выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"
материал

Юртайкина Ольга Александровна

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferentsii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с  задержкой психического развития в начальной школе

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным в обучении выступает системно-деятельностный подход, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;

- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит  постепенное формирование у  ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Цель исследования: выявить особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Задачи исследования

1.   Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.    Определить сущность, особенности, значение познавательных универсальных учебных действий младших школьников

3.    Разработать и реализовать программу для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития

4.    Выявить влияние разработанной программы на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития

Исследование проводилось в 3 этапа

  • 1 этап — констатирующий эксперимент
  • 2 этап — формирующий эксперимент
  • 3 этап — контрольный эксперимент

    Испытуемые были продиагностированы по методике констатирующего эксперимента, затем на этапе формирующего эксперимента с ними проводились коррекционно-развивающие занятия по специально разработанной программе, затем испытуемые были продиагностированы повторно на этапе контрольного эксперимента

Универсальные учебные действия - это умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Подходы к формированию универсальных учебных действий активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г. Петерсон. Так, концептуальная идея формирования у учащихся универсальных учебных действий, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

В соответствии со специальным федеральным государственным образовательным стандаром для детей с ОВЗ основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя

  1. Общеучебные
  2. Логические
  3. Действия постановки и решения проблем

Вид познавательных УУД

Характеристика УУД

Общеучебные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,  знаково-символические действия,   умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  и т.д.

Логические

анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  синтез как составление целого из частей,  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятия, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений,  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем

формулирование проблемы и  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Методики, применяемые на этапе констатирующего эксперимента

Классы

1

2

3

4

Название методик

исключение понятий (в картинках), парные аналогии Ю.З. Гильбуха, сюжетные картинки, обобщение, общая осведомленность

исключение понятий  (вербально),  методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбацявичене, обобщение, общая осведомленность, числовые ряды

исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии

исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии

В рамках формирования  познавательных универсальных учебных действий была предложена программа в основе которой лежали следующие  ключевые принципы:

  • Принцип полноты
  • Принцип системности
  • Принцип концентричности
  • Принцип развивающего обучения
  • Принцип научности в обучении
  • Принцип наглядности обучения
  • Принцип активности и сознательности
  • Принцип прочности усвоения знаний
  • Принцип интеграции

В основу программы были положены следующие методы:

  • Создание проблемных ситуаций
  • Метод сравнения
  • Метод моделирования
  • Метод дискуссии
  • Метод повторения
  • Наглядные методы
  • Частично-поисковый метод
  • Экспериментирование и опыты
  • Игровые приемы

Средства развития познавательных универсальных учебных действий детей, которые были положены в основу программы

  • Самостоятельная работа
  • Игровая деятельность
  • Интеграция
  • Наблюдение
  • Учебная деятельность

Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий велась по следующим направлениям:

1. Формирование общеучебных универсальных учебных действий;

2. Формирование логических универсальных учебных действий;

3. Формирование действий постановки и решения проблем

Программа должна обеспечить:

1.   Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

2.   Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

3.   Формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Методики, применяемые на этапе контрольного эксперимента

Классы

1

2

3

4

Название методик

исключение понятий (в картинках), парные аналогии Ю.З. Гильбуха, сюжетные картинки, обобщение, общая осведомленность

исключение понятий  (вербально),  методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбацявичене, обобщение, общая осведомленность, числовые ряды

исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии

исключение понятий (вербально), общая осведомленность, толкование пословиц, выделение существенных признаков, числовые ряды, парные аналогии

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента

Виды эксперимента

Уровни, %

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Констатирующий

0%

70%

30,5%

30%

69,5%

0%

Контрольный

0%

70%

51,4%

30%

48,6%

0%

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Положительная динамика в среднем по всем возрастным группам составила 20,9 %.

Как показали результаты нашего исследования, в начале эксперимента на этапе констатации в контрольном классе  у 70%  познавательные универсальные учебные действия на высоком уровне, у 30%  - на среднем уровне, у 0% на низком уровне, в экспериментальном классе высокий уровень не был выявлен, средний у 30,5%, низкий у 69,5% . В результате работы на формирующем этапе показатели формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников экспериментального класса значительно улучшились и на контрольном этапе составили: средний уровень 51,4%  детей, низкий уровень 48,6% детей

Вывод

обучение детей не ограничивается только коррекционно-развивающими занятиями, значительную часть умений и действий ребенок усваивает без специального обучения -  на уроках общеобразовательного цикла, в ходе игр, наблюдений, опытным путем, во внеурочной деятельности, в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий формируются, отрабатываются, закрепляются и расширяются знания детей, упрочиваются познавательные интересы, способности. Учитывая индивидуальные особенности учащихся, мы продумывали варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение происходило с  постепенным усложнением предлагаемых заданий и требовало усилий мысли, воли, напряжение сил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста на основе учебного курса «Окружающий мир»

Если в 1 классе основными источниками информации были реальные природные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. Дети должны были собрат...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...