Главные вкладки

    Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений
    опыты и эксперименты по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

     

     

    В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Эти способы в школьной практике принято называть универсальными учебными действиями.Сформированность УУД помогает обучающимся быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты, приобщает к познанию музыкального искусства, формируя у них музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры .

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как  все виды деятельности, в том числе слушание музыки и анализ музыкальных произведений в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, мышление, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификация, сравнение, действия моделирования, становящиеся предпосылкам формирования в будущем познавательных универсальных действий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc518 КБ

    Предварительный просмотр:

    Склярова Татьяна Васильевна      

    1.                                    СОДЕРЖАНИЕ
    2. Информация об опыте        2
    3. Технология опыта        7
    4. Результативность опыта        12
    5. Библиографический список        16

       

    Музыка

     

    Тема опыта: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений»

    Автор опыта: Склярова Татьяна Васильевна, учитель музыки МОУ средней общеобразовательной школы № 4 г. Алексеевки Белгородской области.

    Рецензент:

    Чуприна А.Н., методист управления образования  администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области

    Раздел I

    1. Информация об опыте

    Условия возникновения и становления опыта

    Представляемый педагогический опыт сформирован на базе МОУ СОШ №4 г. Алексеевки. Работа  над опытом проводилась  в начальных классах с разным уровнем музыкальных способностей учащихся.

    С первого сентября  2011 – 2012 учебного года  первоклассники начали обучение  по ФГОС. Грамотно внедрять новый Стандарт учителям  помогли своевременно пройденные соответствующие курсы повышения квалификации, а также участие в районных  методических семинарах  по вопросам реализации ФГОС НОО.

    Сегодняшняя школа – уже не просто источник информации, она призвана учить детей учиться.. В связи с этим перед учителями начальных классов и учителями художественно-эстетического цикла (музыка, ИЗО), была поставлена непростая задача – достигнуть оптимального развития, в том числе и творческих способностей каждого ребенка, вооружить учащихся способами действий и развить у них способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формировать универсальные учебные действия, позволяющие ученикам ориентироваться в различных предметных областях [1, 25].

    Большой опыт работы в школе автора показывает, что у большинства  учащихся начальных классов есть желание познать как можно больше нового в области музыкального искусства,  но, к сожалению, не всегда такое желание совпадает с возможностями. В процессе работы  с детьми еще в первом классе на этапе слушания музыки  обнаружилась проблема несформированности у них умений слушать музыку и проводить простейший анализ музыкального произведения. Основной трудностью для всех учащихся являлось определение эмоционально-образной структуры музыкального произведения. Некоторые учащиеся не могли словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о ее эмоциональном восприятии. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей  больше обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, редко бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать,  то есть формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия (УУД) в процессе слушания и анализа музыкальных произведений. Это и определило выбор темы опыта: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений».

    Предварительная диагностика уровня сформированности познавательных УУД  первоклассников в процессе анализа музыкальных произведений выявила  следующую картину (таблица 1).

    Таблица 1.Первичная диагностика уровня

    сформированности познавательных УУД (1 класс)

                                      Уровень сформированности

    Показатели

    познавательных УУД

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Общеучебные

    12

    12

    1

    Логические

    13

    12

    0

    Постановка и решение проблемы

    12

    13

    0

    Познавательные УУД (среднее)

    12

    13

    0

    Полученные данные свидетельствуют о том, что из 25 учащихся класса низкий уровень познавательных УУД показали  12 человек (от 12 - общеучебные УД) до 13 (логические)  человек, средний – от 12 (общеучебные  и логические УД)   до 13 человек (постановка и решение проблемы). Детей, у которых оказался высокий уровень сформированности познавательных УУД, не оказалось.

    Беря во внимание полученные результаты, следует констатировать необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений.

    Именно этим объясняется выбор темы опыта: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений».

    Актуальность опыта

    В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Эти способы в школьной практике принято называть универсальными учебными действиями.

    Как органично встроить работу по формированию УУД в образовательный процесс восприятия музыки? Для начала вспомним, что писал Д.Кабалевский. «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять  о ней….»

    В этой цитате, фактически раскрывающей сущностный смысл проблемы, специально подчеркнуты слова, связанные с размышлением о музыке, потому что в широкой школьной практике именно этого компонента музыкального восприятия, слушательской культуры в целом как раз и не хватает. Все настолько привыкли к истине, что восприятие музыки есть единая эмоционально-интеллектуальная деятельность, что перестали на уроках замечать отсутствие в ней музыкального мышления должного уровня и содержательности, которых требует сама музыка как искусство.

    Актуальность  выбранной темы опыта объясняется необходимостью формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе восприятия музыки и анализа музыкальных произведений.  

    Это, в свою очередь, потребует поиска методов и приемов, активизирующих учебную музыкальную  деятельность учащихся.  Нужно создавать коллектив единомышленников (учитель - ученики), работающих творчески, помогающих друг другу на пути познания музыкального искусства.

    Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы в процессе анализа музыкальных произведений и недостаточной разработанностью этой проблемы в методической и педагогической практике.

    Сформированность УУД помогает обучающимся быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты, приобщает к познанию музыкального искусства, формируя у них музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры

    Ведущая педагогическая  идея опыта

    Ведущая педагогическая  идея опыта - создание на уроке условий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий в процессе анализа музыкальных произведений и, как результат, развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.

            

    Длительность работы над опытом

            Работа по данной теме  велась в течение 3,5 лет. Основные этапы работы над опытом отражены в таблице 2.

    Таблица 2.

    Основные этапы работы над опытом, их содержание

    Основные этапы

    Сроки

    1. Диагностический

         Изучение литературы по проблеме

         Первичная диагностика

         Выявление противоречий

    Январь 2011года – май 2011 года

    1. Организационно-прогностический

         Определение целей и задач

         Формулировка гипотезы

         Прогнозирование результатов

         Методическое обеспечение

    Выбор конкретных методов работы над избранной проблемой

    Сентябрь 2011 года – январь 2012 года

    1. Практический

         Реализация авторской дидактической системы

         Промежуточная диагностика

    Январь 2012 года – декабрь 2013 года

    1. Корректировка испытываемой дидактической системы

         Итоговая диагностика

    Январь 2013года – сентябрь 2014года

    1. Обобщающий

         Обработка данных

    Соотнесение результатов с поставленными целями

              Анализ результатов

              Оформление  и описание результатов

    Сентябрь 2014  года – февраль 2015 года

    Диапазон опыта

    Диапазон опыта охватывает организацию музыкальной учебной деятельности( слушание музыки) на уроках музыки в 1-4 классах и представлен  единым комплексом методов, приемов и средств обучения, направленных на повышение уровня развития познавательных УУД при анализе музыкальных произведений.

    Теоретическая база опыта

    Теоретической основой педагогического опыта является Федеральный государственный образовательный стандарт, который определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия, создающие  возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

              Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

    Как сказано во ФГОС, под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [8,26]. 

    Выделяют основные виды УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), коммуникативные.

    Формирование познавательных УУД на уроках музыки осуществляется за счет приобщения к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству. Это способствует формированию учащихся целостной картины мира.

    Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование); логические универсальные действия (анализ объектов выделения   признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование); постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

    Знаково-символические учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала и представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. А именно: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно–графическую или знаково–символическую) и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. [1, 37]

    Мелодия – это мысль, выраженная в знаково - символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно с помощью анализа мелодии произведения, его интонации, мы можем понять основную идею произведения.

    В рамках данного опыта представляет интерес формирования познавательных УУД  в процессе «художественного педагогического» анализа музыкальных произведений (В.И. Бахтин), широко используемый в общеобразовательной школьной практике

    Его особенностью является то, что он проводится в устной форме. По своей сути это слуховой анализ, который основывается на наблюдении за процессом музыкального развития. Он не может быть ограничен простым перечислением выразительных средств, разложением музыкальной формы на составные элементы или расчленением содержания на отдельные фрагменты. Предназначение анализа заключается в том, чтобы оказать воздействие на эмоции и чувства школьников, активизировать мыслительные процессы, создать базу для накопления эстетических впечатлений, формирования художественного вкуса, эстетической оценки музыки.

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как  все виды деятельности, в том числе слушание музыки и анализ музыкальных произведений в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, мышление, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификация, сравнение, действия моделирования, становящиеся предпосылкам формирования в будущем познавательных универсальных действий.

    Чтобы определить, насколько анализ музыкальных произведений способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов, автор пытается ответить  на следующие вопросы:

    • Оптимизирована ли организация музыкальной деятельности как слушание  и анализ музыкальных произведений, направляющая  на освоение интонационно-образной природы музыки и развитие личности младшего школьника?
    • Побуждает ли этот вид деятельности к развитию музыкального мышления, образно-художественного восприятия, выражающегося в интуитивном схватывании логики развития эмоций, эмоционально-смыслового содержания, в исполнительских трактовках?
    • Насколько грамотно и доступно проводится художественно-педагогический анализ музыкальных произведений с использованием знаково-символических средств для решения музыкально-исполнительских задач?

             Не все эти вопросы получили однозначные ответы. Это и побудило задуматься о том, что следует организовать процесс анализа музыкальных произведений так, чтобы обеспечить положительную динамику у учащихся следующих показателей:

    1) сформированность общеучебных действий:

    а) эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки;

    б) умение выявлять жанровые и стилевые признаки;  

    в) следить за развитием интонации и осознавать их  смысл в содержании разнообразных форм музыки;

    г) использовать знаково-символические средства для решения музыкально-исполнительских задач;

    2) сформированность логических УУД:

    а) построение логической цепи рассуждений: сравнение, синтез, классификация;

    б) сформированность коммуникативно-речевых умений;

    3) постановка и решение проблемы, мотивация к творческой деятельности.

    Повышению уровня познавательных   УУД будет способствовать реализация модели анализа музыкальных произведений, которая выстроена поэтапно, сущность которой состоит в выявлении способов звуковыражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве, представлена в форме  смысловых дидактических блоков («чувствую», «мыслю», «действую»).

    Новизна опыта

    Новизна представленного опыта состоит в:

    • диагностике уровня сформированности познавательных УУД учащихся по показателям: 1) сформированность  общеучебных действий: а) эмоциональная отзывчивость на восприятие музыки; б) умение выявлять жанровые и стилевые признаки;  в) следить за развитием интонации и осознавать их  смысл в содержании разнообразных форм музыки; г) использовать знаково-символические средства для решения музыкально-исполнительских задач; 2) построение логической цепи рассуждений: а) сравнение, синтез, классификация; б) сформированность коммуникативно-речевых умений; 3) мотивации к творческой деятельности;
    • использовании разработанной  модели анализа музыкальных произведений, состоящей  из трех дидактических  блоков («слышу и чувствую», «мыслю и осознаю», «действую и творю») и модели способов логической помощи учащимся для формирования познавательных УУД при анализе музыкальных произведений;
    • применении комплекса методов, приемов и средств обучения, необходимых при организации слушания и анализа музыкальных произведений.

    Характеристика условий,

    в которых возможно применение данного опыта

    Данный опыт может быть использован на уроках музыки в 1-4 классах. Применение опыта возможно также  во время внеурочной деятельности младших школьников.

    Раздел  II

    1.                            
    2. Технология опыта

    Целью педагогической деятельности  является формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений.

    Достижение цели предполагает решение следующих задач:

    • на основе художественно-педагогического анализа музыкальных произведений показать, как диалог учителя и ученика позволяет развивать познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;
    • создать условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыкальное произведение, затем подвести к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств;
    • в процессе анализа музыкальных произведений создать условия для повышения уровня сформированности познавательных УУД (общеучебных, логических, постановки и решения проблем);
    • разработать структуру анализа музыкальных произведений и технологические карты формирования познавательных УУД у учащихся.

    Для реализации задач использовался комплекс методов:

    • теоретический анализ научной литературы;
    • наблюдение за деятельностью учащихся на уроках музыки;
    • проведение психологической и педагогической диагностик;
    • анкетирование и тестирование учащихся.

    Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка не только ориентирует человека в мире духовных ценностей, но и позволяет раскрыть его творческий потенциал.

    Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке музыки она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его - длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Для того чтобы слушание музыки стало слышанием ее, необходимо приложить значительные творческие усилия, проявить определенные аналитические умения.
    Каждое проанализированное музыкальное произведение способно обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты.[6,34]

    Исходя из этого, может быть выстроена поэтапная система проведения художественно-педагогического анализа музыки, сущность которого состоит в выявлении способов звуковыражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве. «Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли, жизненные идеи и образы» [6. 24]. Разработка модели  художественно-педагогического анализа становится одной из важных задач теории и практики музыкального воспитания.

                                                                 

     Рисунок 1. Модель

    художественно-педагогического анализа

                                                                                         


    Первый бл

    Эмоциональное отношение к музыке. Главная цель — развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.

    При организации бесед с детьми перед прослушиванием музыкального произведения необходимо создавать такие ситуации, в которых выявлялись бы различные жизненные представления, потребности и интересы учащихся, разное понимание ими человеческого характера и человеческих отношений.

    Актуализация жизненного опыта школьников осуществляется несколькими взаимосвязанными способами:

    -в первом случае после восприятия музыки учащимся предлагается выразить свое собственное отношение к произведению и дать ему оценку;

    -во втором случае в ходе обсуждения  прослушанного произведения сначала выявляется отношение к различным жизненным явлениям, их оценка отдельных черт личности, поведения человека, а затем дается задание сопоставить свои отношения с теми, которые выразил в музыке композитор;

    - третий способ можно условно назвать организацией общения школьников средствами искусства. Он состоит в том, что учащимся предлагается дополнить музыкальные произведения произведениями литературы, изобразительного искусства, которые выражали бы их собственное отношение к товарищам, любимым героям, природе явлениям и событиям жизни ( нужно отметить, что этот способ применялся при организации домашних заданий- 3 блок).

    Приведем  пример из практики.

    На уроке музыки ребята слушали две прелюдии Ф. Шопена (№7, №20). Не называя композитора и названия музыкальных произведений, в начале слушания  был задан вопрос: по каким признакам вы определяете и оцениваете характер людей, с которыми встречаетесь в жизни?

    Ответы ребят можно суммировать и обобщить следующим образом: человек определяется и оценивается по его поступкам, по отношению к друзьям, к старшим, к учебе, к природе и так далее. Каждый стремился выдвинуть свой главный признак для положительной оценки человека в жизни.

    Затем  было предложено послушать прелюдии Ф. Шопена, причем, перед прослушанием было сказано: «Эти два музыкальных произведения являются  прекрасной характеристикой человека. Попробуйте рассказать об этом человеке то, что вы услышите о нем в музыке». После прослушивания прелюдий  каждому захотелось поделиться своими впечатлениями:

    -Этот человек очень добрый и ласковый (о 7-й прелюдии).

    -Как будто он все время что-то ожидает (о7-й прелюдии).

    -Этот человек пережил большое горе (о 20-й прелюдии)

    Теперь уже ребята анализировали интонационную, жанровую стороны этих произведений (2 блок)

    Приведенный пример показывает, что опора на жизненный опыт ребят значительно повышает их эмоциональную и мыслительную активность, формирует личностно-смысловое отношение школьников к музыкальным произведениям, к музыкальному искусству.

          В ходе обсуждения прослушанной музыки учащиеся вступают в диалог, который  должен поощряться, поддерживаться; именно диспуты, если они достаточно содержательны, способствуют формированию собственного мнения, учат опираться на личную позицию, вырабатывать свое отношение к музыкальному (и не только музыкальному) материалу. Углублению эмоционального восприятия музыки будут способствовать произведения изобразительного искусства: репродукции картин, которые близки по своему идейно-художественному содержанию, образности, жизненной первооснове к слушаемому произведению, если они передают похожее настроение. Например, при слушании во втором классе пьесы «Весёлая. Грустная» Л.Бетховена вниманию ребят предлагается картина  В.Васнецова  «Сирин и Алконост» (сравниваем настроение пьесы и картины).

    При слушании песни Л.Бетховена «Сурок» знакомим школьников с картиной А.Ватто «Савояр с сурком».

    Лучшему восприятию музыки Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» будет способствовать репродукция  картины М. Врубеля «Царевна Лебедь», хора «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский» триптих  П. Корина «Александр Невский».

    Живопись дополняет музыку, даёт возможность глубже её воспринимать, расширяет кругозор ребят.

     Во вступительном слове перед слушанием очень полезно привлекать и литературный материал: стихи можно читать отрывки из прозы, рассказов, повестей, романов. Правда, они должны быть умело подобраны к слушаемому произведению, углублять его эмоциональное восприятие.

     Например, при слушании во втором классе фрагментов оперы «Сказка о царе Салтане» следует зачитать фрагменты сказки Пушкина (о белке, 33-х богатырях, Царевне Лебеди), фрагменты его поэмы «Руслан и Людмила» при слушании «Марша Черномора» в первом классе.

    Слушаем пьесу Чайковского «Песня жаворонка» – декламируем стихотворение Жуковского «Жаворонок».

    Очень полезно привести выдержки из писем или высказываний самих композиторов. 

       Второй блок - осознанное отношение к музыке, то есть анализ (интонационно-образный, жанрово-стилевой), который опирается на усвоение знаний о природе музыки, специфике и значения ее языковых средств и требует формирования у учащихся умения выделять интонационные комплексы, приемы их развития, выявлять жанровые и стилевые признаки в музыкальных произведениях.

    В процессе анализа учитель  использует «Карту восприятия», направленную  на формирование у младших школьников представлений о взаимосвязи содержания произведения и его средств выразительности. Получая из урока в урок навык вслушиваться в развертывание музыкальной ткани, обогащая свои теоретические познания, учащиеся постепенно научатся слышать и понимать значение выразительных средств музыки (регистр, темп, лад, размер, ритм, сила звучности, звуковедение, мелодия, тембр...).

    В итоге же художественно-педагогического анализа у всех детей должно создаться правильное представление о произведении в целом, его авторе, названии, характере, средствах музыкальной выразительности.

    Заключительный этап восприятия музыкального произведения – повторное слушание.

    Вопросы перед повторным слушанием могут быть, например, следующие.

    Национальная принадлежность музыки. Народная музыка или написанная композитором? Какие воспоминания навевает? При каких обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?

    Главное, чтобы все вопросы как при первоначальном, так и при повторном слушании активизировали детей, вовлекали в музыкальный процесс, вызывали эмоциональный отклик.

       Третий блок -  деятельно-практическое, творческое отношение к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений.

       На этом этапе включены творческие задания, при выполнении которых происходит  самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Это высказывание, сочинение о музыке, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о летних музыкальных впечатлениях, описывает музыкальный образ природы. В сочинении всегда выражается личность автора.

       Уместна игровая форма, например, концерт по заявкам детей. Такой концерт дает возможность лишний раз исполнить и то, что дети любят меньше. Ведь известно, что нередко произведение, которое вначале казалось скучным, неинтересным, школьники слушают после того, как узнают его поближе.

      Можно устроить концерт-загадку. Дети должны узнать произведение, назвать    его.    Полезно в концерте сгруппировать    произведения на определенную тему.

       Чтобы получше  запомнить мелодию музыкального произведения, сравнить ее с другой, можно предложить учащимся музыкальную игру «Маскарад», являющуюся контролирующим методом. Знакомое произведение исполняется с изменением средства музыкальной выразительности.

          В учебниках  по музыке  Е.Д  Критской, Г.П. Сергеевой  предусмотрены творческие задания на формирование у школьников  универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование (приложение 2). Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение подробно, тезисно, выборочно передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности

          Для организации процесса анализа музыкальных произведений эффективным оказывается применение способов логической помощи учащимся, вопросов, на которые можно поймать великое множество идей (классификация американского психолога Бенджамина Блума): простые вопросы, уточняющие вопросы, или «правильно ли я тебя поняла?», вопросы-интерпретации, оценочные, творческие, практические вопросы. Каждый тип вопроса активизирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления, так учитель может сознательно управлять мышлением учеников.

                                           

       Рисунок 2. Схема анализа музыкальных     произведений

    Краткая характеристика типов вопросов логической помощи учащимся:

    Вопросы простые— вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

    Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

    Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему мелодия звучит в миноре ?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

     Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», "Что будет, если ...?», "Как вы думаете, как будут развиваться события  после...?».

    Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", «Чем одна мелодия отличается от другой?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?».

     Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», «Что можно сделать из ...?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?», «Как бы вы поступили на месте героя ?».

                                           

    Результативность опыта

    Уровень  сформированности познавательных УУД в процессе анализа музыкальных произведений учитель определяет путем наблюдения, фиксируя результаты в «Технологической карте формирования УУД» (приложение №1)  в баллах:

    3 балла- высокий уровень сформированности;

    2 балла- средний уровень сформированности;

    1 балл- низкий уровень сформированности.

    Сформированность познавательных УУД оценивается в ходе анализа и выполнения творческих заданий посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической.

    При мониторинге результативности опыта  оцениваются следующие познавательные УУД:

    • общеучебные (умение выявлять жанровые и стилевые признаки, следить за развитием интонации и осознавать их  смысл в содержании разнообразных форм музыки, прогнозировать результат развития на основе своего музыкального  жизненного опыта; использование знаково-символических средств);
    • логические  (построение логической цепи рассуждения, сравнение, синтез, классификация, сформированность  коммуникативно-речевых умений);
    • постановка и решение проблемы, мотивация к творческой деятельности

    Результаты  мониторинга  уровня сформированности познавательных УУД учащихся оказались следующими (таблицы 3-9, рисунки  3-6).

    Таблица 3. Первичная диагностика уровня

    сформированности познавательных УУД (1 класс)

                    Уровень сформированности

    Показатели

    познавательных УУД

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Общеучебные

    12

    12

    1

    Логические

    13

    12

    0

    Постановка и решение проблемы

    12

    13

    0

    Познавательные УУД (среднее)

    12

    13

    0

    Полученные результаты показывают, что учащихся с низким уровнем познавательных УУД – 12 человек,  со средним – 13 человек. Детей, у которых оказался высокий уровень общеучебныхУД, не оказалось.

    Таблица 4. Диагностика уровня

    сформированности познавательных УУД (2 класс)

                    Уровень сформированности

    Показатели

    познавательных УУД

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Общеучебные

    8

    15

    2

    Логические

    10

    14

    1

    Постановка и решение проблемы

    10

    15

    0

    Познавательные УУД (среднее)

    10

    14

    1

    Полученные результаты показывают, что учащихся с низким уровнем познавательных УУД стало меньше на 2 человека,  со средним – больше на 1 человека . У 1 человека выявился высокий уровень познавательных УУД.

    Таблица 5. Диагностика уровня

    сформированности познавательных УУД (3 класс)

                    Уровень сформированности

    Показатели

    познавательных УУД

    Низкий

    Средний

    Высокий

    Общеучебные

    5

    8

    12

    Логические

    7

    9

    9

    Постановка и решение проблемы

    6

    8

    10

    Познавательные УУД (среднее)

    6

    9

    10

    К концу 3 класса учащихся с низким уровнем познавательных УУД стало меньше (по сравнению со 2 классом) на 4 человека,  со средним – меньше на 5 человек, с высоким – больше на 9 человек.

    Если сравнить динамику уровня сформированности общеучебных УД (1-3 класс), то она показывает рост высокого уровня сформированности показателя  от 1 человека в 1 классе до 12 человек – в 3-м.(таблица 6,рисунок 3)

                                        Таблица 6.Диагностика уровня сформированности        

    общеучебных УД(1-3 класс)

     

    Низкий

    Средний

    Высокий

    1 кл.

    12

    12

    1

    2 кл.

    8

    15

    2

    3 кл.

    5

    8

    12

    Рисунок 3. Диагностика уровня сформированности

    общеучебных УД (1-3 класс)

    Динамика высокого уровня сформированности логических УД (1-3 класс) также положительна: от 0 человек в 1 классе до 9 человек – в 3-м. (таблица 7, рисунок 4)

    Таблица 7. Диагностика уровня сформированности

    логических УД  (1-3 класс)

     

    Низкий

    Средний

    Высокий

    1 кл.

    13

    12

    0

    2 кл.

    10

    14

    1

    3 кл.

    7

    9

    9

            Рисунок 4. Диагностика уровня  сформированности

    логических УД  (1-3 класс)

    Динамика высокого уровня сформированности познавательных УУД (постановка и решение проблемы)  (1-3 класс) также положительна: от 0 человек в 1 классе до 10 человек – в 3-м. (таблица 8, рисунок 5)

                 Таблица 8. Диагностика уровня сформированности

    познавательных УУД (постановка и решение проблемы) (1-3 класс)

     

    Низкий

    Средний

    Высокий

    1 кл.

    12

    13

    0

    2 кл.

    10

    15

    0

    3 кл.

    6

    8

    10

    Рисунок 5. Диагностика уровня сформированности

    познавательных УУД (постановка и решение проблемы)  (1-3 класс)

    В процессе реализации технологии представляемого опыта сформировалась следующая общая картина. (таблица 9, рисунок 6).

    Таблица 9.Диагностика уровня сформированности

    познавательных УУД

     

    Низкий

    Средний

    Высокий

    1 кл.

    12

    13

    0

    2 кл.

    10

    14

    1

    3 кл.

    6

    9

    10

                Рисунок 6.Диагностика уровня сформированности

    познавательных УУД  (1-3 класс)

    Полученные результаты демонстрируют следующую картину.

    Учащихся с низким уровнем познавательных УУД стало меньше на 2 человека (1, 2  классы), на 4 человека (2, 3 классы),  с 1 по 3 класс их стало меньше на 6 человек. Таким образом, динамика положительная в сторону уменьшения.

    Учащихся со средним уровнем познавательных УУД стало больше на 1человека (1, 2  классы), меньше на 5 человек (2, 3 классы),  с 1 по 3 класс их стало меньше на 4 человека.

    Учащихся с высоким уровнем познавательных УУД стало больше на 1 человека (1, 2  классы), больше на 9 человек (2, 3 классы),  с 1 по 3 класс их стало больше на 10 человек. Таким образом, динамика положительная в сторону увеличения.

    Таким образом, результативность деятельности по обеспечению формирования познавательных УУД в процессе анализа музыкальных произведений оптимальна.  Исходя из этого, можно сделать вывод, что реализация автором опыта модели художественно - педагогического анализа музыкальных произведений и способов логической помощи учащимся обеспечивает положительную динамику формирования их познавательных УУД

    Кроме этого, можно отметить повышение уровня качества знаний учащихся по музыке в 1-4 классах (таблица10).

                  Таблица10.Мониторинг качества знаний

    учащихся 1-4 классов  (учитель Склярова Т.В.)

    2011-2012

    учебный год

    2012-2013 учебный год

    2013-2014 учебный год

    2014-2015

    учебный год

    В среднем

    1класс

    2класс

    3 класс

    4 класс, 1, 2 четверти

    96,9

    97,8

    98,0

    98,0

    97,7

    Данные выводы подтверждают результативность представляемого  педагогического опыта и показывают, что формирование способности и готовности учащихся реализовывать УУД позволит повысить эффективность образовательно- воспитательного процесса, повысить музыкальную культуру младших школьников.

    Библиографический список

    1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская.- М.,  2008.
    2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта / Ю.Б. Алиев.- М.: ВЛАДОС, 2000 .
    3. Анисимов, П.В. Повышение познавательной активности учащихся на уроках музыки /ст. из сборника проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Владимир,1996.
    4. Архипова, М.В Вариативные модели восприятия музыки как условие творческого развития учащихся/научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск1-2011.
    5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская.- М., 2008.
    6. Бахтин, В.В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений/ cт. из журнала «Гуманитарные науки»№1/2011
    7. Критская, Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки /н.м.п. Теория и методика музыкального образования детей-2-е изд, М., Флинта-Наука, 1999.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС.НОО). http://минобрнауки.рф/
    9. Педагогический энциклопедический словарь/гл. ред. Б.М, Бим-Бадю-М.; Большая российская энциклопедия, 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

    В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

    Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

    выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

    статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

    Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...

    Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы

    Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...