«Методическая разработка по развитию ритмических способностей дошкольников, по методике ложки понемножку».
учебно-методический материал по музыке (старшая группа)

Кудряшова Алина Геннадьевна

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей, приобщать дошкольников к традициям русского народа.

Задачи:


1.Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма» на основе анализа теоретических источников.2.Рассмотреть особенности развития чувства ритма в дошкольном возрасте.

3.Обучать приемам игры на ложках.

4.Учить играть в оркестре слаженно, дружно, вместе начинать и вместе заканчиватьисполнение произведения.

5. Развивать чувство ритма.

6.Воспитывать духовно-нравственное начало в детях средствами русской народной музыки.

Актуальность: 

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видомдеятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.Образовательная программа «Ложки понемножку» рассчитана на 1 год обучения детейстаршего дошкольного возраста (5-7(8) лет). Основной формой работы являются групповые4занятия. Занятия проводятся подгруппой из 8-10 человек 2 раза в неделю. Длительностьодного занятия 30 минут.Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций ифольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельностидетей.Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком снезапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенныедеревянные ложки с течением времени стали употребляться внародном музицировании.Теперь это – русский народный инструмент. При ударе выпуклыми сторонами друг о другаполучается четкий «сухой» звук. В старину народные песни и пляски часто сопровождалисьигрой на ложках.Зародившись в далеком прошлом, искусство игры на этом инструменте до сих порсохраняет многие свои традиционные черты. Специальных нотных записей для исполнения наложках не было. Искусство игры на них зависело от фантазии исполнителя, а также от того,что можно было перенять у разных умельцев. Таким образом, накапливался опыт и приемыигры на самобытном народном инструменте. Необходимость в создании данной программы существует, так как онарассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкальноговосприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированиемисполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовнойкультуры, развитие прочных связей с историей и бытом русского народа.Новизна и отличительная особенность: каждый приём игры на ложках построен наопределённой ассоциации, что помогает осознанно усваивать его и делает процесс обучениядоступным и увлекательным как для педагога, так и для дошкольника.

Возрастные особенности музыкального развития детей (5-7(8) лет).В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важногокачества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), чтоявляется важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением ксамовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярковыражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваютсяловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет ихисполнительские способности. Начинают контролировать слухом исполнение музыки вразличных видах музыкальной деятельности. С удовольствием прислушиваются ипроявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям. Могутвспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии. Согласуют движения сметроритмом и формой музыкального произведения.Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом детишестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстроутомляются, устают от монотонности.Возраст 6-7(8) лет.В этот период у детей качественно меняютсяпсихофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё болеекоординированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.Возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке,значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяютреализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Ребёнок можетконтролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности,согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет5ассиметричные, разнонаправленные движения, умеет принять участие в музицированииэкспромтом, подстроиться, найти свой ритм и способ игры на инструменте, можетсамостоятельно организовывать музицирование пьес в двухчастной форме, можетвыполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого),имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильнойдоли, удержание остинато, импровизирование ритма). При этом детям свойственнаэмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

Ожидаемые результаты:

На начало учебного года:

- Умение импровизировать.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

- Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.

- Умение слаженно играть в ансамбле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichekaya_razrabotka_ns.docx16.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 88 «Исток» Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: «Развитие ритмических спосбностей дошкольников, по методике ложки понемножку».

Музыкальный руководитель:

Кудряшова Алина Геннадьевна

    Санкт-Петербург

2024

Цель: раскрыть значение влияния развития чувства ритма на развитие речевой и двигательной активности детей. приобщать дошкольников к традициям русского народа.

Задачи:

1.Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма» на основе анализа теоретических источников.
2.Рассмотреть особенности развития чувства ритма в дошкольном возрасте.

3.Обучать приемам игры на ложках.

4.Учить играть в оркестре слаженно, дружно, вместе начинать и вместе заканчиватьисполнение произведения.

5. Развивать чувство ритма.

6.Воспитывать духовно-нравственное начало в детях средствами русской народной музыки.

Актуальность:

Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видомдеятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду.Образовательная программа «Ложки понемножку» рассчитана на 1 год обучения детейстаршего дошкольного возраста (5-7(8) лет). Основной формой работы являются групповые4занятия. Занятия проводятся подгруппой из 8-10 человек 2 раза в неделю. Длительностьодного занятия 30 минут.Реализация программы происходит в процессе изучения истории, традиций ифольклора русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельностидетей.Ложки, как и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком снезапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенныедеревянные ложки с течением времени стали употребляться внародном музицировании.Теперь это – русский народный инструмент. При ударе выпуклыми сторонами друг о другаполучается четкий «сухой» звук. В старину народные песни и пляски часто сопровождалисьигрой на ложках.Зародившись в далеком прошлом, искусство игры на этом инструменте до сих порсохраняет многие свои традиционные черты. Специальных нотных записей для исполнения наложках не было. Искусство игры на них зависело от фантазии исполнителя, а также от того,что можно было перенять у разных умельцев. Таким образом, накапливался опыт и приемыигры на самобытном народном инструменте. Необходимость в создании данной программы существует, так как онарассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкальноговосприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированиемисполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, обогащение духовнойкультуры, развитие прочных связей с историей и бытом русского народа.Новизна и отличительная особенность: каждый приём игры на ложках построен наопределённой ассоциации, что помогает осознанно усваивать его и делает процесс обучениядоступным и увлекательным как для педагога, так и для дошкольника.

Возрастные особенности музыкального развития детей (5-7(8) лет).В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важногокачества как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), чтоявляется важной предпосылкой для более углублённого музыкального воспитания.Ребёнок 5-6 лет отличается большей самостоятельностью, стремлением ксамовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярковыражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развиваютсяловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет ихисполнительские способности. Начинают контролировать слухом исполнение музыки вразличных видах музыкальной деятельности. С удовольствием прислушиваются ипроявляют интерес к необычным музыкальным тембрам, звучаниям, интонациям. Могутвспомнить знакомую песню по вступлению, мелодии. Согласуют движения сметроритмом и формой музыкального произведения.Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом детишестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстроутомляются, устают от монотонности.Возраст 6-7(8) лет.В этот период у детей качественно меняютсяпсихофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё болеекоординированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.Возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке,значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяютреализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Ребёнок можетконтролировать исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности,согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполняет5ассиметричные, разнонаправленные движения, умеет принять участие в музицированииэкспромтом, подстроиться, найти свой ритм и способ игры на инструменте, можетсамостоятельно организовывать музицирование пьес в двухчастной форме, можетвыполнять творческие задания с последующей презентацией (с помощью взрослого),имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильнойдоли, удержание остинато, импровизирование ритма). При этом детям свойственнаэмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.

Ожидаемые результаты:

На начало учебного года:

- Умение импровизировать.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

- Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.

- Умение слаженно играть в ансамбле.

- Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки,хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию.

- Уметь сочетать движения рук и ног.

- Оказывать помощь сверстникам.

- Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

- С желанием участвовать в любом виде деятельности.

- Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметьрассказать об этом.

К концу учебного года:

- Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

- Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз.произведения.

-  Держать ложки одинаково на одном уровне.

-  Знать приемы игры на двух ложках.

- Знать и уметь объяснить что такое «средства музыкальной выразительности» (лад, темп,ритм, динамика)

Разделение приемов игры на ложках на подгруппы по сложности выполнения и времени для разучивания:

1 группа. Простые приемы. Для их разучивания требуется 1-2 занятия. Далее в течение всейработы кружка ложкарей педагог эти приемы закрепляет и повторяет с детьми.«Шлеп», «Трям», «Трамплин» (еще можно назвать его «Мостик»), тремоло от ноги,тремоло от ноги с переходом и обратно.На первом занятии без ложек, на следующих с ложками. Сначала медленный темп,постепенно увеличивайте, по мере того, как видите, что дети усвоили и уверенно исполняют.Используя приемы этой группы, смело создавайте оркестры, включая другиеинструменты: трещотки, бубны, свистульки. Озвучивайте потешки, короткие стихи,частушки, русские народные песни или в качестве звукоподражания («лошадка», «каблучки»,и т.д.)

2 группа. Приёмы посложнее. Они обязательно получатся у всех детей. Но, в отличие от первойгруппы, требуют 6-8 занятий для усвоения: «Колобок», «Маша», «Детский сад», «Тремоло»(от плеча).Разучивать в медленном темпе, 2 занятия без ложек, далее чередовать, играть сложками и без них, с музыкой и без них. Иногда слушаем «песенку ложек», это оченьполезное упражнение. Дети играют на ложках и слышат четкий ритм, который самипроизводят. Раз в месяц, по желанию педагога, можно на одном занятии использовать музыку14других жанров, отличных от фольклора. При выборе музыкального материала обращатьвнимание на четкость ритма и средний темп.Когда движения выучены, включать их в оркестр, и упражняться с детьми все время.То есть выучили одно движение, перешли к новому, а первое повторяем. Выучили два,разучиванием третье, выученные повторяем.

3 группа. Сложные приемы. «Кошка ленивая мышек не ловит» 10-12 занятий. Требует времени,терпения, но, обязательно получится у всех детей. Педагог не должен торопиться, нефорсировать события, не ускорять темп. Разучивать движение по частям, помогая каждомуребенку и корректировать каждого по необходимости.Приемы сложные есть и другие, при желании вы можете их найти и использовать.Также без этой группы можно и вовсе обойтись.Оркестры и выступления, как результат деятельности, мотивируют и вдохновляют идетей и педагога. Поэтому выступайте с ложками, создавайте поначалу простые оркестры сиспользованием бубнов, трещоток, свистулек. По мере того, как приемы будут накапливаться,оркестр может состоять только из ложек. Это решает педагог по своему усмотрению.Ищитеплощадки для выхода из МАДОУ. Дети быстро привыкают к концертной деятельности,проявляют желание выступать, на занятиях становятся более собранными и внимательными.

Список литературы:

1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.

2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе КарлаОрфа», 1987 г.

3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.

4. Бухарева И.С. «Диагностика и развитие творческих способностей детеймладшего школьного возраста», 2002 г.

5. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

6. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики икоординации речи с движением. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2020. – 32 с., цв.ил.

7. Журнал «Дошкольное воспитание»

8. Журнал «Книжки, ложки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»

9. Журнал «Музыкальная палитра»

10. Журнал «Музыкальный руководитель»

11. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры», 200 г.

12. Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах вдетском саду», 1990 г.

13. Мельников «Русский детский фольклор», 1987

14. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки,1977 г.

15. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977г.

16. Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русскиеложки): учебное пособие по специальности 071301 "Народное художественное творчество»В.М. Михайлов СГАКИ 2007 – 121 с.

17. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»,2001 г.

18. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.

19. Сборник «Гармошечка-говорушечка»17

20. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкальнопедагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.

21. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни,потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

22. Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=hhNIviNZ370

23. Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=J72UDjjPl1c

24. Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=oL7xxPIkNF4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...

Мастер-класс «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ.Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмич...

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме.

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме....

Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер - класс  для воспитателей на тему  " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...