Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения
методическая разработка по русскому языку по теме

Романовская Светлана Васильевна

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_russkogo_yazyka.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование

информационно-коммуникативных технологий

в работе учителя начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения

На современном этапе перед школой стоит одна из важных задач – совершенствование существующих и внедрение новых образовательных технологий. Активное применение на уроках русского языка и литературного чтения нашли информационно-коммуникативные технологии.

Информационно-коммуникативные технологии я применяю в следующих случаях:

  1. Создание дидактических материалов: карточки, тестовые задания, диктанты, контрольные работы. Результат: повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке; увеличивается объем использования наглядности на уроке;  экономится время учителя при подготовке к уроку.
  2. Создание интерактивных компьютерных тестов с помощью тестовых оболочек. Результат: происходит оперативный контроль знаний, благодаря чему значительно экономится время учителя, повышается интерес обучающихся к предмету, создаются условия для индивидуальной работы, ученики приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. При выполнении такого теста ученик сам задает темп работы, сам отвечает на вопросы, сразу получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок.
  3. Использование ресурсов Интернета: электронные словари, энциклопедии, справочники, филологические сайты, толковые словари, сборники правил и нормативные документы, программы, методические разработки, научные статьи. Результат: происходит систематизация полученных знаний, сформировываются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, мотивация к учению.
  4. Создание мультимедийных презентаций для любого этапа урока. Результат: урок обогащается эмоционально, расширяется общий кругозор обучающихся, у них появляется  интерес к предмету познания, повышается производительность труда и учителя, и учеников на уроке. Учитель управляет темпом подачи материала, акцентирует внимание учеников на наиболее важных моментах, на повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях составляют конспект излагаемого материала, делают выписки. У обучающихся формируется учебно-информационные умения и навыки.

На уроках литературного чтения при чтении стихотворений использую различные аудио-фонограммы и иллюстрации картин русских художников, которые вызывают в душах маленьких слушателей бурю эмоций. Предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Эти записи они имеют возможность прослушать ещё раз  дома. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

На уроках русского языка аудио средства можно использовать при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами.

     Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому здесь помощь мультимедиаресурсов неоценима! На нашем ИП можно также посетить виртуальную картинную галерею, где представлены все художники и их бессмертные полотна.

   Так, на уроке русского языка при написании обучающего сочинения по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» детям была представлена презентация, из  которой они узнали интересные факты о художнике, его творчестве, истории создания картины, познакомились с репродукцией самой картины. Дети после просмотра презентации сказали, что у них возникло ощущение того, что нам удалось побродить по осеннему парку, насладиться теплым осенним деньком и шелестом опавшей листвы.

ИКТ применяю активно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу. Помогают компьютерные технологии и при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Неоспоримую помощь ИКТ оказывают при работе с документацией: составление календарно-тематического планирования,  сдача отчетности  и проведение мониторинговых мероприятий по русскому языку и литературе.

Использование ИКТ на уроках повышает эффективность обучения, интерес учеников к изучению предмета, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении, улучшает организацию урока, повышает качество контроля знаний обучающихся, расширяет объём предъявляемой учебной информации, обеспечивает отслеживание процесса и результата работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтенияС использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образованияОпределение информац...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа

Включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью....

Уроки русского языка и литературного чтения с использованием игровой технологии и ИКТ.

Представлены уроки русского языка и литературного чтения по УМК "Школа Росси" 3 класс. К конспекту урока по русскому языку предлагается презентация....

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...