Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Муттонен Ольга Валерьевна

Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком.

Коммуникация – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Мы ежедневно вступаем в межличностное взаимодействие для достижения значимых для нас целей. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, активность и инициативность определяют достижения человека практически во всех областях жизни.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий начинается с раннего детства, когда ребенок учится общаться с родными и близкими. Позднее в круг общения входят сверстники,  затем значимые взрослые, а позднее и другие члены социума.

Уже с первых дней пребывания в школе ребенка важно учить как отвечать на вопросы взрослого, так и самому задавать их, уметь поддерживать беседу, устанавливать с окружающими доверительные, эмоционально положительные контакты, налаживать взаимодействие, проявлять инициативу, высказывать и доказывать свое мнение, вежливо вести спор.

Таким образом, в сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники начальной школы должны научиться инициативному сотрудничеству и взаимодействию, планированию учебного сотрудничества и управлению коммуникацией. Учащиеся должны приобрести  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, правильно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Одним из средств формирования коммуникативных УУД в процессе обучения может стать использование игровых технологий

Вот несколько игр, способствующих формированию разных коммуникативных навыков.

F:\Конкурс пд достижений\Фото для мероприятия\общение.jpg

F:\Конкурс пд достижений\Фото для мероприятия\жест2.jpg                               

 «Сделай подарок»

Ход: Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

F:\Конкурс пд достижений\Фото для мероприятия\уши.jpg

Такое  слушание  требует  концентрации  внимания и мобилизации внутренних  сил.  Вы слушаете, воспринимаете, откладываете полученную информацию в своей  памяти,  а потом,  при  необходимости,  возвращаетесь  к  ней.

 «Рыба-птица-зверь»

Ход: Дети сидят в кругу и по очереди называют в определённом порядке по одному животному: рыба, птица, зверь. Например, окунь, воробей, волк. Кто ошибётся, выходит из игры. Взрослый следит, чтобы названия животных не повторялись.

F:\Конкурс пд достижений\Фото для мероприятия\вопрос.jpg

«Угадай, кто ты»

Ход: Одному из игроков на голову надевается шапочка с именем (например, сказочного героя). Задавая вопросы остальным участникам игры, он должен отгадать своё имя.

F:\Конкурс пд достижений\Фото для мероприятия\рот каранд.jpeg

Дети учатся грамотно и ясно формулировать свою мысль; высказываться "целостно", т. е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично и связно; убедительно аргументировать свою позицию.

 «Хорошо – плохо»

Ход: Ведущий начинает игру фразой (например, «Наступила весна – это хорошо, потому что скоро будет тепло»). Следующий игрок повторяет вторую часть этой фразы, добавляя «это плохо, потому что …» и аргументировано заканчивает предложение. Игра продолжается по кругу с чередованием «хорошо-плохо».

 «Рюхи»
Ход: Каждому участнику (группе) предлагается придумать такие определения к малоизвестным словам, чтобы в них поверили остальные участники игры. Затем все определения собираются, перемешиваются и зачитываются вместе с оригиналом. Поочередно проводят опрос — кто в какое определение поверил. Далее переходят к следующим подсчетам:

 1 балл — получает тот, кто смог угадать оригинальное определение;
2 балла — тот, в чьё определение поверил кто-либо из участников.

Слова к игре:

  • Крокодилополь — древнегреческое название египетского города.
  • Стабурадзе — латышская фея.
  • Мани — турецкие частушки.
  • Свистящие атмосферки — помехи в радиоэфире.
  • Дуадастанон — осетинская арфа.
  • Корытня — древнерусский катамаран.
  • Долбень — молоток для сбивания кедровых шишек.
  • Гонобобель — лесная ягода.
  • Квадратная петля — фигура высшего пилотажа.
  • Керцер — польский пионер.
  • Хом — инструмент для проделывания дырок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливаетсяживительный поток представлений,понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любозна...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...