Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сысоева Галина Викторовна

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков происходит процесс развития личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема педагогического совета

«Совершенствование педагогической компетенции как средство эффективной реализации ФГОС общего образования»

Выступление на педсовете (из опыта работы) учителя начальных классов Сысоевой Г.В.

«Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Слайд 1.

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя

     На фото представлены творческие работы детей

Слайд 2.               

              «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»

                                                                Советский математик

                                                                Андре́й Никола́евич Колмого́ров  (1903-1987)    

                                                                                                             

          Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков происходит процесс развития личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

 Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Слайд 3.

Что такое проект?

         Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.

        Что такое проектная деятельность?

        Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

        Метод проектов – это совместная деятельность учителя, учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы.

     Слайд 4. (фото проекта «Числа»)                    

      Проектно-исследовательской деятельностью учителя начальных классов занимаются давно. Самыми успешными и встретившими живой отклик у большинства учащихся класса в моем предыдущем выпуске были групповые проекты «Африка», «Куклы. Кукольные театры», «Сокровища архитектуры Украины». Наш первый «большой» проект с нынешними учащимися - это проект по математике «Числа в загадках, пословицах и поговорках» (1 класс, 2014 г.). Работа велась индивидуально.  Продукт нашей деятельности – устный журнал, с которым мы выступили перед учащимися подготовительных классов. Несомненно, что на первом этапе родители являются активными помощниками многих наших проектов.

  Хочется отметить, что привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, особенно если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение большей части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.  

Слайд 5. (фото проекта «Живая азбука»)

      Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

       Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Слайд 6. (на слайде – выделенные слова)

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

  1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

       Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки и все занятия внеурочной деятельности. Таким «затянувшимся уроком» для нас стал творческо-познавательный проект – праздник «Масленница» (1 класс), реализованный в содружестве с учениками Кривцовой Л.В (4 класс). и посвященный традициям и обычаям, связанным с этим праздником. В финальной части проекта были задействованы и учителя физкультуры Саламатина С.И. и Первушин П.П., проводившие для детей веселые эстафеты. Закончился праздник, как и полагается, чаепитием с блинами и сжиганием чучела Масленицы.

Слайды 7-8. (фото проекта «Масленица»)

   Программа заставляет задуматься, как осуществить такое количество проектов:

в 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов.

   Для выхода из ситуации, когда исполнительные дети оказываются перегруженными, я предложила ученикам и родителям несколько правил:

  1. Знакомить с предстоящими проектами раз в полугодие для выбора темы и поиска материалов (это касается в первую очередь проектов по окружающему миру).
  2. Иметь право выбора: участвовать или нет в групповом или коллективном проекте.
  3. Индивидуальный проект выполнять в любой удобной форме, но быть интересным и доказательным на заключительном этапе.
  4. Предлагать свои идеи и темы исследований, выходящие за рамки Программы.

Слайды 9-10.

   Так, к примеру, возник проект - исследование «Аммониты – магическая спираль Вселенной», с которым Немыкин Егор участвовал в Городском конкурсе исследовательских проектов младших школьников «Юный исследователь», а затем представил свою работу на Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани наук – 2017» и получил диплом победителя (3 место).

   В 4 классе дети с удовольствием продолжают заниматься проектной деятельностью, но перешли на новый уровень. Стало больше индивидуальных проектов. Оформлять результаты своей исследовательской работы учащиеся предпочитают теперь в электронном виде.   

 Слайды 11-13. (титулы презентаций учеников)

   

       

Слайд 14.

                  «В любом проекте важнейшим фактором является вера в успех.

                  Без веры успех не возможен».
                                           Философ и психолог,   Уильям Джеймс (1842 – 1910) 

   В своей практике я использую и мини-проекты, которые занимают несколько минут урока на этапе закрепления или применения полученных знаний. Задачей таких мини-проектов является: закрепить на практике умения, открытые на уроке; развивать умения извлекать и перерабатывать информацию; договариваться о правилах поведения в группе и следовать им; развивать познавательную и творческую активности детей.

   Конечно, учителям начальной школы для реализации проектов большим подспорьем стали часы внеурочной деятельности. Но один из последних наших проектов осуществлялся только на уроках. Это исследование по произведению Вс.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Слайды 15-19. (демонстрируются слайды из презентации к уроку)           

   Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать сверстникам, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя. На этих уроках ученики доказали, что научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения. Ребята приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации, стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески и самостоятельно, делая удивительные выводы и глубокие умозаключения.    

Слайд 20.

 Девиз проектной деятельности:

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»  

    Сэр А́ртур Чарльз Кларк (1917 -  2008), английский писатель, учёный и изобретатель.

В процессе проектной деятельности

  • создаются условия для творческого развития обучающихся;
  • приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  • вырабатываются умения вести поиск и систематизировать нужную информацию.

      - простое детское любопытство     трансформируется в ценнейшее свойство – познавательную потребность.

   Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она   позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельност- ный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

           В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, что «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». И, как показывает опыт работы, Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться на уроках в начальной школе как средство совершенствования компетенции учителя.

Слайд 21.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга Готхольда Эфраима Лессинга  «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шавалеева Г.Ш.Исследовательская деятельность учащихся в современной школьной программе «Перспективная начальная школа».

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целен...

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

Использование проектно – исследовательской метода обучения в образовательном и воспитательном процессе обучающихся начальной школы.

Проработав более 30 лет в начальной школе, понимаешь, что современные дети владеют большей информацией о мире, чем в предыдущие годы,  и это нельзя не учитывать при построении учебно-воспитательн...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе

Дидактические игры в развитии познавательной деятельности учащихся, привития интереса на уроках в начальной школе...

Использование комплексно-волновых уроков как эффективного метода исследовательской деятельности при изучении истории родного края в начальной школе Рождественская Е.Б. Учитель начальных классов, Шишкина С.В. Учитель музыки

В статье раскрывается значимость комплексно-волновых уроков, как инновационной методики, рассказывается о технологии проведения комлексно-волновых уроков в начальной школе....