«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»
методическая разработка по чтению

Альджипарова Наталья Михайловна

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      МАОУ «Кваркенская СОШ»

 

 

 «Развитие речи на уроках русского языка  и литературного чтения в начальной школе, как средство  формирования коммуникативных умений»

                                           

                                                                               Альджипарова Наталья Михайловна

                                                                              учитель начальных классов, I кв. категория

                                                                              МАОУ «Кваркенская СОШ»

                             

                                                                    2019г.

                                                                                                   

        

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Концепция модернизации Российского образования ставит  перед современной школой задачу формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в условиях высокой неопределённости будущего. Центр тяжести в школьном образовании переместился с усвоения определённой суммы фактов на формирование умения и потребности самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, а также на развитие коммуникативных навыков, готовности сотрудничать с другими людьми. Таким образом, увеличивающийся поток информации требует внимания к развитию языковой компетентности и формированию универсальных учебных действий младших школьников.                                                                                 Велика роль в речевой деятельности, в формировании коммуникативных универсальных действий  принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.( 2сл.)

В этом вопросе особенно важно помнить о преемственности детского сада и начальной школы, как о  необходимом компоненте установления соотношения между новым и предыдущими этапами обучения, где каждый последующий строится с опорой на уже предшествующий опыт. Преемственность в речевом развитии с точки зрения ДОУ- это ориентирование на требования школы, формирование тех ЗУН, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность в речевом развитии с позиции школы -это опора на те ЗУН, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на  более высоком уровне.

          Речь – это один из  видов  общения,  которое  необходимо  людям  в  их совместной  деятельности,  в  социальной  жизни,  в  обмене  информацией,  в познании,  в  образовании.  Она   обогащает   человека,   служит   предметом искусства.

  Грамотная речь – это залог  успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.

 Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

 Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.3слайд

          Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, пробудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове?

Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки, система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам.

 В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников.

В развитии речи выделяются четыре направления:

Работа над чистотой звукопроизношения, темпом, плавностью и чёткостью речи         (фонетический уровень)

            Работа над словом (лексический уровень)

            Работа над словосочетанием и предложением(синтаксический уровень)

            Работа над связной речью (уровень текста).4слайд

 

 Родной язык – язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых… Вспомним, как говорил Л.Н.Толстой: «Слово – великое дело».

Из чего же складывается словарная работа в школе? В ней сливаются 3 направления:

Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложение, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте; 5слайд

Естественно, что все три направления работы тесно связаны между собой.

  1. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках «Литературное чтение», в учебниках русского языка, а также речь учителя, внеклассное чтение учащихся.

Небольшая справка: дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Словарь отдельных, хорошо развитых детей – до 25 тысяч слов Ученые считают, что лучше всего активно развивать речевые способности ребенка до 11 лет 

  1.      С чего начать?

За годы работы в школе обратила внимание на то, что у первоклассников  часто недостаточно развит речевой аппарат, наблюдается вялость артикуляции и замедленный темп произношения.  

     С первых дней занятий детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения. Активной работе речевого аппарата способствует и фонетическая зарядка.

     Работая над чистотой звукопроизношения, включаю в  уроки чтения чистоговорки, скороговорки занимательного содержания. (6, 7слайд)

В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова:

а) показ предмета или действия, обозначаемого словом Н-р:(    показ рисунка );

б) способ подстановки синонимов (очи – глаза, корысть – выгода, материальная польза);

в) способ логического определения

(крейсер           ближайший род: военный корабль

                          отличительные признаки:

                          быстроходный, имеет мощное вооружение, используется

                          для разведки, морского боя.)

г) способ развернутого описания

д) введение слова в предложение

(Н-р: слово омет понятно в предложении:

Солому сложили в высокий омет.)

е) использование антонима

(слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначения начала и конца пути соревнующихся)

ж) объяснение слов через анализ их морфологической структуры и словообразования

(односельчане – живут в одном селе; избенка – маленькая изба, так же как ручонка – маленькая ручка; чурается – от слов чур меня)

з) работа над изобразительными средствами языка художественных произведений

(специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, метафор, составление и отгадывание загадок и т.п.)

Работу по развитию речи можно предложить в виде исследовательской деятельности.

«Энциклопедия одного слова» –это работа по инструкции, предложенной учителем. Работать с ребенком может вся семья, оформляя красочно, ярко «научный» труд ученика.

По своему желанию ученик выбирает из копилки слов, помещенных ниже, одно.

Копилка слов: Родина, человек, солнце, зима, весна, глаза, сердце, лист, день, ночь, радость.

Схема – план.

  1. Слово … и его лексическое (ие) значение (ия) (в толковом словаре).
  2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).
  3. Слово … и «слова-родственники».
  4. Слово … и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).
  5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).
  6. Слово … во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).
  7. Слово … и слова (сочетания) – рифмы.
  8. Слово … в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах; легендах, сказках; в русских народных песнях.
  9. Слово … в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе).
  10. Слово … в названиях газет, журналов, в рекламе.
  11. Слово … в названиях картин художников.
  12. Слово … в названиях художественных фильмов.
  13. Слово … в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).
  14. Слово … в иллюстрациях, рисунках (нарисуй свое слово; придумай серию картинок, которые могли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с употреблением этого слова). 8слайд

Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…" 9слайд

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль…

Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался
.

 

Работанад фразеологическими единицами.   Учащиеся обычно понимают значение крылатых слов, но в собственной речи используют их редко.

Крылатых слов, фразеологизмов особенно много в баснях И. Крылова. При заучивании басен, меткие выражения дети запоминают; но важно создать такие ситуации, при которых дети употребляли бы их в собственной речи («не ударить лицом в грязь», «делает из мухи слона», «чувство локтя» и т.п.).

Копилка фразеологизмов
«С ГОЛОВЫ ДО ПЯТ» голова, нос

Человек с головой                          

 Вскружить голову                          

 Не сносить головы                          

 Задирать нос

 Вешать нос

 Водить за нос10 слайд

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ. 11слайд

Замени фразеологические обороты словами-синонимами12слайд

Упражнение «Скажи наоборот»13 слайд

Работа с синонимами , антонимами14слайд

 Работа над точностью употребления слов – анализ синонимов.

Приведем основные типы упражнений с синонимами.

         а) выбор и группировка слов, близких по значению.

         (бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит: лишнее слово спит).

         б) расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-то признака (градация синонимов).

         (Н-р: огромный, гигантский, большой, маленький, крохотный). С этими словами составляются предложения.

         в) подбор синонимов к данному слову.

         (При изучении имен существительных: метель – вьюга; при изучении глагола: работать – трудиться; при изучении имен прилагательных: смешной – забавный, потешный.)

         г) замена синонима в предложении.

         (Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую). Лиса обманула медведя (косолапого)).

         д) выбор одного из данных, близких по смыслу слов.

         (Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.)

При изучении частей речи детям можно задать следующие упражнения с антонимами:

а) группировка антонимов по парам. Можно усложнить это задание составлением предложений.

(Старые волки обучают молодых волчат охотиться. На белом поле появляются черные проталины.)

б) Подбор антонимов к данным словам

Наиболее удачным приемом развития речи в начальной школе является отгадывание и сочинение загадок15слайд . Загадка, по мнению К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».

Отгадывание загадок.

Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

.

Пословицы:16слайд

Знай больше, говори меньше.

Не поевши горького, не поймешь и сладкого.

Поговорки:

День да ночь – сутки прочь.

          С многозначностью слова школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее.

Детям можно предложить специальные упражнения на многозначность слов.

  1. Прочитайте рассказ (стихотворение). Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. Что они означают?
  2. Подберите слова, которые имели бы по 2 (3,4) значения. Составьте предложения с каждым значением.
  3. Назовите данными (выделенными) словами другие предметы:

                        ножка ребенка (ножка стола)

                        идет мальчик (… дождь, … время, … год за годом).

  1. Сравните значения словосочетаний:

                         стоят часы – стоят солдаты;

                         общая тетрадь – общие игрушки;

                         идут часы – идут дети – идет строительство.

 

 От многозначности школьники переходят к омонимам, которые обычно даются в игровых материалах, в занимательных примерах:

Не хочет косой косить косой,

Говорит: «Коса коса ».

                              (скороговорка)

Какой город летает?

                               (Орел)

  • Кто вы? – Мы лисички,

          Дружные сестрички.

  • Ну, а вы-то кто же?
  • Мы лисички тоже!
  • Как, с одной-то шляпкой?
  • Нет, еще – со шляпкой …

                                                  (А. Шибаев)

            2) Лексические игры:

а) Найди ошибку.

Вот где собака забыта

Всяк жулик свое болото хвалит.

Машу маслом не испортишь.

Не в свои бани не садись.

б) Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.

Смотреть, конь, дареный, зубы.

Соловей, кормить, баснями.

Будет, наша, праздник, улица.

в) Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.

  • Какой конь борозды не портит?
  • Что не вырубишь топором?
  • Какой праздник для кота однажды оканчивается?
  • Где черти водятся?

           3) Слово может быть усвоено активно и пассивно.

Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без употребления.

Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников; в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Известны следующие формы активизации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом.
  2. Составление предложений с заданными словами (или одним словом).
  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала (пересказ может быть выборочный, сжатый, творческий).
  4. Рассказы по наблюдениям с использованием так называемых опорных слов

           

  Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетания и предложение.

Проводится следующая работа над словосочетанием:

Во-первых, выделение словосочетания в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов; объяснение значений встретившихся в тексте словосочетаний;

Во-вторых, составление самостоятельных словосочетаний при изучении имен существительных, прилагательных, глаголов, других грамматических тем и при активизации новой лексики.17 слай

В этих видах работ изучения грамматики и развитие речи особенно взаимосвязаны.

При всем внимании, уделяемом словосочетанию в системе развития речи учащихся все же надо помнить, что словосочетание не самоцель. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Предложение  - это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.

Рассмотрим основные приемы работы над предложениями.18слайд

  1. Самый простои и в тоже время самый необходимый прием работы над предложениями во всех классах – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений. (Удачно использовать методику И.Т.Федоренко журнал «Начальная школа» №8 1990 г.)
  2. Первоначальный прием применяемый для построения предложения – вопрос учителя.

В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения.

Н-р: «Что дети собирали в лесу?»   Ответ: «Дети в лесу собирали малину.» Затем вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». Затем вопросы должны стимулировать составление сложноподчиненных предложений с придаточными условия, причины, места, цели, времени. Почему? Зачем? Где? Когда? При каком условии? и т.п.

  1. Составление предложений аналогичных данным, но на другую тему.

«Уже прилетели из теплых стран ласточки и скворцы» - «Уже появились первые одуванчики и лютики», или такой образец: «Снег уже растаял, но в поле еще сыро» - «Мы повесили скворечник, но скворцы в нем почему-то не живут».

  1. Конструирование различныз предложений
  1. Построение из разрозненных слов, не связанных между собой. Н-р: составьте предложение из данных слов:

Озеро, медведь, карандаш.

Мяч, ракета, книга.

Велосипед, цветок, небо.

Стол, фартук, ботинки.

(Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купался в озере.)

  1. Выразите мысль другими словами.

 Предлагается одна из фраз: нынешняя зима будет очень холодной; нынешнее лето будет очень теплым; я прочитал интересную книгу, в парке бегает собака.

Выразите эту мысль другими слова, не повторив ни одного слова из данного предложения (В зимний период этого года ожидаются сильные морозы).

  1. Постройте предложение на заданные буквы (н-р: буквы М, В, Ч, О. Ответы: Мастер Володя чинит обувь. Маленький вундеркинд чем-то озабочен. Милые восьмиклассники читали «Онегина»).
  2. Узнайте зашифрованное предложение. (Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел. Ответ: Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.)

Можно записать несколько предложений: Дрессированные ураганы повалили в лесу собачки старую в цирке осину, прыгали и она через обручи лежала и ходили теперь прямо на задних лапах поперек тропинки. (Выделенные слова это текст одного предложения, а остальные составляют второе.)

  1. Скрытые предложения (дурсодождьякиридетострчутражер; рукраволкурафавоеттерченадуклунужув)
  2. Постройте предложения из разрозненных слов. Варианты:

- все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»

- некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной.

- все слова даны в начальной форме «видеть, белочка, рыженькая, дети, лес, в»

  1. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предлагается детям не только в первых, но и во вторых, третьих и четвертых классах.
  2. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Н-р, дано предложение «Птицы вернулись»

В: «Какие птицы?»

О: «Перелетные птицы вернулись»

В: «Откуда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран»

В: «Куда вернулись?»

О: «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»

Другой вариант этого упражнения – это сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.

Н-р: «В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «В знойные дни хорошо бродить в березовой роще» - «Хорошо бродить в березовой роще»

  1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  2. Построение сложных предложений из нескольких различных элементов

Петя поехал в горный лагерь,       и мама осталась одна дома.

                                                             а Саша отправился с отцом в Москву.              

                                                             чтобы там заняться альпинизмом.

                                                             который называется «Орленок».

                                                             потому что он еще не бывал в горах.                        

Можно провести игру «Ищем возможные причины».

Надо как можно быстрее записать (предложить) побольше причин этого события, а также возможных его объяснений. Н-р: «Вернувшись из магазина, … (вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь.)»

Другие ситуации:

- Андрей прогулял урок

- Наташа пришла в школу только к третьему уроку

- Продавщица в магазине была очень вежливой

  1. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Н-р, дается предложение: «В марте с крыш капает, весна приближается».  Варианты ответов: «Приближается весна, с крыш уже капает», «Закапало с крыш, значит, весна скоро», «Март наступил, а с крыш не капает», «Если с крыш закапало, значит весна скоро».

                           

  1. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), н-р, простого распространенного; с однородными подлежащими и т.п.
  2. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.
  3. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):
  1. составление предложений по опорным словам (2-3 слова);
  2. составление предложения по одному опорному слову;
  3. составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
  4. составление предложения по предметной картинке;
  5. составление предложения по сюжетной картинке;
  6. составление предложения по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
  7. свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида на любую тему»).

  1. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовка школьников к связной речи, к тексту.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или мене значительные структурные компоненты.

В методике развития речи учащихся используется термин «текст». Текст определяется как «словесное произведение», «последовательность предложений», «продукт речевой деятельности».

В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:

  • Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца; пересказ сжатый, выборочный, творческий; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.
  • Различные текстовые выступления учащихся: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения.
  • Различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.
  • Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложению или самостоятельно составленному плану, по заданной схеме сюжета.
  • Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы личных дневников.
  • Различные виды драматизации.
  • Сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией.
  • Отзывы о прочитанном, письма, деловые документы и т.п 19 слайд

Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

 

 Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. У каждого учителя, воспитателя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников. Я представила, то что у меня получается, что я считаю важным, интересным. Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"

1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

: « О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в начальной школе»

Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чув...

«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повыша...

Приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языкаи литературного чтения

В работе дано определение функциональной грамотности младших школьников и показаны приёмы повышения техники чтения , освещены этапы  и методы подуктивного чтения....

«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»

                Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.  Принцип технологии сост...