Главные вкладки

    Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Гуреева Лариса Анатольевна

    Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть орфограммы, а как следствие, развить навыки грамотного чтения и письма.

         Представленный материал использовался  на открытом уроке для родителей учащихся, чтобы показать «подводные камни» практического применения после изучения темы «Безударные гласные в корне слова». Презентация дает возможность гостям, присутствующим на уроке, увидеть уровень подготовки детей, ошибки, допускаемые детьми и умение их исправлять.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentaciya_1.ppt2.52 МБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_no1.doc40.5 КБ
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Интегрированный урок русский язык и литературное чтение. «Правописание безударных гласных в корне слова с использованием текста сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 3 класс Автор: учитель начальных классов Гуреева Лариса Анатольевна ГОУ средняя общеобразовательная школа №460 г.Москвы

    Слайд 2

    Уважаемые родители! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем открытом уроке.

    Слайд 5

    Безударные проверяемые гласные в корне слова

    Слайд 6

    Никем не потревоженный снег лежит волнистыми сугробами, покрывает деревья пушистыми шапками.

    Слайд 8

    Проверка Карточка № 2 Слова Ответы 1 2 выс.чайшую о а по-кор.левски а о д.дим а о зол.та а о с.дой е и л.се е и к.тании о а

    Слайд 10

    Словосочетания. Ошибка! 1) трое молодых 2) становится светлее 3) падчерица останавливается 4) красноватые отблески

    Слайд 11

    1) трое . . . 2) становится . . . 4) красноватые . . . Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания

    Слайд 13

    Схема

    Слайд 14

    Проверка

    Слайд 15

    Взаимопроверка Проверочное слово Проверяемое слово криво кривые мех меховая диво удивление мёл метёт зелень зелёное

    Слайд 16

    Рефлексия Закончите предложение. Сегодня на уроке мне было. . . Сегодня я. . .



    Предварительный просмотр:

    КАРТОЧКА №1.

    «Травка  з.л.неет,  солнышко  бл.стит,  а  в  наших  кор.левских  л.сах распускаются в.сенние  цв.ты. Посему  всемилостивейше пов.леваем доставить к Новому году во дв.рец полную  корзину  подснежников.

    КАРТОЧКА №2.

    Карточка № 2

    Слова

    Ответы

    1

    2

    выс.чайшую

    о

    а

    по-кор.левски

    а

    о

    д.дим

    а

    о

    зол.та

    а

    о

    с.дой

    е

    и

    л.се

    е

    и

    к.тании

    о

    а

    КАРТОЧКА №3.

    Проверочное слово

    Проверяемое слово

    кр.вые

    м.ховая

    уд.вление

    м.тёт

    з.лёное

    Закончите предложение.        

    Сегодня на уроке мне было ________________________________________ ________________________________________________________________

    Сегодня я _______________________________________________________

    ________________________________________________________________

    ОТРЫВОК №1.

    «Того, кто исполнит нашу высочайшую волю,  мы наградим  по-королевски..."…"Мы дадим  ему столько  золота, сколько поместится в  его  корзине, пожалуем ему  бархатную шубу на седой лисе  и позволим  участвовать в нашем королевском  новогоднем катании».

    ОТРЫВОК №2.

    Все  светлее   и  светлее   становится  вокруг.  Красноватые   отблески

    перебегают  по  снегу,  по  ветвям. И  вдруг  перед  Падчерицей  открывается

    небольшая  круглая  поляна,  посреди которой  жарко  пылает высокий  костер. Вокруг  костра сидят люди,  кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать: трое  старых, трое  пожилых,  трое молодых, а последние трое  - совсем  еще юноши. Молодые  сидят у  самого  огня, старики -  поодаль. На двух стариках белые  длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем - белая шуба с черными полосами  и на шапке черная опушка. Один из пожилых - в золотисто красной, другой  - в ржаво-коричневой, третий - в бурой одежде. Остальные шестеро - в зеленых, разного  оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из юношей  поверх  зеленого кафтана шубка внакидку, у другого - шубка  на одном плече.  Падчерица останавливается между двух  елок и, не  решаясь  выйти  на поляну,  прислушивается к тому, о  чем говорят двенадцать братьев, сидящих у костра.

    ОТРЫВОК №3.

    В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается

    молоденькой травкой.  На  кочках под  деревьями  появляются голубые и  белые цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.

         - Что  же ты стоишь?  Торопись. Нам  с тобой всего  один часок братья мои

    подарили.

          - Да  как же все это  случилось? Неужто ради меня  весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.

          - Верь -  не верь,  а  беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.



    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок

    русский язык и литературное чтение

    ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    с использованием текста сказки

    С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

    Цель: закрепить умение писать без ошибок слова с безударными проверяемыми гласными и парными согласными в корне слова.

    Задачи:

    • закрепить умение применять правила написания слов с безударными гласными и парными согласными в корне слова;
    • закрепить умение «видеть» орфограмму;
    • развивать навык чтения;
    • развивать внимание, память;
    • развивать грамотную речь;
    • развивать навыки каллиграфического письма;
    • воспитывать любовь к русскому языку и литературному чтению.

    1. Организационный момент. Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку.
    2. -Что изображено на слайде? (Часы) Слайд №3

    -Что в них необычного? (Циферблат с названиями 12 месяцев).

    - Какая сказка сегодня поможет нам работать на уроке? («Двенадцать месяцев»). Слайд №4

    -Кто автор? (С.Я. Маршак) Слайд №5

        - С чем необычным вы встретились в начале сказки? (Звери  

       разговаривают…)

    - Значит, какая это сказка? (Волшебная)

    - Сколько времени показывают часы? (Январь почти наступил) Слайд №6

          - Какое сегодня число? (24 декабря)

    1. - Сколько дней осталось до января? (7 дней)

    - Прежде, чем записать число, проговорим по слогам орфографически.

    - Какая орфограмма в слове декабря? (Проверяемый гласный в корне слова. Проверочное слово декабрь).

    1. - Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Безударные проверяемые гласные в корне слова). Слайд №7. Запишите тему урока.
    2. Чистописание. Слайд №8

         - Прочитайте предложение. Определите букву, которую мы будем писать  

         на минутке чистописания: она  чаще других встречается в словах этого  

         предложения и обозначает гласный звук, обеспечивающий мягкость

         согласного. Какая это буква?

         Никем  не  потревоженный  снег  лежит волнистыми  сугробами,  

            покрывает деревья пушистыми  шапками.  (Это буква е) 

          - Что вы знаете об этой букве? (Может обозначать два звука, в

             безударном положении нужно проверять)

    1. Актуализация знаний.

    -Какие орфограммы встретились в этом предложении? (ЖИ пиши с и, парные согласные в корне слова, безударные гласные в корне слова, проверяемые

    ударением и непроверяемые). Почему ставится запятая? (Однородные члены предложения – сказуемые).

    -Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу.

    - Сделайте фонетический разбор слова деревья.

    1. Упражнения в написании слов с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

    - Возьмите карточку № 1. Прочитайте отрывок из сказки.

    - Кому принадлежат эти слова? Кому они адресованы? (маленькая королева своему учителю)

    - Проверим ваши догадки. Слайд №9

    -Скажите, какое правило будете использовать, чтобы не ошибиться при написании всех слов в предложении?

    -Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите устно проверочные слова.

    «Травка  з.л.неет,  солнышко  бл.стит,  а  в  наших  кор.левских  л.сах

    распускаются в.сенние  цв.ты. Посему  всемилостивейше пов.леваем доставить к Новому году во дв.рец полную  корзину  подснежников.

               - Найдите имена прилагательные. Сделайте разбор по составу слов (королевских, весенние, новому, полную)

    Фронтальная проверка. Разбор у доски _____________________.

    1. Гимнастика для глаз. Слайд №10

    Упражнение №2.

    - Найдите отрывок № 1. Прочитайте. Найдите слова с орфограммой №1.

    «Того, кто исполнит нашу высочайшую волю,  мы наградим  по-королевски..."…"Мы дадим  ему столько  золота, сколько поместится в  его  корзине, пожалуем ему  бархатную шубу на седой лисе  и позволим  участвовать в нашем королевском  новогоднем катании».

    Переверните текст, возьмите карточку №2. Выберите правильный ответ.

    - Проверим. Слайд №11. Взаимопроверка.

    Упражнение №3

    - Найдите отрывок № 2. Прочитайте.

    Все  светлее   и  светлее   становится  вокруг.  Красноватые   отблески

    перебегают  по  снегу,  по  ветвям. И  вдруг  перед  Падчерицей  открывается

    небольшая  круглая  поляна,  посреди которой  жарко  пылает высокий  костер.

    Вокруг  костра сидят люди,  кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать:

    трое  старых, трое  пожилых,  трое молодых, а последние трое  - совсем  еще

    юноши. Молодые  сидят у  самого  огня, старики -  поодаль. На двух стариках

    белые  длинные шубы, мохнатые белые шапки, на третьем - белая шуба с черными

    полосами  и на шапке черная опушка. Один из пожилых - в золотисто красной,

    другой  - в ржаво-коричневой, третий - в бурой одежде. Остальные шестеро -

    в зеленых, разного  оттенка кафтанах, расшитых цветными узорами. У одного из

    юношей  поверх  зеленого кафтана шубка внакидку, у другого - шубка  на одном

    плече.  Падчерица останавливается между двух  елок и, не  решаясь  выйти  на

    поляну,  прислушивается к тому, о  чем говорят двенадцать братьев, сидящих у

    костра. Слайд №12.

    - Какой это текст? (Текст – описание). Узнали ли вы, кто сидел у костра? (в белой шубе январь, в белой шубе с черными полосами – декабрь). Озаглавьте отрывок.

         

    - Прочитайте словосочетания. Слайд №13

       трое молодых

       становится светлее

       падчерица останавливается

       красноватые отблески   

    - Кто нашел ошибку? (Третья запись не является словосочетанием. Это простое, нераспространенное предложение.) Ошибка стирается с доски.

    -Запомните словосочетания. Убирается вторая часть. Слайд №14

    - Ориентируясь на первые слова, напишите вторую часть каждого словосочетания.

    1. Физминутка.

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише…

    А деревья выше, выше.

    - Назовите слова из физминутки, в которых есть орфограмма №1? (Лицо, закачалось, деревцо, деревья)

    1. Закрепление.

    - Прочитайте отрывок. Озаглавьте. Слайд №15.

    В лесу и на поляне все меняется. Тает последний снег. Земля покрывается

    молоденькой травкой.  На  кочках под  деревьями  появляются голубые и  белые

    цветы. Кругом каплет, течет, журчит. Падчерица стоит, оцепенев от удивления.

         - Что  же ты стоишь?  Торопись. Нам  с тобой всего  один часок братья мои

    подарили.

          - Да  как же все это  случилось? Неужто ради меня  весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.

          - Верь -  не верь,  а  беги скорей подснежники собирать. Не то вернется зима, а у тебя еще корзинка пустая.

    - О каких приметах весны говорится в отрывке?

    - Найдите предложение, которое соответствует схеме. Слайд №16.

     Проверим. Слайд №17.

    емля покрывается молоденькой травкой).

    -Есть ли здесь слова с безударной проверяемой гласной в корне?

    1. Мини-контроль. Работа по карточкам. Взаимопроверка.

    Проверочное слово

    Проверяемое слово

    криво

    кривые

    мех

    меховая

    диво

    удивление

    мёл

    метёт

    зелень

    зелёное

    - Взаимопроверка. Слайд №18

    1. Подведение итогов урока.

        - Над какой темой работали?

    - Как проверит безударный гласный в корне?

    1.  Рефлексия. Слайд №19)

                                                                            Г

    Закончите предложение.

    - Сегодня на уроке мне было …

    - Сегодня я ...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

    Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

    Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

    Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

    Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.

    Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...

    Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...

    урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

    Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова....