Шавалеева Г.Ш.Исследовательская деятельность учащихся в современной школьной программе «Перспективная начальная школа».
статья по теме

Шавалеева Гельшат Шакировна
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. Огромную роль играет исследовательская деятельность в современной школьной программе «Перспективная начальная школа». Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся в современной школьной программе «Перспективная начальная школа».

     Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

     Огромную роль играет исследовательская деятельность в современной школьной программе «Перспективная начальная школа». Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

     Разработаны условия формирования исследовательских умений младших школьников:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, развития речи, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт.Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

     В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности не проводится. Пропедевтическая работа ведется следующими средствами:

-проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- уроком-исследованием (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно. С некоторой помощью учителя; предложения, поиск решения максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

- кратковременным исследованием – наблюдением с описаниями (под руководством учителя).

     Со 2 класса я организовала специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 час в неделю. Наличие занятий, на мой взгляд, позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся. Работа осуществлялась по следующим направлениям:

1.             Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др. (во время работы кружка «Родное слово»).

2.             Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам (во внеурочное время). Организовывала совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Например, подвела учащихся к теме исследования «Наша школа». Учащиеся формулировали проблему: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по данной теме. Поставили цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами существования школы. Учащиеся определили задачи исследования: найти информацию об истории школы, сведения о кружках и секциях, существующих в школе, выяснить количественные характеристики (сколько учеников, учителей, классов, кабинетов и т.д.), изучить строение школы, ее окрестности и пр. Выбрали методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение ит.д. С целью выполнения каждой задачи назначили группы учащихся, работающих по исследованию определенного направления.

Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3.             Проведение кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4.             На уроках использовались проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5.             На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств  предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево»; предлагаются для решения простые задачи по комбинаторике, логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.

6.             Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

Наблюдаемые результаты: учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе с взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей исследовательской работы.

     В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследовательской деятельности, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, требования к выбору темы исследования, планирование исследования, задачи исследования).

     Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

    Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

     Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности. К концу года большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.

     В 4 классе обобщаются полученные знания. Внимание уделяется умениям работать с источником информации, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, графика, модели.

     Существенным дополнением являются уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся учатся оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word, Microsoft Excel.

    Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

     Определены следующие формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:

-конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;

- презентации, на которых ярко и красочно представляются достижения учеников;- выступления для определенного круга слушателей.

     Вот некоторые темы, выбранные моими учениками для проведения исследования: «Моя семья»,  «Наша школа», «История моего поселка», «Что означают названия улиц нашего поселка?», «Мой домашний любимец», «Орфограммы в фантиках и …», «Кактусы», «Что мы знаем о календаре» и т.д.   Таким образом вышесказанные организационно-педагогические условия позволяют решить задачи творческого развития младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...

Формирование школьных компетенций в рамках образовательной программы "Перспективная начальная школа"

Презентация выступления на VII Республиканском научном семинаре "Современная школа и психология: перспективы сотрудничества"....

Программа по внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" УМК "Перспективная начальная школа"

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО по УМК "Перспективная начальная школа"...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...