статья Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
статья по теме

Мягкова Алла Владимировна

Из опыта работы учителя в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya7.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

В условиях действия  Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования  проблема  формирования коммуникативной деятельности детей является особенно актуальной.  Система образования нашей страны претерпевает реформирование, которое направлено на разработку педагогических моделей, соответствующих социальному заказу общества. Как ученые, так и учителя — практики занимаются поиском путей и способов внедрения в сферу образования коммуникативных технологий.

Дети приходят в первый класс школы с разными индивидуальными особенностями,  уровнем подготовленности к обучению, творческими способностями. Как показывают наблюдения за дошкольниками и первоклассниками,уровень развития у многих из них   коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Следовательно, одной из главных задач учителя является поиск наиболее оптимальных путей развития речевых компетенций учащихся в различных видах творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей. Во многом успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов. Ведь именно он нужен для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий ,как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно получать знания.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.

Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных  универсальных учебных действий.

Более двадцати лет работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, главной целью  которой является достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья.

Коммуникативные  универсальные учебные действия должны обеспечить социальную компетентность и учитывать позиции других людей, умение слушать,вступать в диалог; возможность участвовать в коллективном обсуждении проблемы;предлагать помощь и сотрудничество.

 Учителями нашего учебного заведения, работающими по системе Л.В. Занкова, используются групповые формы организации учебного общения:

  • групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);
  • коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

взаимопроверка заданий; игровые технологии; коллективные рисунки; задания на моделирование, которые способствуют тому, что ученик,включаясь в деятельность по организации открытия нового знания, становится равноправным участником учебного процесса.

 Учителя — занковцы опираются на принципы  системно-деятельностного подхода, основанного  на  уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. Коммуникативные универсальные учебные действия  обеспечивают возможность осуществлять  общение в совместной деятельности,и одновременно проявлять толерантность в общении, соблюдать правила  поведения с учётом конкретной ситуации.  Самыми плодотворными для решения этой задачи я, как учитель — стажист, считаю уроки   русского языка и литературного чтения, где можно   использовать разнообразные формы: слушаем, говорим, обсуждаем, выражаем собственные мысли. Курс русского языка  (учебник «Русский язык»,  автор -  А.В. Полякова) построен на коммуникативной основе. Его цель заключается в освоении коммуникативной функции языка, воспитание грамотных носителей родного языка.

 Методика работы по системе развивающего обучения сама по себе ориентирована на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, к которым относятся следующие умения младших школьников:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

С самых первых уроков в первом классе большое внимание уделяю развитию речи детей. Для решения этой задачи   в учебнике « Русский язык» программы развивающего обучения Л.В. Занкова представлена система работы над правильным произношением (орфоэпией), над правильной и культурной речью: отрабатываются навыки интонирования, организуются наблюдения над звукописью, предлагаются скороговорки в целях исправления дефектов произношения, обращается внимание на образные средства языка, на речевой этикет.

Учебный предмет «Литературное чтение» дает возможность к формированию следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

  • умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
  • умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;
  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

            Наиважнейшей целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

              Маленький ученик в процессе работы с художественным произведением  осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию соответствующего эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

На  уроках литературного чтения используются такие виды творческой деятельности, как изложение с творческим заданием, письменный отзыв на эпизод, письменная характеристика героя. При работе с учебником, в первую очередь, учитель обращается к тем вопросам и заданиям, которые побуждают ученика использовать личный читательский опыт

( Сказка называется «Царевна-лягушка». Почему? Ведь в ней  много других героев?), формирует навыки анализа текста (Задание: Из текста выпишите эпитеты и определите, с какой целью использует их автор).

 Большой интерес у  младших школьников вызывают тестовые задания. Учитель предлагает по образцу составить свои тесты  и провести в классе  творческие  пятиминутки.  В роли учителя выступает ученик. Осуществить личностно-ориентированный подход  к обучению  помогают и такие индивидуальные творческие задания,как,например, составить рубрику для любознательных на основе материала статьи учебника. Работа со статьей

 «В мире художественного слова…», сопровождающаяся заданиями разного уровня сложности, предполагает дифференцированный подход и  обучение творческой литературно-критической деятельности.

Для развития коммуникативных УУД  использую специальные творческие задания, тесты, игры, ребусы, головоломки, развивающие логическое мышление и воображение, способствующие развитию  умения общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать.  Диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь». Работа в парах и группах, используемая на уроке, помогает организации общения, так как каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и неуверенные в себе дети преодолевают страх.   Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия.  

В результате проводимой работы ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а желают творить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первого класса.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать, вступать в диалог; участвовать...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроках музыки в процессе анализа музыкальных произведений

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истор...

статья ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В. ДАВЫДОВА

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, пред...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...