Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО
консультация по логопедии

Ахримова Елена Васильевна

 В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_priemy.docx16.92 КБ
Office presentation icon 000b186c-3ef8e264.ppt1.05 МБ
PDF icon seminar_po_ovz.pdf197.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логопедических
приемов
на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО


Рыбина Елена Васильевна

Учитель-логопед

МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Здравствуйте, коллеги! Сегодня я продемонстрирую вам методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов на своих уроках.

Слайд 1

Слайд 2

Цель устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности

и основными направлениями работы школьного логопеда является:

  • развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики)
  • коррекция нарушений письменной речи

Задача моего выступления познакомить Вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

О некоторых из них я сейчас расскажу и продемонстриру.

Слайд 3 Артикуляционная гимнастика

Основополагающей в работе является развитие артикуляционного аппарата при помощи артикуляционной гимнастики, которую дети очень любят. По новым стандартам образования ее рекомендуют включать в урок при обучении чтению.

. Регулярное выполнение помогает:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость)
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

Перед вами находится комплекс артикуляционных упражнений, который вы можете использовать на своих уроках( .некоторые упражнения выполняем вместе с педагогами)

Слайд 4 Речевое дыхание

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим, логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом
- улучшение обменных процессов
- нормализация психо-эмоционального состояния

Некоторые упражнения из комплекса, мы вам продемонстрируем:

Демонстрируется упражнение: «Насос», «Сильный дровосек», «Гуси полетели», «Кипящая каша», «Ходьба».

Важно помнить правила речевого дыхания: воздух набираем через нос, плечи не поднимаем, щеки не надуваем, работает брюшная стенка и плавный длительный выдох.

Если ребенок не может освоить технику диафрагмального дыхания, то кладем его руки на живот и учим дышать, чтобы ребенок чувствовал, что руки на животе поднимаются (вдох-выдох).

Слайд 5 развитие мелкой моторики

На уроках можно использовать массажные мячики, прищепки ,игрушки с шипами, карандаши

Давайте вместе проделаем упражнение для развитие мелкой моторики:

Упражнение с прищепками в стихотворной форме демонстрируется совместно с педагогами

Слайд 6

Мы также включаем в работу кинезиологические упражнения

Демонстрируется совметное упражнение: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»

Чтобы разгружать зрение ребенка, используем различную зрительную гимнастику.

Слайд 8

В работе по коррекции чтения и письма мы можем посоветовать некоторые приемы, которые педагоги могут использовать на своих уроках и рекомендовать родителям

Слайд 9

«Создание ситуации успеха»

С ребенком-логопатом, у которого в тетради красный фон от ошибок посоветовать педагогу отказаться на некоторое время от красной пасты. А дать возможность ребенку написать в тетради простым карандашом, а учителю не исправлять ошибки, а делать пометки на полях. Ученик имеет возможность ее стереть и написать правильно. А также провести работу над ошибками.

В итоге цель достигнута, ошибки найдены самим ребенком, тетрадь в прекрасном состоянии, самооценка ребенка поднята и положительный эффект достигнута.

Слайд 10

«Корректурная проба»

Ежедневно в течении 5 минут в любом тексте (кроме газетного) зачеркнуть заданные буквы.

Например: начинаем с 1 гласного и переходим к согласным, можно давать парные согланые. Зачеркнуть определенную букву, другую обвести в овал и т.п по усмотрению педагога.

Специалисты применяющую эту методику гарантируют, что улучшается качество и грамотность письма.

Слайд 11

«Шкатулка ошибок»

В работе ученика видим написанное неправильное слово, выписываем эти слова с ошибками на бумажку и подчеркиваем ошибки, разбираем ошибки и кладем в шкатулку. В следующий раз если ребенок не допускает этой ошибки, то рвем бумажку на глазах у ребенка. Хвалим ребенка. А если ребенок опять делает в работе эти ошибки, то отрабатываем на следующих занятиях эти ошибки, и бумажка с ошибками находится в шкатулке. Она находится там, пока ребенок не запомнит правильное написание или правило на ошибку.

Примечание: чаще применяется в индивидуальной работе и работе со словарными словами.

Слайд 12

«Ассоциации»

применяется в работе со словарными словами

слайд 13

Советы по повышению показателей техники чтения (советы родителям)

Слайд 14

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы вы можете использовать в своей работе, и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.

Надеемся, что наши советы помогут вам в нашей работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО Рыбина Елена Васильевна Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Слайд 2

Цель и направления работы логопеда в школе Цель устранение различных нарушений речи и создание условий для успешной учебной деятельности Направления работы развитие и совершенствование устной речи (произношения, лексики, грамматики) коррекция нарушений письменной речи

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика Регулярное выполнение позволяет: улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их (нервную проводимость) улучшить подвижность артикуляционных органов укрепить мышечную систему языка, губ, щёк уменьшить напряжённость артикуляционных органов

Слайд 5

Дыхательные упражнения Развивают продолжительный, равномерный выдох формируют сильную воздушную струю тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора тренируют ситуативную фразовую речь Оздоравливают насыщая организм кислородом улучшая обменные процессы нормализуя психо-эмоциональное состояние

Слайд 6

Правила речевого дыхания воздух набираем через нос плечи не поднимаем щеки не надуваем работает брюшная стенка выдох плавный и длительный

Слайд 10

Мелкая моторика повышение тонуса коры головного мозга развитие речевых центров коры головного мозга стимулирование развития речи ребенка согласование работы понятийного и двигательного центров речи способствование улучшению артикуляционной моторики развитие чувства ритма и координаций движений подготовка руки к письму

Слайд 12

Корректурные пробы

Слайд 13

«Тайна пропавшего предложения»

Слайд 14

«Ситуация успеха»

Слайд 15

Словарная работа «Шкатулка ошибок» Ассоциации


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"

1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...

Выступление "Использование инновационных технологий.на уроках русского языка и чтения"

Использование инновационных технологий в обучении способствует формированию социально значимых качеств личности учащихся, таких как: самостоятельность, работоспособность, целеустремлённость, способнос...

Методическая разработка урока к предметной неделе русского языка и чтения в начальных классах

Данный материал содержит план проведения недели русского языка и литературы в начальной школе....

: « О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся на уроках русского языка и чтения в начальной школе»

Речь в жизни человека выполняет три основные роли: во - первых, она служит средством оформления и выражения мысли, во - вторых – средством общения между людьми, в - третьих, в речи выражаются чув...

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...

Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разр...

«Применение кейс - технологии на уроках русского и литературного чтения в начальных классах»

                Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.  Принцип технологии сост...