Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"
презентация к уроку по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа?

2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями?

3. В чём проблема ученика и чем сможет помочь учитель?

4. Что могут сделать его родители?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_novichkova.docx19.3 КБ
Office presentation icon master_-klass_novichkova.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

Слайд 1

Тема моего мастер – класса

«Устранение учебных проблем на уроках русского языка, чтения»

Слайд 2

Чтобы решить проблемы такие как:

  1. Слабое развитие мелкой моторики рук
  2. Отсутствие навыка фонематического анализа
  3. Бедность словарного запаса,

 возникшие в сфере обучения младшего школьника, надо скорректировать взаимодействие ученика и учителя на уроке. Это может и должен сделать именно учитель.

Задача учителя начальных классов на уроках русского языка и чтения – развитие и коррекция речевых функций ребенка для успешного решения проблемы его обучения.

Ученые педагоги пришли к выводу, что большинство учебных проблем у школьников возникает не из-за недоразвития каких-то психических процессов, а в первую очередь из-за неправильного выбора стратегии выполнения задания, методов, принципов и специальных приемов, которыми пользуется ребенок в своей учебной деятельности.

Следовательно, важно понаблюдать и проанализировать каким образом происходят ученика  процессы чтения и письма.

Слайд 3

В ходе консультативного сопровождения (метод работы, который помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути её разрешения) рассматриваются следующие вопросы:

  1. В чем заключается проблема ученика?
  2. Какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой?
  3. Чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации?
  4. Что могут сделать для ученика его родители?

Для устранения учебных проблем можно использовать различные упражнения на уроках русского языка и на уроках чтения в начальной школе.

Вашему вниманию я хочу представить несколько упражнений, которые я использую я на уроках русского языка и на уроках чтения.

Урок русского языка я начинаю с минутки каллиграфии, в проведении которых  мне помогают упражнения на развитие мелкой моторики рук, так как совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции.

Слайд 4

Упражнение  «Игра на рояле»

Учитель называет слово, ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле»

- Сейчас мы развивали мелкую моторику и навык фонематического анализа

(показываю)

Упражнение  «Штриховки»

Использую различные виды штриховок, выполняемые слева направо или снизу вверх так, чтобы нажим уменьшался от первой фигуры к последней.

- В ходе этого упражнения мы развивали пространственные представления.

Слайд 5

Упражнение «Где же спрятались слова?»

Вариант 1. Предлагаются слова или целые предложения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными моментами. Надо прочитать и правильно их написать.

- Учились  выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв.

На уроках чтения бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, передать содержание услышанного или увиденного приводят к тому, что ученики не способны написать изложение или сочинение.

Вашему вниманию я предлагаю  упражнения, которые помогут выработать у детей практический навык использования слов, относящихся к различным частям речи. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, дети учатся осмысливать изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Упражнение «Слова зовут на помощь»

Это упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу, развивает оперативную память.

Слайд 6

Задание 1. На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» - проведите вертикальные линии между словами.

рекадеревостолдождькорзинакорабльёжиккнигасолнце

Задание 2. Вот  девять слов (зачитываются слова):

река,  дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце.

- Смогли бы вы их запомнить?

Наверное, нет.

Но если связать их в рассказ, да еще и представить себе все происходящее – совсем другое дело.

Давайте побываем в стране Вообразилиии и придумаем историю, которая случилась с этими словами.

Я даю вам 1 минуту на то, чтобы вы придумали свою историю, используя эти слова.  Для этого объединитесь в группы с рядом сидящими коллегами. Время пошло.

Что у вас получилось? (заслушиваю ответы участников)  Молодцы.

Слайд 7

А теперь послушайте историю, придуманную учителями в ходе нашего школьного методического объединения:

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ежик и читал книгу о солнце.

А вот история, придуманная учениками  3 класса:

На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзину и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как  корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать книгу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце.

Потом можно предложить детям записать слова по памяти. Конечно, на первых этапах работы требуется  помощь или подсказка учителя.

Это же упражнение можно использовать для закрепления правописания орфограмм слабых позиций.

Я вам привела лишь некоторые приемы, которые  могут использовать в своей практике учителя начальных классов.

Слайд 8

Спасибо за участие и внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС « Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе» Новичкова Светлана Владимировна учитель начальных классов МОУ «НОШ № 11» г. Зима

Слайд 2

Как развить мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространенными предложениями?

Слайд 3

Консультативное сопровождение В чем заключается проблема ученика? Какими возможностями располагает ученик для того, чтобы справиться с проблемой? Чем может помочь ученику учитель в конкретной ситуации? Что могут сделать для ученика его родители?

Слайд 4

Минутка каллиграфии Упражнение «Игра на рояле» Упражнение «Штриховки»

Слайд 5

Упражнение «Где же спрятались слова?»

Слайд 6

Упражнение «Слова зовут на помощь» Рекадеревостолдождькорзина корабльёжиккнигасолнце река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, книга, солнце

Слайд 7

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ежик и читал книгу о солнце. На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзину и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать книгу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с

Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Слово и предложение. (Урок русского языка 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Слово и предложение.Урок  русского языка  2  класс. УМК "Начальная школа 21 века" 19 урок. Презентация  к  уроку для интерактивной доски Smart, выполнена...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

: « О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в начальной школе»

Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чув...

Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО

В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения....