Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.
консультация по логопедии

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедических минуток на уроках русского языка и литературного чтения.

Рыбкина Я.В., учитель начальных классов МКОУ НОШ с. Ленинское.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят выражение на письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций, то может возникнуть нарушения процессов овладения письмом – (Слайд 2) дисграфия, то есть  неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта и чтением - (Слайд 3) дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

Т.к. я являюсь учителем начальных классов и прохожу, обучение логопедии, то я вижу проявления дефектов письменной и устной речи учащихся в своем классе. В моем классе одна треть учащихся с дефектами речи являются слабоуспевающими по русскому языку. Поэтому   на уроках русского языка я стараюсь направить свою работу на предупреждение возможного появления дефектов письменной речи и коррекцию негрубых проявлений дисграфии и дислексии.

Для этого на уроках русского языка я использую «логопедические минутки». Это непродолжительные по времени задания, направленные на совершенствование речевой деятельности, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза, устранение пробелов в умении выстраивать определенные синтаксические конструкции. Названия этих логоминуток простые.

Показать минутки названия (Слайд №4,5)

Логоминутки проводятся мною на разных этапах уроках.

Проведенные в начале урока, они выступают в качестве задания, активизирующего зрительное и слуховое внимание учащихся.

Слайд 6        

(Найди среди этих предметов только железные (острые, тяжелые, деревянные, съедобные, хрупкие и т.п.)). И записывают названия 2-3 предметов в тетрадь.

Слайд 7-8

Проведенная в середине урока логоминутка, особенно оформленная в виде игры или конкурса, дает детям небольшую передышку, переключая их внимание с одного учебного материала на другой. Я использую игру «Запомни предмет».

Слайд 9.

С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ

При отработке парных согласных  чаще всего я использую минутку под названием «Письмо»: в тексте письма, полученного, например, от сказочного героя допущены ошибки и задача учащихся их исправить.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Благодаря «логопедическим минуткам» у учащихся повышается учебная мотивация, развивается слуховая и зрительная память. Я считаю, что использование логоминуток, привело к снижению количества логопедических ошибок при письме у 4 из 7 учеников моего класса.

На уроках литературного чтения для автоматизации звуков, отработки техники чтения, развития дыхания, памяти мною используются скороговорки (лычащие, рычащие, шипящие).

(Слайд 10-12)

Популярные скороговорки, такие например, как «Мама мыла раму, раму мыла мама», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и др. замечательно устраняют дефекты речи, избавляют ребенка от косноязычия, способствуют развитию навыков и считаются самым эффективным методом "оттачивания" артикуляции разных звуков.  Правильное произношение букв и слов, совершенствование навыка чтения отмечается также у 4  учащихся. Это результативность не высока в связи с групповым проведением логоминуток.

Мне, как молодому специалисту, интересна эта методика, возможно в дальнейшем я буду проводить и индивидуальные занятия с ребятами своего класса.

Для проведения логопедических минуток я использую материалы из методического комплекта по коррекции нарушения письма у младших школьников учителя – логопеда Борисовой Елены Альбертовны. Из данного комплекта можно подобрать материал на каждый урок, как для всего класса, так и для отдельного ученика в зависимости от вида нарушения письменной речи.

(Слайд 13) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....

Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.

Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....

Рекомендации по проведению логопедических минуток на уроках русского языка.

Логопедические минутки – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи....

Использование логопедических приемов на уроках русского языка и чтения в начальных классах СКО

В материале представлены методы и приемы способствующие речевому развитию детей, которые можно использовать педагогам начальных классов СКО на своих уроках русского языка и чтения....

Мастер – класс для учителей начальных классов «Использование приёма «Insert» на уроках русского языка и литературного чтения при работе со слабоуспевающими детьми»

- «ИНСЕРТ» -  технология эффективного чтения, чтения с пометками.Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания, тек...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...