конечно, должен стать спектакль. Я думаю, что вы все знакомы с понятием «элементарный музыкальный театр» из системы орф-педагогики, разработанной К. Орфом. Элементарный музыкальный театр представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. Предлагаю прямо сейчас поучаствовать в стихийной маленькой постановке сказки «Очень голодная гусеница». Для роли гусеницы нужно 3 человека. Яблоко, тыква, кабачок, листок, музыкант с рубелем – 5 человек.

(Подготовка: всем героям раздать маракасы, гусенице – рожки и маракас, овощам – шапочки платочки для превращения, музыканту – рубель и металлофон)

Все овощи и фрукты встают врассыпную и тихо стоят.  Гусеница ползет медленно, трясет маракасом и поет песенку. Затем подходит к любому из овощей-фруктов и «грызет» (играет рубель). Съеденный овощ встает позади гусеницы, кладет руку на плечо и идет за ней, подпевая песенку. Так гусеница собирает все овощи за спиной и становится длинной. Когда гусеница подходит к зеленому листочку, она окружает его со всех сторон, грызет и засыпает.

 Сказка «Очень голодная гусеница»

Автор. Жила-была гусеница. Она была грустная-прегрустная, потому что  была очень голодной. Вот ползет она, ползет, и поет свою песенку:

Гусеница (хором пропевают на мотив «Ах вы, сени»)

Я голодная такая

Все ползу-ползу-ползу,

Все, что встречу по дороге,

Непременно погрызу.

Автор. Увидела она яблоко и стала грызть (Гусеница играет рубелеми проговаривает: «Хрум-хрум-хрум», «съденное яблоко). Погрызла, но не наелась, а поползла дальше. Ползет гусеница и поет песенку. Песенка

Видит, растет на грядке кабачок. Стала она его  грызть «Хрум-хрум», но не наелась и поползла дальше. Ползет гусеница дальше и поет песенку. Песенка

Вдруг видит на грядке тыкву. Стала гусеница ее грызть «Хрум-хрум», но опять не наелась и поползла дальше. Никак гусеница не могла наесться, пока ей не встретился зеленый листик. «Ах, какой аппетитный листочек, погрызу-ка  я его» - подумала гусеница. Наелась наконец гусеница, свернулась клубочком и сладко заснула. Спала она так 2 недели, а проснулась прекрасной бабочкой.

 

Спасибо за внимание и активное участие!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Голованова Л. А. Музыкальный руководитель МДОАУ №199 г. Оренбурга Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности

Слайд 2

Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей… Б. М. Теплов, советский психолог

Слайд 3

Содержание работы по театрализованной деятельности в ДОУ включает в себя: Упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика); Задания для развития речевой интонационной выразительности; Игры-превращения, образные упражнения; Упражнения на развитие детской пластики; Ритмические минутки; Пальчиковый игротренинг ; Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; Театральные этюды; Разыгрывание мини-диалогов, потешек , песенок, стихов; Просмотр кукольных спектаклей и участие в них (в старшем дошкольном возрасте).

Слайд 4

Основными методами в организации театрализованной деятельности являются: 1. Чтение педагога по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание педагога. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание ) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Слайд 5

Театрализованные игры Режиссерские игры настольный теневой театр театр на фланелеграфе Игры-драматизации инсценирование потешек инсценирование песен, сказок инсценирование небольших литературных текстов творчество детей

Слайд 6

В рамках работы по театрализованной деятельности должны использоваться: - игры на мышечное напряжение и расслабление; - игры-пантомимы; - игры на развитие пластической выразительности; - игры-этюды; - игры на развитие мимики.

Слайд 7

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"

В практической деятельности для развития ритмических навыков детей  необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на музыкальных занятиях»

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ  ПЕДАГОГОВпо инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Использование  арт — терапевтических методов  и технологий на ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».

ДОКЛАДМузыкального руководителя  по теме: «Музыкотерапия,  как метод  оздоровления  детей  дошкольного возраста».              ...

Сообщение для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Познавательно - исследовательская деятельность, экспериментирование с детьми на музыкальных занятиях"

В статье рассматриваются методы и приемы организации исследовательской деятельности и экспериментирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста и представлены результаты работы по этой...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....