Главные вкладки

    Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    статья по теме

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ 

    УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  

    УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                      Малышева О.А  

                                                                 учитель I  категории                                                       

                                                    МАОУ лицея № 21 г. Тамбова

     Характерной чертой современной школы является усиливающийся процесс гуманизации образования, ориентированного на личность ребенка, которая формируется прежде всего в ходе деятельности и общения. Вот почему задача подготовки учащихся к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план.

      Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    25

    Видами  коммуникативных действий являются:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития.

    Формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно условиях специально организуемого учебного сотрудничества, с более высокими показателями и в более широком спектре. В число основных составляющих организации совместного действия входят

    • распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
    • обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

    26

    • взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность);
    • коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
    • планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
    • рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

    В существующей системе обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

    Критерии оценки коммуникативного компонента универсальных учебных действий

    Базовые виды коммуникативных УУД

    Общий уровень развития  общения

    (предпосылки формирования УУД)

    27.

    • потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
    • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
    • эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;
    • ориентация на партнера по общению;
    • умение слушать собеседника;

    ТРИ АСПЕКТА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Коммуникация как общение (интеракция)

    • Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
    • Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
    • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
    • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору,
    • учет разных мнений и умение обосновать собственное.

    2.Коммуникация как кооперация

    • Коммуникативные действия, направленные кооперацию,т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
    • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
    • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    28.

    3. Коммуникация как условие  интериоризации

    Речевые действия, служащие средством  коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

    способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

    Связь коммуникативных УУД с основными учебными предметами в начальной школе

    Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу действительно универсального, т.е. максимально обобщенного характера последних. Однако реализации данного потенциала существенно препятствует безусловное доминирование индивидуальной формы организации учебной деятельности («учитель - ученик»), которое сегодня характерно для большинства школьных дисциплин. Тем не менее, многие учителя имеют успешный опыт организации отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д.

    Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимают литературное чтение, граждановедение, экономика. Уроки по данным предметам, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника.

    Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Например, на страницах соответствующих учебников часто встречаются такие задания, как «приготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Эти задания имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то (и может различаться в зависимости от того, кому он обращен), описание или объяснение также теряют смысл вне ситуации общения и взаимодействия, во всяком случае для младших школьников здесь необходимо реальное социальное опосредствование. Целесообразно поэтому практиковать выполнение хотя части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание… Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для детей искусственность необходимости «рассказывать самому себе». Это справедливо и по отношению к иным школьных предметам.

    Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

    Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет

    .может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

    Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются 1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы); 2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

    Таким образом, нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. На самом деле наиболее актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области). Главное же – видеть в сотрудничестве и дискуссиях учеников не помеху учебе (понимаемой как взаимодействие с учителем), а необходимый этап выработки детьми своей коммуникативной компетентности.

    31

    Поэтому второе решающее условие успешного формирования коммуникативных действий – овладение педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»). Конечно, это требует от сложившихся традиций и дополнительных усилий со стороны учителей, но без внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий коммуникативные действия и основанные на них компетенции останутся вопросом индивидуальных способностей учеников, в большинстве случаев, к сожалению, весьма неудовлетворительных.

    Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

    Рекомендации по формированию коммуникативных УУД

    На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному, но в большинстве случае неудовлетворительно. Необходимы  специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.

    Между тем на уроках в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на

    32.

    данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.

    Для стимуляции развития коммуникативных действий очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

    Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

    Групповая работа младших школьников предполагает свои правила Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д.  При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

    Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом  принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.        Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

            Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:

    - отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;

    - групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;

    - необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при  решении каждой задачи;

    - эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать  действия партнеров в процессе постановки и решения задач;

    -  каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла;

    -  в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели.

    Другими важными формами организации совместной учебной деятельности, общения и взаимодействия детей могут выступать совместная продуктивная деятельность и межвозрастное взаимодействие.

    34.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

    В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

    Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

    В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений умладших школьников.К л ю ч е в ы е с л о в а:...

    Коммуникативные универсальные учебные действия в начальной школе

    «Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); Коммуникативные универсальные учебные действия (условно делятся на 3 групп...

    Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.

    Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе....

    Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе.

    Роль коммуникативных универсальных учебных действий в развитии ребенка в начальной школе....

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)".

    Презентация "Формирование коммуникативных универсальных действий в начальной школе (из опыта работы)". Подготовила: Алексеева Нина Петровна....

    Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

    1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...