«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
статья по чтению (4 класс) на тему

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий» (из опыта работы с обучающимися по адаптированной образовательной программе VII вида) подготовила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 Чибинеева Юлия Аркадьевна

Слайд 2

Коммуникативные действия обеспечивают : социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности ); умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 3

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Виды коммуникативных действий:

Слайд 4

Специальные ФГОС для детей с ОВЗ Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.

Слайд 5

Современные образовательные технологии , применяемые при работе с детьми с ЗПР Технология разноуровневого обучения Коррекционно - развивающие технологии Технология проблемного обучения Проектная деятельность Игровые технологии Информационно-коммуникационные технологии Здоровьесберегающие технологии

Слайд 6

Игровые технологии По словам Йо́хан Хёйзинга ( нидерландский философ, историк, исследователь культуры, профессор) человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра . Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования

Слайд 7

Использование игр и игровых приемов на уроках литературного чтения

Слайд 8

Организационный этап : загадки ребусы

Слайд 9

Этап проверки домашнего задания: «Викторина» Игра в паре «Задай вопрос соседу »

Слайд 10

Этап актуализации знаний: « Литературное лото» -Кому из поэтов принадлежат следующие строчки? Правильные ответы закройте фишками. М.Лермонтов С.Есенин И.Бунин А.Пушкин К.Бальмонт Ф.Тютчев

Слайд 11

«Шифровка» I вариант: II вариант: Расшифровать название произведения Расшифруйте слова и узнаете цель нашего исследования. 1 2 3 4 А М Ш Е Л Б С У Д К В Й О Р Ю Г П А Ч Я Б1 А3 В3 Г2 Г4 А2 А3 В1 Б4 Г2 «Серая Шейка» Сказка, рассказ.

Слайд 12

Объяснение нового материала Игровой прием «Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ) Например: грузинский писатель Сулхан – Саба Орбелиани написал мудрую басню. Прочитайте ее и придумайте свою концовку. А потом узнаете концовку, которую придумал писатель.

Слайд 13

Этап п одведения итогов урока Разгадай кроссворд: Герой, который получил от нимф чудесный мешок и шлем невидимку. (Персей) Дочь эфиопского царя, которую спас Персей.(Андромеда) Имя матери Персея (Даная) Бог-громовержец. (Зевс) Богиня мудрости и справедливости, подарившая Персею щит. (Афина) Женщина- чудовище, голова которой обращала всех смотрящих на неё в камень. (Горгона)

Слайд 14

Таким образом, использование игровых технологий на уроках литературного чтения у детей с ЗПР способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Каждый урок ориентирует учащихся на получение определенной информации, ее оценку, ее передачу другому человеку различными способами, обмен полученной информацией с другим учеником или группой учащихся.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Использование игровых педагогических  технологий  на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

(из опыта работы с обучающимися по адаптированной

образовательной программе VII вида)

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности.  В настоящее время интерес детей к обучению, в частности к литературному чтению угасает, поэтому проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий уделяется большое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и другие.

Как показывает практика, большинство обучающихся с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Сфера коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонениями в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.

В связи с этим особое значение приобретают современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

Одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Возможности для такой деятельности представляются на уроках литературного чтения, где практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.

Так, на организационном этапе применяются различные загадки, шарады, ребусы.

На этапе проверки домашнего задания, главная цель которого- узнать, что усвоил ученик, как он усвоил, используются игры «Викторина», «Задай вопрос соседу» и т.д.

Этап актуализации знаний направлен на подготовку восприятия нового материала (Игра «Буквенное лото», «Шифровка», «Литературное лото»)

В рамках инициативного сотрудничества провожу игры, которые учат работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке. Например, игра «Журналист».

Объяснение нового материала - следующий этап структуры урока. Игровой прием «Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ) используется в групповой работе, что позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Этап закрепления материала – это процесс применения полученных знаний.

На данном этапе можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Детям эта игра нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

Этап подведения итогов урока имеет цель - обобщить, сделать выводы, оценить успешность, результативность каждого ученика.

Здесь предполагается разгадывание кроссвордов, восстановление пословиц, игра «Шифровальщики», которые учат учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

На обобщающих уроках используются такие игры как «Что? Где? Когда?»- работа в группе строится по принципу всем известной игры, когда в течение 1-2 минут необходимо найти ответ на вопрос. Особенно обучающимся интересен прием «Черный ящик». В черном ящике помещается объект или его изображение, а обучающимся дается описание объекта.

Во внеурочное время использую такую игру, как «Книжная ярмарка». Лучше всего эту игру использовать в самом начале изучения учебной темы. Школьникам предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называемая, книжная ярмарка, в ходе которой  обучающиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.

В заключении хотелось бы сказать, что далеко не каждый урок можно и нужно строить с использованием игровых технологий, однако применение их вполне оправдано. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

Игровые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий в работе учителя начальной школы.

Данная статья содержит практический игровой материал, который учитель может использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования коммуникативных УУД у учеников 1-4 классов....

Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....