Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
методическая разработка

В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_ispolzovanie_ikt.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                               «Детский сад №78 «» города Смоленска

Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».       

Воспитатель Шкуричева Елена Ивановна.

Содержание:
1. Аннотация методической разработки.
2. Актуальность методической разработки.
3. Деятельность по реализации педагогической инициативы.
4. Результаты реализации инициативы.
5. Способы оценки результатов внедрения ИКТ в образовательный процесс.
6. Используемая литература.

 «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

     Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20 Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

     Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Для этого необходимо выбирать такие технологии, которые способствовали бы свободному развитию личности ребёнка. Информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

     Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предполагает совершенно новое проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием новых технологий для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, современного уровня общения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно – образовательного процесса: педагоги, воспитанники и их родители.

Особое место в реализации данной концепции занимает использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, родителями, коллегами.

Основной целью моей работы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современного мира.

Аннотация: в данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс.  Главным преимуществом данной методической разработки является то, что, имея только ноутбук и интернет можно намного разнообразить образовательный процесс в ДОУ и совершенствовать взаимодействия участников образовательного процесса. Даже не имея интерактивной доски в образовательном учреждении можно эффективно использовать ИКТ.  

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ является моей педагогической инициативой.

Актуальность данной педагогической инициативы вызвана, с одной стороны, модернизацией системы образования РФ, которая предъявляет новые требования к содержанию и формам образовательной работы с детьми. Такие происходящие события в области образования, как принятие Стратегии развития информационного общества и Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года, реализация программы «Электронная Россия», подключение школ к интернету, принятие поправок к Закону «Об образовании», внедрение федеральных государственных образовательных стандартов к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, внедрение профессиональных образовательных стандартов педагогов привели к изменению содержания, методов и форм всей системы образования, следовательно, и работы детских садов.

В современном обществе, в условиях динамично меняющегося мира, в котором постоянно усовершенствуются и усложняются технологии, где дети живут и формируются в информационной среде информатизация сферы образования, приобретает фундаментальное значение.

Внедрение ИКТ в практику моей работы с детьми, родителями, а в последующем и педагогами, обусловлено следующими причинами:
1. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами творческой группой МБДОУ были разработаны тематические недели, что отвечает принципу комплексно-тематического построения педагогического процесса, в результате проживания которых мы столкнулись с проблемой нехватки дидактических и наглядных пособий.
2. Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (7D, 9D, гаджетами и т.д.), приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала.
3. Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.

Идея педагогической инициативы заключается в построении внутри МБДОУ обогащенной образовательной среды, посредством внедрения в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, и как следствие – повышения качества образовательной деятельности.
Цель педагогической инициативы: повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Задачи педагогической инициативы:
• развивать мотивацию у детей к содержанию педагогического процесса, расширять кругозор за счет создания и использования готовых мультимедийных разработок.
• повышать степень включенности родителей в педагогический процесс через организацию интересных форм работы, а также создания собственного сайта группы.
• обмениваться накопленным опытом в педагогическом сообществе посредством социальных сетей.
• содействовать в повышении информационно-коммуникативных компетенций педагогов ДОУ.

Деятельность по реализации педагогической инициативы.
Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала. Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями помогает в решении данной проблемы.
Информационно-коммуникационные технологии не зависят от темы, формы проведения и содержания образовательной деятельности, а также от возраста участников. Работа с привлечением информационных технологий помогает педагогу показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, следовательно, активизирует ребят на деятельность.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, а использование всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации – это использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования.

Средства ИКТ, которые использовались мною в работе с детьми и родителями:
– Компьютер с программным обеспечением.
– Мультимедийный проектор.
– Принтер.
– Видеокамера.
– Фотоаппарат.
– Телевизор.
– Видеомагнитофон.

Свою деятельность по внедрению ИКТ в педагогический процесс я организовала по следующим направлениям:
               I. Использование ИКТ при организации воспитательно - образовательного процесса    с детьми:

  • Подбор дополнительного познавательного материала (мультимедийные разработки и презентации) к непосредственно образовательной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий на интернет- ресурсах;

  • Создание тематических презентаций в программе Рower Рoint к занятию.
  • Медиаурок по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения обладает рядом преимуществ:
    – предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
    – движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

  • Создание интерактивных (электронных) физкультурных минуток, с целью переключения детей на творческую активность, для снятия умственного напряжения и повышения эмоционального тонуса организма детей в образовательный процесс можно вставлять подобные динамические паузы (интерактивные физкультурные минутки). Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей.
    Задачи подобных динамических пауз (физкультурных минуток):
    – предупреждение утомления;
    – снятие эмоционального напряжения в процессе занятий;
    – восстановления умственной работоспособности;
    – совершенствование общей моторики;
    – выработка четких координированных движений во взаимосвязи со зрением;
    – повышение интереса к занятиям.
    Дополнительные задачи:
    – повторение, например, если это весенняя физкультурная минутка, то признаков весны, если физкультурная минутка по теме ОБЖ – правил безопасности;
    – повторение слов песни.

  • Подбор на интернет- ресурсах иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, а также с помощью сканирования;

  • Использование цифровой фотоаппаратуры, видеоаппаратуры и программ редактирования фотографий и видеосъемки для изготовления дополнительного познавательного материала, который использую в создании презентаций, оформления тематических фотовыставок и видеороликов.

  • Оформление буклетов, визитной карточки группы, личной карточки воспитанника на кабинку, билетов на спектакли, пригласительных билетов на праздничные мероприятия.  

  • Использование компьютера в делопроизводстве группы, создании различных баз данных.
  • II. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями:
    • Подбор дополнительного познавательного материала для повышения педагогической компетенции у родителей (к презентациям на родительские собрания, информацию на стенды и в папки-передвижки);
    • Оформление пригласительных на праздничные мероприятия, стендов для родителей, к праздникам сюрпризные моменты (открытки и коллажи, созданные в фотошопе).
    • Создание тематических презентаций в программе Рower Рoint для проведения родительских собраний, праздничных мероприятий;
    • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий для создания фотоотчетов, фотовыставок, фото-шоу и фото подарков к празднику.
    • Использование видеокамеры и соответствующих программ, для создания видеофильмов.

    III. Обмен опытом в педагогическом сообществе с целью повышения квалификации:
    • Создание своего сайта (блока) для выкладывания своих наработок;  
    • Знакомство на сайтах дополнительного образования с периодикой, наработками других педагогов;
    • Участие в профессиональных конкурсах;
    • Проведение в ДОУ мастер-классов по созданию презентаций, электронных физкультурных минуток; презентации опыта работы по ведению документации воспитателя в электронном виде и др.
    Внедряемость педагогической инициативы.
    Представленная педагогическая инициатива может быть с успехом реализована в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии инициативных педагогических кадров и соответствующих средств ИКТ. Даже не имея в образовательном учреждении интерактивной доски можно эффективно внедрять информационные технологии. Имея ноутбук и проектор образовательный процесс в ДОУ можно сделать ярким и полным. Разместив оборудование в одном помещении снимется проблема отсутствия средств информационно-коммуникационных технологий в каждой группе.
    Результаты реализации инициативы.
    Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует повышению качества образовательного процесса:
    • ускоряется передача знаний и накопленного опыта, педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус;
    • при использовании электронных образовательных ресурсов повышается качество обучения, познавательная мотивация у воспитанников, дети быстрее и успешнее адаптируются к происходящим изменениям, соответственно наблюдается рост их достижений;
    • отмечая интерес детей к ДОУ, родители стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах, а также во всех мероприятиях группы.
    Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств в детском саду позволяет модернизировать и повысить эффективность воспитательно- образовательного процесса. 

Способы оценки результатов внедрения ИКТ в образовательный процесс.

 

Критерии оценки эффективности

Способы оценки результатов внедрения ИКТ

Воспитанники

Целевые ориентиры с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.

Наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности; за развитием ребенка в разных видах деятельности.

Родители

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению.
Участие в организации и проведение мероприятий в ДОУ.
Изменение характера вопросов родителя к воспитателю, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей, желание их совершенствовать.
Использование родителями педагогической литературы.

Анкета «Отношение родителей к ДОУ»
Анализ обращений родителей к воспитателю и администрации ДОУ.

Анализ протоколов посещаемости родителей мероприятий по педагогическому просвещению и досуговой деятельности.

Педагоги

Повышение степени ИКТ компетентности педагогов.
Ведение делопроизводства группы в электронном варианте.
Самостоятельное создание презентаций в программе Рower Рoint.Использование ИКТ в воспитательно- образовательном процессе.Пополнение медиабанка.

Анкетирование «ИКТ в моей работе»

Анализ ведения документации педагога.
Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателей с точки зрения внедрения ИКТ.

Литература:
1. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
2. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на круглом столе семинара «Использование интерактивной доски как средство повышения качества образования».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в  3  классе по теме: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»     Данный урок является четвертым по изучени...

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного  образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования»  уч...

Применение современных образовательных педагогических технологий как средство повышения качества образования

Сегодня учитель свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой  результативности обучения, воспитания и развития. На изменение структуры урока повлияло использование новых ...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....

Использование инновационных педагогических технологий как средство повышения качества образования школьников.

В статье представлен опыт использования инновационных педагогических технологий как средство повышения качества образования школьников...