Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе.
методическая разработка (1 класс) по теме

Гарибова У.Э.

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами  групповой работы на уроках в начальной школе.

Автор: Гарибова Улдуз Эльман кызы, учмтель начальных классов.

В развивающем обучении урок всегда построен на том, что учитель не объясняет и не демонстрирует сам или с помощью знающих (подготовленных) детей. Роль учителя в другом – он создает такую ситуацию, в рамках которой у детей  рождается потребность в поиске новых знаний. Вроде внешне это также, как в традиционном способе преподавания, но меняется структура, суть иная: учитель не передатчик знаний, а организатор поиска. При создании такой ситуации начинается исследовательская деятельность. При системно-деятельностном подходе в учебной деятельности реализуются коллективные формы работы (например, для облегчения поиска в классе удобно работать группами), и от того, насколько хорошо педагог владеет технологией организации коллективной деятельности учащихся, зависят образовательные эффекты.

Предлагаем технологию организации групповой работы в образовательном процессе.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения учебных задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об ИГРЕ. Групповая работа – это, прежде всего, игра (игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление). Кто не играет – тот остаётся за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа на учебном занятии – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения, не рефлексировать и т.д. – проигрывает.

Азарт этой игре придаёт сложность и неординарность задания: решение проблемных ситуаций, проектирование различных мероприятий, решение неординарных задач. Групповая работа актуальна в ситуации, когда ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации для решения поставленной проблемы или ребенок оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п. Эти и другие подобные цели, где актуальность групповой формы работы создаётся актуальностью ожидаемого результата, обычно не требует специальных усилий для организации групп.

Учитель планирует групповую работу в учебной (внеучебной) деятельности и предлагает её учащимся. Цели групповой работы должны быть открыто объявлены преподавателем и объяснены самым тщательным образом, от этого зависит самоопределение учащихся, и в первую очередь, серьёзность их намерения «играть» в групповую работу. Если учащиеся принимают предложение - начинается организация групповой работы. Если учащиеся не принимают предложение, это не следует расценивать как невежество с их стороны, а как «не очень удачный игровой ход», (в процессе рефлексии учитель выявит причины этого и  сделает другой, более удачный ход).

Работа организатора групповой работы:

Перед началом образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам:

первое: у учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу и только на неё, всё, что мешает ей, должно быть исключено;

второе: при любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе. Что даст возможность организатору рефлексировать, оценивать, контролировать нормы групповой работы.

В процессе образования групп  учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе.

Группы могут различаться:

  • по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему.
  • по теме работы.
  • по уровню сложности задания. В этих случаях самоопределение участника, выбирающего группу, сразу привязывается к содержанию мыслительной работы.

То, каким образом протекает процесс образования группы, сильно влияет на запуск будущей мыслительной работы. Здесь необходимо учитывать ряд важных факторов. Как правило, необходимо произвести максимум возможных изменений состояния учащихся, что обычно достигается с помощью:

  • жёсткой регламентации времени на группообразование;

- смены партнёров по обсуждению (обычно вводится норма количества участников на одну группу: 7-8 человек, не более);

  • смены места расположения учащегося в классе;
  • изменения конфигурации рабочих мест (сдвигание парт, перестановка стульев);
  • подчинение формы организации рабочего пространства исключительно одной цели – удобству обсуждения;
  • нормирования будущей работы;
  • особой чёткости и внятности операционных команд, отдаваемых преподавателем;
  • разделения преподавателем момента внеорганизационного объяснения целей и задач групповой работы, момента начала выполнения учащимися точных процедур по образованию групп и по запуску работы в них, момента окончания работы групп, момента слушания (просмотра) результатов работы каждой группы, момента организации (в случае необходимости) дискуссии по предложенным групповым решениям, момента подведения итогов (вывода, рефлексии по проделанной работе) и т.д.

Которые помогли бы вооружить их жизненно важными умениями. Деловая игра как раз такого рода работа педагога с группой.

Работа участников группы:

Каждый участник группы должен работать в условиях эффективного сотрудничества, для этого, как минимум, следует усвоить нормы сотрудничества (это кропотливая работа, которая проводится в системе). Среди них можно выделить умения доказывать выдвинутое положение, убеждать оппонента, опровергать его мнение, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать своё поведение сообразно требованиям морали. Все перечисленные компоненты являются структурными элементами спора. Спор играет немаловажную роль в жизни ребёнка, так как спор способствует познанию, развитию мышления, внимания, памяти, а также формированию культуры речевого общения. Народная мудрость гласит: «Истина рождается в споре».

Методический аспект спора (в группе).

Как показывает практика, большинство учащихся во время спора ведут себя не совсем корректно по отношению к оппоненту (ссорятся, кричат друг на друга, даже обзываются, отвлекают внимание участников спора от предмета спора (вызывает негативную эмоциональную реакцию). Некоторые торопятся побыстрее закончить спор (испытывают затруднение в подборе весомых аргументов или хотят одержать победу в споре, надеясь на первенство во времени, а не поиск истины). Многие школьники не умеют выслушивать оппонента спокойно, не перебивая, хотя это одно из непременных условий культуры спора. Многие не умеют логически правильно сформулировать определение, понятно для окружающих. Приведённые примеры свидетельствуют о недостаточном уровне  развития культуры спора.

В начальной школе необходима система работы, направленная на формирование умения конструктивно спорить. Под умением конструктивно спорить следует понимать совокупность умений  доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание. Соблюдать культуру речевого поведения. Определять и использовать невербальные средства общения (знаковая символика).

Система работы по формированию умений конструктивно спорить предполагает:

- необходимость и достаточность сведений: о споре (его отличии от ссоры); об аргументах, как составляющих доказательства; этикет общения…

- основные умения: правильно определять предмет спора; осуществлять доказательство, опровержение высказанной точки зрения; задавать вопросы и отвечать на них; правильно оформлять высказывание; делать вывод, соблюдая при этом этические нормы общения;

- вспомогательные умения: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления (особенно логического), умения слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела).

При правильной организации  работы по формированию культуры спора в начальной школе, дети усваивают следующие понятия:

Доказательство – это обоснование истинности чего-либо.

Опровержение – обоснование ложности чего-либо.

Аргумент, контраргумент, тезис, истина – составляющие доказательства.

Когда и как следует начинать работу по формированию культуры конструктивного спора? Чем раньше, тем лучше, в начальной школе уже с первого класса во время занятий использовать тексты – коллизии, содержащие элементы спора, создавать специальные ситуации спора, привлекать учащихся к рефлексии. С целью лучшего осознания учащимися особенностей         конструктивного спора использовать следующие вопросы:

  • Можно ли после такого спора остаться друзьями? Почему?
  • Достигнута ли цель спора? Почему?
  • Какие правила спора (не) были нарушены?
  • Понятно ли оформлен результат?  
  • Кто прав в споре? Докажи! и т.п.

На начальном этапе в тренинговом порядке, полезно проводить игровые формы работы: инсценирование фрагментов сказок; игровые приёмы: «Потерялся (аргумент)  к тезису», «Подбери подходящий аргумент для опровержения версии» (игра: «собери ягоды в корзинку» -  где «ягоды» и есть аргументы).

В процессе такой работы желательно создать «Свод хороших правил» для совместной работы. [2. стр.61] Будет лучше, если дети сами постепенно откроют эти правила для себя, от организатора требуется система работы в этом направлении. Правила взаимодействия универсальны для всех форм работы:

  • каждый имеет право выбора места, партнёра, задания;
  • каждый имеет право высказаться;
  • уметь понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это дисциплинирует мысль;
  • уметь слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что…?», правильно адресуя его;
  • обязательно надо заявить о желании высказаться (правило поднятой руки);
  • любая точка зрения имеет право быть;
  • доказывать свою точку зрения;
  • согласовать мнения и принять единую точку зрения, в случае невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса;
  • не отвергать, а обдумывать услышанное (задать вопрос на понимание);
  • при оценивании другого обязательно оценивать себя;
  • соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия, умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за критику и т.п.);
  • понимать то, что каждый имеет право на ошибку;
  • уметь видеть состояние партнера (чувство эмпатии).

Открытые в первые дни нормы сотрудничества, используются детьми в ходе всей работы и учёбы в начальной школе.

При правильно организованной групповой работе формируется целый комплекс коммуникативных универсальных учебных действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках с позиции педагогического дискурса в рамках ФГОС»

 Проблема  формирования коммуникативной культуры школьников на уроке с позиций педагогического дискурса является крайне важной для современного общества, а с введением новых образоват...

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через работу с текстом."

Данная статья направлена на изучение особенностей форм коммуникативных навыков младших школьников и на формирование их при работе с текстом через создание ситуации успеха в урочной деятельности....

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников...

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.

Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....

Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова

   Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...