Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.
статья на тему

Буянова Людмила Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx50.64 КБ
Файл doklad.docx50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.

    Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в современной школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования последних достижений психологии и информатики.

На современном этапе обучения чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогическая технология это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие  действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

        Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.

Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.

При этом должны произойти изменения личностных ориентаций учителя. Он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

  1. Технология разноуровнего обучения.
  2. Технология коллективного взаимообучения .
  3. Технология сотрудничества .
  4. Технология модульного обучения .

Современная школа  обеспечивает условиями для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Создаются гимназические классы по направлениям.

        Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

 Важнейший показатель всесторонней и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные  технологии.   Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации    коммуникабельностью, развитием общества.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ.Multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

            Многие школы нашего города Атырау обеспечены компьютерами и интерактивными досками, без которых невозможно представить современный урок. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа делают урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки.

Я работаю учителем начальных классов в школе-гимназии №30 для одарённых детей с обучением на трёх языках, и учителя нашей школы стремятся идти в ногу со временем, поэтому они психологически и технически готовы использовать информационные технологии в преподавании.

Рассмотрим отдельные этапы урока с использованием ИКТ.

Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. На этих уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени стала готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей учителя начальных классов используют информационно-коммуникативные технологии на различных уроках независимо от предмета.

Основными целями использования компьютерных технологий на уроках мы выделяем:

- повышение мотивации к учебе,

- углубление знаний,

- развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.

Мультимедиа уроки помогают нам решить следующие дидактические задачи:

 усвоить базовые знания по предмету;

 систематизировать усвоенные знания;

 сформировать навыки самоконтроля;

 сформировать мотивацию к учению;

 оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Кроме того, в начальной школе наши учителя уже начинают работу по подготовке к поисково-исследовательской деятельности: это и самостоятельная работа по запросу со справочной литературой, и поиск в глобальной сети Интернет, и сбор информации из всех доступных источников, умение обобщать и систематизировать полученные данные, анализировать их. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Поэтому рисунки на

компьютере и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые.

На уроках литературного чтения ищем индивидуально или фронтально, или группами информацию о писателе, поэте. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках «Познание мира» мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника.

В 3-4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате Power Point по пройденным темам, либо в опережение.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

- на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

В процессе обучения используем ИД как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивная доска является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Необязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Работа с Aсtivote позволяет делать четко направленную коррекционную работу – отслеживается траектория развития каждого учащегося, легко проводится мониторинг успешности детей по каждому разделу.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Учитель на своем уроке чередует разнообразные методические приемы. Это делает урок менее скучным, однообразным, более интересным. Применение мультимедийного оборудования на уроке этому способствует. Однако, учителя, использующие ИКТ на уроках, не забывают, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Информационные образовательные ресурсы не заменяют их, а помогают быть более результативными. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

- повышает качество знаний,

- продвигает ребенка в общем развитии,

- помогает преодолеть трудности,

- вносит радость в жизнь ребенка,

- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет нам дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня учителя нашей школы умеют работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить качественное образование. Опыт организации учебного процесса с  активным использованием инновационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.  Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).

http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif

http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif


<<< Обучение детей чтению


Профилактика трудностей в обучении чтению

http://adalin.mospsy.ru/img/marker.gif Рекомендуем родителям  CD "Учимся читать. Игры для обучения чтению"

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей. 

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции
самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением. 

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники 
плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения. 

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие
концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо. 

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном 
умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде. 

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "
Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

- Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

- Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:


1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:


1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв, расположенных на карточках не в алфавитном порядке (используется несколько карточек с 4-6 строчками букв на каждой).

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост 
из за пар май боль крот март дрозд 
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.
обучение чтению



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе.

    Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в современной школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования последних достижений психологии и информатики.

На современном этапе обучения чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Педагогическая технология это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие  действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

        Методики обучения более устойчивы, чем технологии, они изменяются вместе со сменой образовательной идеи. Технологии же многовариантны даже в рамках одной методики. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, предложенных для использования.

Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

В настоящее время 70-80% всей информации школьник получает уже не от учителя и не в школе, а на улице, от родителей и в процессе наблюдения за окружающей жизнью из средств массовой информации, а это требует перехода педагогического процесса на качественно новый уровень.

Такой подход возможен лишь в школе с развивающими процедурами обучения, личностно ориентированными педагогическими технологиями.

При этом должны произойти изменения личностных ориентаций учителя. Он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а яркие неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить.

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

  1. Технология разноуровнего обучения.
  2. Технология коллективного взаимообучения .
  3. Технология сотрудничества .
  4. Технология модульного обучения .

Современная школа  обеспечивает условиями для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребёнок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. Создаются гимназические классы по направлениям.

        Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

 Важнейший показатель всесторонней и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.

Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Требуются другие стратегии школы, стратегии, созвучные нашему времени, новые инновационные  технологии.   Использование в учебном процессе средств компьютерных и информационных технологий объясняется новыми условиями жизни: большими объемами информации    коммуникабельностью, развитием общества.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ.Multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Интересные и занимательные формы работы с использованием компьютерных технологий, воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся  вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося. Постепенно у школьников вырабатывается определенная культура поведения, формируется его мировоззрение.

Учить ребенка радостно, без принуждения - возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

            Многие школы нашего города Атырау обеспечены компьютерами и интерактивными досками, без которых невозможно представить современный урок. Использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе. Возможности мультимедиа делают урок интереснее, продуктивнее, насыщеннее, эмоционально богаче. Ученикам очень нравятся такие уроки.

Я работаю учителем начальных классов в школе-гимназии №30 для одарённых детей с обучением на трёх языках, и учителя нашей школы стремятся идти в ногу со временем, поэтому они психологически и технически готовы использовать информационные технологии в преподавании.

Рассмотрим отдельные этапы урока с использованием ИКТ.

Так называемый "устный опрос" отдельных учащихся не вызывает особой активности отдельных учеников класса. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному "творчеству", к реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нестандартные формы организации урока. Эти уроки не требуют изменения программы, а дают многое. На этих уроках дети работают легко и с интересом, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени стала готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей учителя начальных классов используют информационно-коммуникативные технологии на различных уроках независимо от предмета.

Основными целями использования компьютерных технологий на уроках мы выделяем:

- повышение мотивации к учебе,

- углубление знаний,

- развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной игре.

Мультимедиа уроки помогают нам решить следующие дидактические задачи:

 усвоить базовые знания по предмету;

 систематизировать усвоенные знания;

 сформировать навыки самоконтроля;

 сформировать мотивацию к учению;

 оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Кроме того, в начальной школе наши учителя уже начинают работу по подготовке к поисково-исследовательской деятельности: это и самостоятельная работа по запросу со справочной литературой, и поиск в глобальной сети Интернет, и сбор информации из всех доступных источников, умение обобщать и систематизировать полученные данные, анализировать их. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии тигров в цирке или театра кукол, народные костюмы, шедевры народного творчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда. Поэтому рисунки на

компьютере и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые.

На уроках литературного чтения ищем индивидуально или фронтально, или группами информацию о писателе, поэте. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем.

На уроках «Познание мира» мы ищем информацию о странах, сравниваем с текстом учебника.

В 3-4 классах дети могут самостоятельно или с помощью родителей создавать презентации в формате Power Point по пройденным темам, либо в опережение.

Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

- на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты.

В процессе обучения используем ИД как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

• Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;

• Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

• Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

• Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

• Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивная доска является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Необязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Работа с Aсtivote позволяет делать четко направленную коррекционную работу – отслеживается траектория развития каждого учащегося, легко проводится мониторинг успешности детей по каждому разделу.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Преимущества для учащихся:

• Делает занятия интересными и развивает мотивацию;

• Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

• Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

• Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

• Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Учитель на своем уроке чередует разнообразные методические приемы. Это делает урок менее скучным, однообразным, более интересным. Применение мультимедийного оборудования на уроке этому способствует. Однако, учителя, использующие ИКТ на уроках, не забывают, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии.

Информационные образовательные ресурсы не заменяют их, а помогают быть более результативными. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:

- повышает качество знаний,

- продвигает ребенка в общем развитии,

- помогает преодолеть трудности,

- вносит радость в жизнь ребенка,

- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,

- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет нам дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня учителя нашей школы умеют работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить качественное образование. Опыт организации учебного процесса с  активным использованием инновационных технологий в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.  Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).

http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif

http://adalin.mospsy.ru/img/nool.gif


<<< Обучение детей чтению


Профилактика трудностей в обучении чтению

http://adalin.mospsy.ru/img/marker.gif Рекомендуем родителям  CD "Учимся читать. Игры для обучения чтению"

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей. 

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции
самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением. 

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники 
плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения. 

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие
концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо. 

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном 
умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде. 

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения, направленные на:

формирование представления о собственном теле.

На примере собственного тела ребенок учится различать, что находится вверху, внизу, справа, слева, спереди, сзади. Он отвечает на вопросы взрослого (какая рука правая? голова внизу или вверху? спина сзади или спереди?) сначала про самого себя, а потом про окружающих;

формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов.

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Затем вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же самое спрашивается про меньше, больше, выше, ниже, левее, правее и т.д.);

формирование представлений о последовательности.

Взрослый рассказывает ребенку о порядке следования времен года, месяцев, дней недели, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Кроме того, ребенку предлагаются следующие задания:

а) выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по предложенному образцу;
б) сложить разрезные картинки и изображения из кубиков;
в) составить рассказ на основе последовательных картинок;

формирование представлений о звуковом составе слова с помощью скороговорок.

Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "
Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.);

формирование представлений о слоговом составе слова.

Для занятий очень удобно использовать мяч:

а) взрослый и ребенок перекидываются мячом, проговаривая слово по слогам (например, "ка-ран-даш", "ста-кан");

б) взрослый предлагает ребенку "уменьшать" предмет, добавляя определенный слог: он говорит "дом", а ребенок добавляет - "ик" и т.п.

Внимание, родители! Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, но испытывает затруднения при чтении, то к этим занятиям следует добавить задания с текстами. Необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту и возможностям ребенка: с достаточно крупным шрифтом, предложениями, состоящими не более чем из 10 слов и содержащими как можно меньше сложных и незнакомых слов, - все это способствует легкости усвоения и понимания прочитанного ребенком.

Работа с плохо читающими детьми должна проходить в два этапа.

- Первый этап - создание положительного настроя ребенка на занятия, повышение его уверенности в собственных силах и способностях.

- Второй этап - тренировка навыка чтения, анализ затруднений ребенка для последующего их устранения.

На первом этапе в работу с детьми 6-10-летнего возраста для создания у них положительного настроя на занятия необходимо включать упражнения с игровым оформлением (кубики, цветные картинки, мозаика, мяч). В заданиях и текстах должно упоминаться то, что интересует ребенка (например, герои любимого им мультфильма, или гоночные машины, или кукла Барби и т.д.). Кроме того, упражнения должны быть разного уровня сложности, при этом начинать следует с более легких, постепенно усложняя задачи.

На этом этапе по возможности исключите из читаемых текстов сложные слова, составьте списки слов для чтения, не имеющих трудных для ребенка букв (слогов).

Каждое занятие должно завершаться чем-то интересным для ребенка. Например, если он любит играть в мяч, то перебрасывайтесь с ним мячом, разбивая слова на слоги или повторяя алфавит. Таким образом, у ребенка создается чувство успеха и формируется положительная установка на последующие занятия чтением.

Сохранить у ребенка положительный настрой помогают также таблицы, наглядно отражающие даже его минимальные достижения. Например, за последние три занятия ребенком было сделано 48, 30 и 25 ошибок соответственно. Самое главное, чтобы малыш соревновался только с самим собой, а не с одноклассниками или братьями и сестрами.

Внимание, родители! Чаще хвалите ребенка и подбадривайте его, отмечайте все его достижения, даже самые незначительные.

Ко второму этапу следует переходить, когда ребенок привык к занятиям и относится к ним положительно. Взрослому необходимо определить, какие звуки, слоги или слова приводят к потере темпа и качества чтения, и увеличить нагрузку именно на то, что вызывает у ребенка наибольшие трудности. Следует подбирать тексты с большим количеством сложных фрагментов (букв, слов, слогов), подчеркивать их в тексте, просить ребенка быть особенно внимательным при их чтении. Во все игровые упражнения следует включать эти трудные для ребенка слоги, слова или буквы. Предложите ему складывать нужные слова из кубиков или отыскивать сложные буквы на картинке.

Российский психолог Е.Е. Данилова предлагает специальные упражнения для работы с плохо читающими детьми 7-10-летнего возраста.

Тренировка удержания порядка следования букв:


1. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок "читает" последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Тренировка повышения скорости распознавания букв:


1. Ребенка просят называть звуки и буквы с помощью картинной азбуки, где каждой букве соответствует не одно, а несколько изображений разных предметов.

2. Ребенка просят на время прочитать последовательности букв, расположенных на карточках не в алфавитном порядке (используется несколько карточек с 4-6 строчками букв на каждой).

3. Ребенок читает на время короткие слова, состоящие из одной гласной, но с постепенно увеличивающимся количеством согласных, например:

от на рак дай соль труд парк хвост 
из за пар май боль крот март дрозд 
ах не сок бей пыль стол торт крест

На каждой карточке должно быть по 10 подобных строчек. Ребенок должен читать слова последовательно слева направо и сверху вниз.

Тренировка запоминания прочитанного:

1. Словесное лото.

Ребенок получает набор маленьких карточек с напечатанными на них названиями различных животных. Взяв одну карточку и прочитав напечатанное на ней слово, ребенок должен найти это животное на лежащей перед ним карте с двенадцатью изображениями. Играя в такое своеобразное лото, ребенок удерживает в памяти значение прочитанного слова все время поиска. Можно начать с названий трех или шести животных, постепенно увеличив их число до 12. Аналогичная работа проводится с изображениями различных предметов.

2. Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку. Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры. Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке. Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

3. Реконструкция связного текста.

Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени.

Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.
обучение чтению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.

Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....