Главные вкладки

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
    материал (3 класс) на тему

     Жигалко Светлана Алексеевна

     Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Опыт работы по теме68.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

    356817, Ставропольский край, Будённовский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

    тел/факс: 8 (86559) 67-5-78, E-mail: school-3-26rus@yandex.ru

    ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА  ПО ТЕМЕ

    «Формирование коммуникативной компетентности учащихся  младших классов средствами  УМК «Перспективная начальная школа»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 3 села Прасковея

                                                            Жигалко Светлана Алексеевна

    2014-2015 уч. год


    Уже в детском саду ребенок начинает общаться с другими людьми и

    устанавливать контакты. Он умеет общаться в узком кругу. Когда ребенок приходит в школу, он попадает в группу сверстников, где ему приходится общаться с большим коллективом и взрослых и детей. Насколько комфортно ребенку будет в этом обществе, зависит от уровня развития способности взаимодействия с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Ребенок учится правильно воспринимать людей и оценивать сложившуюся ситуацию. Именно с взаимодействия начинается активное развитие коммуникативных навыков.

    Чем лучше развита речь, тем легче ребенку общаться с другими людьми. От того, как  он в младшем возрасте научится находить пути решения и преодоления препятствий и споров, зависит адаптация в социальной среде в дальнейшей взрослой жизни.

    Цель моей работы - создание условий для формирования коммуникативных действий в ходе усвоения предметных дисциплин учащимися начальной школы средствами УМК «Перспективная начальная школа».

    В ходе работы ставлю перед собой задачи:

    1. Изучить сущность коммуникативных навыков;
    2. Проанализировать УМК «Перспективная начальная школа» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования коммуникативных компетенций;
    3. Создавать условия для формирования коммуникационных умений и навыков на каждом этапе урока.

     По итогам проделанной работы предполагаю получить  следующие результаты:

    1. Сформированность у школьников коммуникативных навыков, позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию;
    2. Повышение уровня профессионализма учителя;
    3. Повышение качества преподавания предметов.

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных навыков. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников. Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося, в том числе и  коммуникативных компетенций, а именно:

    • умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
    • умение разрешать конфликтные ситуации;
    • владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения;
    • владение навыками  взаимодействия с окружающими людьми;
    • знакомство с различными социальными ролями;
    • умение работать в группе, воспринимать информацию и адекватно на неё реагировать.

    Значительный вклад в создание принципиально иной модели обучения, – обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину (1989) и В.В. Давыдову (1996), а также их последователям – В.В. Рубцову (1998) и Г.А. Цукерман (1993). В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и средней школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

    Какое значение имеет коммуникативная компетенция для младшего школьника?  Во – первых, она влияет на учебную успешность. Ведь ученик, который стесняется отвечать у доски или испытывает при этом повышенную тревожность, даст такой ответ, который не будет выражать его истинных знаний, оценка при этом, соответственно, будет ниже заслуженной. Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей ребенка, вызывает ощущение неприятия, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения. В– третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе как условие сегодняшней     эффективности и благополучия его будущей жизни.


         Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями и проявляются в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.

            Успешному формированию коммуникативных умений и навыков способствует УМК «Перспективная начальная школа». Развитие речевых навыков начинается в беседе, когда ученики отвечают на вопросы учителя, сами формулируют  вопросы, учатся запрашивать недостающую информацию. Во время работы в парах (группах) обсуждают выполнение совместных действий, распределение ролей, контроль и оценку.

    Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что все  входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОС. Их цель - научить школьников:

    • общаться с одноклассниками и взрослыми;
    • обосновывать собственную точку зрения;
    • уважать другую точку зрения;
    • владеть устной диалогической речью;
    • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;

    Одна из особенностей всех учебников УМК «Перспективная начальная школа» – наличие в них друзей-героев Маши и Миши, которые ведут виртуальный диалог с ребятами, увлекая их в мир знаний и помогая добывать эти знания.

            Как познавательная деятельность, так и коммуникативные навыки  основаны на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и Мишей. Ученики отвечают на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои умозаключения. Система заданий УМК «Перспективная начальная школа» способствует формированию коммуникативных умений и навыков.

      На мой взгляд, замечательна идея УМК “Перспективная начальная школа” работы с  системой словарей (начиная со 2-го класса), к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе.

       На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа:
                              1) орфографический (словарь “Пиши правильно”);

                               2) толковый;

                               3) этимологический (Словарь происхождения слов”);

                               4) орфоэпический (“Произноси правильно”);

                               5) обратный словарь.

    Их авторы включили не в основной корпус учебника «Русский язык», состоящего из двух частей, а во вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари и задания по развитию речи. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

     Наличие этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Необходимо только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.

    Использование
    орфографического словаря известно многим. Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.

    Например: 


    • Открой словарь “Пиши правильно”. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные 3 склонения женского рода. Сколько у тебя слов? Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 3 склонению.


    Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”. Этот словарь позволяет работать и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также чтобы учился правильно читать словарную статью.

    Например: 


    • Какие значения у слова хлеб в Толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как ты его понимаешь? В каком из трёх значений употреблено здесь слово хлеб?

    • Род слова кофе уточни в Толковом словаре.

    • Открой словарь на букву – Л. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?


    Этимологический словарь объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

    Например:


    • Найди в словаре происхождения слов слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

    Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

    Например:
    Поставь ударение: Телефон звонит. В магазине много тортов. Проверь по словарю. 

    Работа с
    обратным словарём на уроках на уроках русского языка является необычной. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

    Чем же интересен обратный словарь для развития грамотного письма учащихся?

    Так как в русском языке суффиксы играют особую роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является обратный словарь. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.

    Кроме того обратный словарь помогает учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

    Как же можно использовать обратный словарь? Например,
     он позволяет работать с проблемой написания слов мужского и женского рода, основой на шипящую.

    Задание:
    Открой обратный словарь на букву – Ч.

    - Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода?
    -Какого рода все эти слова?
    - Выпиши пять любых слов.
    -Открой обратный словарь на букву – Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на -чь. Выпиши пять любых слов.
    - Какого рода все эти слова?
    - Какой вывод можно сделать о работе Ь:
    а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;
    б) Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода?
    -Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -Ч и -ЧЬ?

    Задание: Открой обратный словарь на букву –Ш.
    -Предположи, какого рода будут все слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву –Ш. Выпиши пять любых слов.
    - Твои ожидания оправдались?
    - Открой обратный словарь на букву –Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается –ШЬ.
    - Догадываешься, какого рода ВСЕ слова-названия предметов на –ШЬ? Выпиши пять любых слов.
    -Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь?
    - Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ш и –ШЬ?

    Таким образом, обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него входят слова и блоки слов, позволяющие решать конкретные грамматические проблемы.

    В 3-м классе данную группу словарей дополняет
    словарь устойчивых выражений (фразеологический).

    Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.

     

    Одним из необходимых условий формирования коммуникативных компетенций является организация групповой работы. Первые шаги в налаживании работы в группах предпринимаются  уже на этапе адаптации, и в дальнейшем  приобретает важное значение для формирования коммуникативного взаимодействия. Содержание учебников по всем изучаемым предметам помогает организовать работу в паре с соседом, где дети могут сами распределять работу между собой, проверять работу друг друга, работать в малой группе, меняться ролями, и т.д.

    Технология групповой работы:

                 Этапы

                               Технология

    Подготовка

    постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала.

    Групповая работа

    знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания.

    Заключительная часть

    сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

    Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным:

    • любое мнение ценно;
    • ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;
    • повернись так, чтобы видеть говорящего;
    • дай другому возможность сказать, не перебивай;
    • обращение начинай с имени.

    Обучая по этому комплекту, делаю выводы, что дети учатся с удовольствием - никто из них не чувствует неуверенности, боязни, ущербности. У детей нет нелюбимых предметов, они хотят осознать свою значимость на уроке, делиться своими мыслями и  впечатлениями. Работая по новым стандартам, наблюдаю совсем иное  общение детей друг с другом - во время дискуссии  оппоненты приводят аргументы, доказывая свою точку зрения. Учащиеся научились  подмечать моменты, когда необходима помощь  товарищу.

    Для формирования коммуникативных компетенций  на уроках предусмотрены задания, отмеченные специальной пиктограммой «Работа в парах»:

    Направленность задания

    Предмет

    Задания

    Задания, требующие распределения  работы с соседом по парте (коммуникация как кооперация)

    математика

    «Миша сказал, что в предложениях  разные главные слова. Ты соглашаешься с Мишей или хочешь что-то уточнить?», «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему», «Как ты ответишь Маше?».

    литературное чтение

    «Докажи, что историю, рассказанную в басне «Волк и журавль», можно считать БРОДЯЧЕЙ историей»

    русский язык

    «На первом заседании клуба «Ключ и заря» Машу заинтересовал Толковый словарь.  Предположи, чему он посвящен. Подумай над значением слова «толковый» от «толковать», «растолковывать»

    окружающий мир

    «Костя Погодин просит кого-нибудь из членов клуба объяснить Мише, почему при охлаждении вода сжимается»

    Учёт позиции собеседника (коммуникация как взаимодействие)

    математика

    «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач»

    литературное чтение

    Герой комплекта волшебница АнишитЙокоповна знакомит детей с понятием «Диалог»  и предлагает из  сказки Сергея Козлова «Если меня совсем нет» прочитать диалог друзей по ролям»

    русский язык

    «Сделай звукобуквенный разбор одного из указанных слов, а твой сосед по парте пусть разберет другое слово. Какую ошибку можно допустить при разборе? Проверьте работу друг друга »

    окружающий мир

    «Покажи на рисунке  своему соседу по парте экватор. А он пусть тебе покажет линии, которые проведены от экватора к Северному  полюсу и к Южному»

    В заключении каждого урока детям предлагаю задание закончить следующие предложения:

    Я понял, что

    Я научился…

    У меня получилось

    Я смог

    Мне захотелось…

    В результате формирования коммуникативных компетенций у учащихся становятся более внимательным  на уроках, прослеживается умение слушать своего товарища, чтобы согласиться или не согласиться с ним.  

    Главная задача для меня учителя- не  «дать» знания, а научить детей  добывать эти знания путем организации  совместного  поиска решения возникающей перед ними задачи.

    Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. За годы обучения в начальной школе  ученик встречается с сотнями учебных задач, решения которых, помогут ему справляться с ситуациями в будущей взрослой  жизни.

    Для корректировки диагностики сформированности УУД

    систематически провожу мониторинг:

    Вид УУД  

    Критерии УУД    

    Инструмент

    Коммуникативные

    Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос; учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

    1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

    2.Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.)

    Умение договариваться, находить общее решение; взаимоконтроль  взаимопомощь по ходу выполнения заданий; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

    Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

    Рефлексия своих действий, передача и получение информации от партнёра  по деятельности.

    «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики партнёра по деятельности «Архитектор – строитель»)

    Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

    В   ходе  исследования диагностировалось:

    • Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
    • Умение договариваться, находить общее решение.
    • Передача и получение информации от партнёра  по деятельности.
    • Дисциплинированность.
    • Отсутствие конфликтов.
    • Усидчивость.

    Результаты показаны в диаграмме

    «Рейтинг класса по  развитию коммуникативных навыков»

            По результатам  мониторинга видна  положительная динамика в развитии коммуникативных навыков. Большинство детей активно участвуют в диалоге, в общей беседе, умеют формулировать высказывания, в зависимости от ситуации, с удовольствием сотрудничают с одноклассниками и учителями,  применяют различные  способы в разрешении конфликтов.

    Средствами УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся сформируются такие умения как:

    •  самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока;
    • самостоятельно определять цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия; 
    • работать в парах и группах;
    • учитывать позицию собеседника; 
    • организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы;
    • использовать знаково-символические средства;
    • выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

            Результаты диагностики показали стабильность формирования у учащихся коммуникативных навыков в сравнении с первым и вторым годом обучения.

            Система контроля уровня развития коммуникативных универсальных действий  младших школьников позволяет проследить позитивную динамику грамотности учащихся, наблюдать тенденцию роста качества знаний при выполнении контрольных срезов, итогового контроля. По результатам выполнения учащимися творческих работ выявлены качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ, прослеживается рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых ошибок, на более высоком уровне.

            Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной  деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования познавательной и коммуникативной компетенций учащихся мною успешно решаются. Своими педагогическими находками я поделилась с коллегами на заседании МО учителей начальных классов, где выступила с докладами по теме: «Методы и приемы формирования УУД » и «Проектирование урока с позиции требования стандартов второго поколения».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» способствует формированию одной из ключевых компетентностей - коммуникативной. Использование ситуаций живого общения на уроках развивают не только речь, но и способствуют формированию  умения пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике. Это отмечено моими коллегами при анализе  открытых уроков, проведенных мною в рамках  предметной недели МО учителей начальных классов :

    • «Умножение числа 1 и на число1» ;
    • «Существительные третьего склонения»;
    •  «Свойства воздуха».

    Вместе с тем педагогическое наблюдение выявило проблему – не у  всех учащихся  сформированы коммуникативные компетенции, что связано с особенностями темперамента и разными учебными возможностями детей. Поэтому работа в данном, направлении будет продолжена далее.

    Я уверена, что навыки сотрудничества, приобретённые детьми , понадобятся им, и когда они станут взрослыми. Ведь коммуникативная компетентность учащихся в образовательном процессе – это не только условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и ресурс эффективности и благополучия его  в будущей взрослой жизни.

    Литература:

    1. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста./ Арефьева О.М. Ж. «Начальное образование -2010№3, с. 52»
    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
    3. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
    4. Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012.
    5. Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
    6. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

    Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

    Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

    Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

    Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

    В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

    Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

    В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

    Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе

    «Формирование ИКТ – компетентности учащихся на уроках математики в начальной школе».Горланова Н.В.,учитель начальных классов....

    Доклад по теме :" Формирование валеологической компетентности учащихся младших классов через игровую деятельность"

    В настоящей работе обобщён опыт по формированию у школьников начальных классов представления о здоровом образе жизни на основе валеологических знаний.Автором изучены условия формирования валеологическ...

    Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

    Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...