Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.odt30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс по теме:
« Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель мастер-класса:
представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
1.Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
2.Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: компьютерная презентация


«…Слово – самый тонкий и самый острый 
инструмент, которым мы, учителя, 
должны умело прикасаться 
к сердцам наших питомцев».
В.А.Сухомлинский
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
.Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития.
С первых дней обучения в школе провожу целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений:
в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.Ло-ло-ло - на улице тепло.Лу-лу-лу - стул стоит в углу.Оль-оль-оль - мы купим соль.Ра-ра-ра - начинается игра.

 Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу.
По мере развития навыка устных рассказов следует вводить письменные творческие работы — сочинения

 Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли  в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать умение общаться – необходимо каждому.

И чтобы всё это развить нам помогает устное народное творчество. И мне хочется рассказать об одном из направлений устного народного творчества, а именно о пословицах

Пословицы  живут в народной речи многие века. Они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события. Они являются правдивым отражением жизни народа, они глубоки и многогранны.

Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтактическое строение. За счёт этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребёнка, развивает грамматически правильную речь, её точность, полноту, эмоциональность, последовательность при изложении её смысла. Т.о., главное назначение пословиц в том, чтобы разговорной речи придать красочность, образность, усиление эмоциональной выразительности и наполнить

Систематическая работа над смыслом пословиц используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь ребёнка.

 Используя в своей речи пословицы учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Систематическая работа над смыслом пословиц , используя различные способы их анализа, позволяет развивать и обогащать речь ребёнка

Варианты применения пословиц  на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек.

В своей работе использую пословицы на уроках чтения (например, при анализе изучаемого произведения), русского языка (например, во время чистописания, при проведении словарной работы),  Считаю этот материал неисчерпаемым источником духовно-нравственного развития, становления личности младшего школьника. Из опыта знаю, что многим детям нравится знакомиться с устаревшими словами, разгадывать смысл пословиц и поговорок. Употребление в речи этих коротких, но метких выражений cпособствует обогащению словарного запаса детей, служит одновременно обучению детей элементам культурной, правильной русской речи в ее устной и письменной формах.

Считаю, что работа над пословицами  должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значительностью.

Все вы знаете много пословиц и поговорок, поэтому я приготовила для вас игру, в которой вы вспомните уже знакомые вам крылатые выражения, а так же познакомитесь с новыми.

 Работа в группах

1.Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь. 
Сам пропадай, а …. товарища выручай. 
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься. 
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. 
Сделал дело … гуляй смело. 
В гостях хорошо, ……а дома лучше.  
Готовь сани летом, …..а телегу зимой. 
Как аукнется, ….. так и откликнется. 
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. 
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

  1. «Назови пословицу по предмету».

Яблоко Время

Ложка Смех

Рыба 100 рублей

Перо Хлеб

  1. Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше. 
Старый друг лучше новых двух. 
Один за всех и все за одного. 
Обещанного три года ждут. 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

  1. Найди лишнюю пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Терпенье и труд все перетрут.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.

Не умел шить золотом, так бей молотом.

Сегодняшней работы назавтра не откладывай!

Кто не работает, тот не ест.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Не боги горшки обжигают.

За морем теплее, а у нас светлее.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Жить – Родине служить.

Человека лень не кормит, а здоровье только портит.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Дело мастера боится

Не бойся работы, пусть она тебя боится

Не спеши языком – торопись делом

Язык до Киева доведет

5«Распавшиеся пословицы».

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

6Найди конец!

Весна красна цветами, а два лучше.

Семь раз отмерь а осень снопами.

Красна птица пером, а человек – умом.

Ум хорошо, а при матери добро

При солнышке тепло, а один отрежь

7«Животные».

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. Командам нужно догадаться, о каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как ............(волк)

труслив, как (заяц)

изворотлив, как.......(уж)

нем, как ................(рыба)

упрям, как........... (осел)

болтлив, как.........(сорока)

хитер, как........... (лиса)

здоров, как...........(бык)

надут, как............... (индюк)

грязный, как.........(свинья)

мокрый, как........... (курица)

бегать, как (белка в колесе)

колючий, как........(еж)

работать , как (лошадь)


Рефлексия

Нашу встречу хочу закончить  притчей «Иди вперёд!».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав: — Иди вперёд, иди вперёд! Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.


Вот прошёл мой мастер-класс. 
Попрошу, коллеги, вас: 
Чтоб урок пошёл всем впрок, 
Подвести простой итог! 
Если мастер- класс полезен,
Или  просто интересен,
Поднимите синий шар!
Шар зелёный – непонятно
И приемы все невнятны!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем надувать!
А теперь шары подняли,
Всему залу показали!
В зале море, посмотри
Так итог мы подвели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтенияС использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образованияОпределение информац...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"...