Выступление на педагогическом совете школы «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»
материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе»
(выступление на педагогическом совете школы)
Хочу начать свое выступление с притчи.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Современный учитель должен реализовывать системно-деятельностный подход в обучении.
Как же учителю заинтересовать учеников, как сделать урок интересным? И тут на помощь нам, учителям, приходят современные педагогические технологии.
Педагогическая технология − это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
Задача учителя - не преподносить готовые знания ученику, а организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому необходимо использовать в своей педагогической практике технологии, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
В наше время существует большое количество педагогических технологий, которые позволяют глубже учитывать и использовать личностные особенности обучаемых; проектировать педагогу учебный процесс, организационные формы взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решать выше перечисленные задачи нам помогает комплексное использование следующих образовательных технологий:
— игровые технологии;
— технология проблемного обучения;
— информационные технологии;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология дифференцированного обучения;
— технологии проектного обучения;
Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.
В первую очередь имеет место в работе с учащимися начальных классов технология использования игр и игровых форм организации учебной деятельности.
Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей, здоровьесберегающие технологии. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Поэтому, большое внимание, следует уделять здоровьесберегающим технологиям, направленным на формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, упражнения на релаксацию.
Как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Лиза на празднике съела 6 шоколадок, а Вера на 2 меньше. Сколько пирожных съели обе девочки?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много шоколадок? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Проникновение современных технологий в образовательную практику, открывает новые возможности. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает интерес к уроку и даёт возможность получать знания в увлекательной форме.
Информационно-коммуникативные технологии используются как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом.
Современные гаджеты и программы позволяют сделать урок интерактивным и увлекательным. Например, использование онлайн-платформ, презентаций, цифровых образовательных ресурсов помогает детям лучше усваивать материал и повышает интерес к учебе.
Применение интерактивных досок, планшетов, виртуальных экскурсий, мобильных приложений («Учимся читать», «Обучающие игры»). Окружающий мир - «Путешествие по карте», «Свойства воздуха и воды»; литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д.
Технология проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.
Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово местность.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (местность,[м,э,с,?,н,а,с,т.)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает? (Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Например, ученик получил задания: «К 4 прибавь 6 и помножь на 5». И другое: «К 4 прибавь 6, помноженное на 5». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:
4 + 6 * 5 = 30
4 + 6 * 5 = 34
Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок.
Технологии дифференцированного обучения – это обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используют трехуровневые задания. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней и 3 уровня.
Технологию проектного обучения
Проектирование позволяет ученикам самостоятельно находить решение поставленных задач, развивать творческие способности и критическое мышление. Дети учатся планировать работу, распределять обязанности и презентовать полученные результаты. Это способствует формированию самостоятельности и ответственности.
Пример: Учебный проект «Путешествие по русским сказкам», в ходе которого ученики изучают народные сказки, создают иллюстрации, готовят сценарии инсценировок и выступают перед одноклассниками.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в школе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и, следовательно, повышается качество знаний.
Ребята принимают активное участие в различных всероссийских олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению.
Немаловажным и создание здоровой атмосферы в коллективе - атмосферы, когда дети не боятся учителя, а боятся его подвести. Доброжелательная обстановка, доверие – еще один ключ к повышению эффективности образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
Данный материал будет полезен для преподавателей начальной школы....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
доклад...
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.
Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе
В разработке описаны современные педагогические технологии...
