Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения.
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Нуриева Регина Ралифовна

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования

Определение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Педагогическиезадачи:

  • обучение в сотрудничестве,
  • активизация познавательной деятельности,
  • осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода,
  • разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

Преимущества ИКТ на уроках русского языка позволяет

  • разнообразить формы работы, деятельность учащихся,
  • активизировать внимание,
  • повышает творческий потенциал личности.

Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения.

Целесообразность ИКТ

  • при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
  • закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
  • система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  • самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);
  • проведение интегрированных уроков по методу проектов

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему  способствует проектная технология.

  • Характеристика проектного обучения и типы проектов
  • Циклограмма работы над проектом

Использование тестовой технологии

В современной практике преподавания русского языка роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растет.

  • Преимущество тестов по сравнению с другими формами контроля:
  • все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения;
  • исключается субъективность учителя;
  • результаты тестирования поддаются статистической обработке.
  • Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.
  • Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Виды тестов

  • Задания свободного изложения
  • Задания на восстановление соответствия
  • Задания с множественным выбором
  • Задания с альтернативным типом ответа

ЭОРы в образовательном процессе, их преимущества В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. 

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

  • Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия.
  • Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  • Возможность дистанционного, полноценного обучения.

Успешно решать многие проблемы в обучении позволяет специальная архитектура ЭОР, определяемая как открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС).

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. ОМС открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов.

Вывод

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Приложения (из опыта работы)

1.Реализованный педагогический проект  «Осколки века минувшего»

( презентация в программе Power Point)

2.Контрольный тест в 5 классе (презентация в программе Power Point)

3.Выступление на областной конференции «Формирование знаний о МГП как одно из условий воспитания толерантности у подрастающего поколения»

(опыт использования УМК «Вокруг тебя – мир») (презентация в программе Power Point)

4.Репортаж о проведении природоохранной акции «Укрась живую ёлку» (2 место в конкурсе, проводимом заповедником «Воронинский») (презентация в программе Power Point)

5.Ученический проект «Боевой путь солдата» (презентация в программе Power Point)

6.«Со стихией – один на один» (изучение баллады Г.А.Бюргера «Песнь о благородном человеке», 6 кл.) (презентация в программе Power Point)

7. Примеры ОМС

8.Внеклассная работа. Игра «Великолепная семерка» (презентация в программе Power Point)

Информационные  ресурсы

  1. www.limu.com   - Интерактивный класс 
  2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  4. http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам
  5. http://fcior.edu.ru – сайт по ЭОРам
  6. teleschool.demo.metric.ru  - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU  
  7. www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования 

Определение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Педагогические    задачи:

  1. обучение в сотрудничестве,
  2. активизация познавательной деятельности,
  3. осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода,
  4. разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д.

Преимущества ИКТ на уроках русского языка позволяет

  1. разнообразить формы работы, деятельность учащихся,
  2. активизировать внимание,
  3. повышает творческий потенциал личности.

Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения.

Целесообразность ИКТ

  1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
  2. закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
  3. система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
  4. самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);
  5. проведение интегрированных уроков по методу проектов

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему  способствует проектная технология.

  1. Характеристика проектного обучения и типы проектов 
  2. Циклограмма работы над проектом

Использование тестовой технологии 

В современной практике преподавания русского языка роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растет.

  1. Преимущество тестов по сравнению с другими формами контроля:
  1. все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения;
  2. исключается субъективность учителя;
  3. результаты тестирования поддаются статистической обработке.
  4. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность.
  5. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль.

Виды тестов

  1. Задания свободного изложения
  2. Задания на восстановление соответствия
  3. Задания с множественным выбором
  4. Задания с альтернативным типом ответа

ЭОРы в образовательном процессе, их преимущества В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

В соответствии с мировым опытом на смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР. 

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

  1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия.
  2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  3. Возможность дистанционного, полноценного обучения.

Успешно решать многие проблемы в обучении позволяет специальная архитектура ЭОР, определяемая как открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС).

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения. ОМС открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов.

Вывод

Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

Приложения (из опыта работы)

1.Реализованный педагогический проект  «Осколки века минувшего»

( презентация в программе Power Point) 

2.Контрольный тест в 5 классе (презентация в программе Power Point) 

3.Выступление на областной конференции «Формирование знаний о МГП как одно из условий воспитания толерантности у подрастающего поколения»

(опыт использования УМК «Вокруг тебя – мир») (презентация в программе Power Point) 

4.Репортаж о проведении природоохранной акции «Укрась живую ёлку» (2 место в конкурсе, проводимом заповедником «Воронинский») (презентация в программе Power Point) 

5.Ученический проект «Боевой путь солдата» (презентация в программе Power Point)

6.«Со стихией – один на один» (изучение баллады Г.А.Бюргера «Песнь о благородном человеке», 6 кл.) (презентация в программе Power Point)

7. Примеры ОМС

8.Внеклассная работа. Игра «Великолепная семерка» (презентация в программе Power Point) 

Информационные  ресурсы

  1. www.limu.com   - Интерактивный класс 
  2. Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  4. http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам
  5. http://fcior.edu.ru – сайт по ЭОРам
  6. teleschool.demo.metric.ru  - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU  
  7. www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа

Включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью....

Уроки русского языка и литературного чтения с использованием игровой технологии и ИКТ.

Представлены уроки русского языка и литературного чтения по УМК "Школа Росси" 3 класс. К конспекту урока по русскому языку предлагается презентация....

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...