выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"
материал
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.
Цель исследования: выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение познавательных универсальных учебных действий младших школьников
3. Разработать и реализовать программу для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития
4. Выявить влияние разработанной программы на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития
Исследование проводилось в 3 этапа
- 1 этап — констатирующий эксперимент
- 2 этап — формирующий эксперимент
- 3 этап — контрольный эксперимент
Испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента, затем на этапе формирующего эксперимента с ними проводились коррекционно-развивающие занятия по специально разработанной программе, затем испытуемые были продиагностированы повторно на этапе контрольного эксперимента
Универсальные учебные действия - это умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Подходы к формированию универсальных учебных действий активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон. Так, концептуальная идея формирования у учащихся универсальных учебных действий, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
В соответствии со специальным федеральным государственным образовательным стандаром для детей с ОВЗ основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя
- Общеучебные
- Логические
- Действия постановки и решения проблем
Вид познавательных УУД | Характеристика УУД |
Общеучебные | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, знаково-символические действия, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов и т.д. |
Логические | анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. |
Действия постановки и решения проблем | формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Методики, применяемые на этапе констатирующего эксперимента
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Название методик | исключение понятий (в картинках), парные аналогии Ю.З. Гильбуха, сюжетные картинки, обобщение, общая осведомленность | исключение понятий (вербально), методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбацявичене, обобщение, общая осведомленность, числовые ряды | исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии | исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии |
В рамках формирования познавательных универсальных учебных действий была предложена программа в основе которой лежали следующие ключевые принципы:
- Принцип полноты
- Принцип системности
- Принцип концентричности
- Принцип развивающего обучения
- Принцип научности в обучении
- Принцип наглядности обучения
- Принцип активности и сознательности
- Принцип прочности усвоения знаний
- Принцип интеграции
В основу программы были положены следующие методы:
- Создание проблемных ситуаций
- Метод сравнения
- Метод моделирования
- Метод дискуссии
- Метод повторения
- Наглядные методы
- Частично-поисковый метод
- Экспериментирование и опыты
- Игровые приемы
Средства развития познавательных универсальных учебных действий детей, которые были положены в основу программы
- Самостоятельная работа
- Игровая деятельность
- Интеграция
- Наблюдение
- Учебная деятельность
Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий велась по следующим направлениям:
1. Формирование общеучебных универсальных учебных действий;
2. Формирование логических универсальных учебных действий;
3. Формирование действий постановки и решения проблем
Программа должна обеспечить:
1. Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
2. Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
3. Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Методики, применяемые на этапе контрольного эксперимента
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 |
Название методик | исключение понятий (в картинках), парные аналогии Ю.З. Гильбуха, сюжетные картинки, обобщение, общая осведомленность | исключение понятий (вербально), методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбацявичене, обобщение, общая осведомленность, числовые ряды | исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии | исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии |
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента
Виды эксперимента | Уровни, % | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | |
Констатирующий | 0% | 70% | 30,5% | 30% | 69,5% | 0% |
Контрольный | 0% | 70% | 51,4% | 30% | 48,6% | 0% |
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Положительная динамика в среднем по всем возрастным группам составила 20,9 %.
Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе у 70% познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30% - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4% детей, низкий уровень 48,6% детей
Вывод
обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения - на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем, во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе....
статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений
В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»
Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...
статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе
Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...