Методические рекомендации на тему "Использование пословиц на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку

Бортникова Надежда Геннадьевна

Использование пословиц на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_poslovits_na_urokah_russkogo_yazyka_.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок

на уроках русского языка

и литературного чтения в начальной школе

 

Пословицы и поговорки используются в работе всеми учителями начальных классов. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности.

Пословицы и поговорки – краткие народные изречения с назидательным смыслом, народные афоризмы – позволяют оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку.

Но прежде чем начать работу с пословицами и поговорками, я продумываю, как объяснить  их значение, в каких ситуациях и случаях их применяют в речи, как можно составить с ними предложения, устно обыграть их, при необходимости записать в тетрадь.

Как работать над пословицей?

  • Прочитай пословицу, подумай, что она означает.
  • Объясни значение пословицы.
  • В каких случаях ее уместно применить? Когда и кому можно так сказать?
  • Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
  • Устно составь предложения, употребив пословицу.

Безударные гласные в корне слова

Если г...ворить, то до всего дог...воришься.

Липнет, как см...ла к ст..не.

Как оса, л...зет в гл...за.

Где счастье пл...дится, там и зав...сть р...дится.

Всякая с...сна в св...ем б...ру шумит.

На р...дной ст...ронке и камушек знаком.

Умен на сл...вах, да глуп на д...лах.

Без надобности не л...чись, зд...ровее будешь.

За общим ст...лом еда вкуснее.

Н...га споткнется, а г...л...ве достанется.

От радости старые м...л...деют, от печали м...л...дые худеют.

Зол...то позн...еся в ...гне, а ч...ловек в труде.

Не та с...бака кусает, что лает, а та, что м...лчит да хв...стом виляет.

От б...бра – б...бренок, от свиньи – п...росенок.

Держи гол...ву в хол...де, живот в гол...де, а ноги в т...пле.

Язык б...лтает, а гол...ва не знает.

Учился ч...тать да п...сать, а выучился петь да пл...сать.

Мороз да метели под февраль налетели.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Человек без родины, что соловей без песни.

Плотника не шуба греет, а топор.

Умный себя винит, глупый – товарища.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Конец – делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Где машины в ходу, там легче в страду.

Март с водой, апрель с травой.

На чужой стороне и весна не красна.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Парные звонкие и глухие согласные

Доброе слово человеку, как дож...ь в засуху.

Береги нос в большой моро...

В дороге хле... не помеха.

Был бы обе..., а ло...ка сыщется.

Гне... – плохой советчик.

Договор дороже деге...

Боярин шуту ра..., Да сним не выходит в ря...

Русский наро... в словах гор..., в делах твер...

Лицом хоро..., да душою не приго...

В чужой ло...ке всегда больше ры...ки.

Молодос...ь – птахой, старос...ь  - черепахой.

Не всякая нахо…ка – кла...

Ле...ка ноша на чужом плече.

Речи у него сла...ки, да кусают за пя...ки.

Чтобы ры...ку съесть , надо в воду лезть.

Из одной кле...ки, да не равны де...ки.

Сладок ме..., да не по две ло...ки в ро...

Хороша ка...ка, да мала ча...ка

Хорошего понемно...ку, сла...кого не досыта.

Ко...ке – игру...ка, мы...ке – сле...ки.

Кривая яблоня, да яблоки сла...ки.

Одному вер..ки, другому коре..ки.

По Ива...ке и руба...ка.

Быль за ска...кой не угонится.

Сядем ря...ком, да поговорим ла...ком.

Скоро ска...ка сказывается, да не скоро дело делается.

На чужой сторону...ке рад своей ворону...ке.

Один с со...кой, семеро с ло...кой.

Голосиста пта...ка, да грязна руба...ка.

Не в бро...ь, а в гла... .

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шуба греет, а хлеб.

Много снега - много хлеба (с проверочными словами)

Зеленый наряд радует взгляд.

Где труд, там и радость.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Правописание приставок и предлогов

Поклоном поясницы не переломишь.

С деньгами мил, без денег постыл.

И в хвост, и в гриву.

Как с неба свалился.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

Словарные слова

Каково начало, таков и конец.

Чистую посуду легко и полоскать.

На одной неделе семь пятниц.

Видом сокол, а голосом ворона.

Пусти козла в огород.

Непроизносимые согласные в корне слова

Осторожность – мать безопасности.

Худо лето, когда солнца нету.

Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.

Рукам работа – душе праздник.

В ком нужда, того знаем как чествовать.

Правописание ЧК, ЧН

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Клюет птичка, да и сыто живет.

Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.

Не обещай бычка, а отдай чашку молочка.

Жердочка тонка, да козочка прытка.

Всякому встречному и поперечному.

Не петь бы рано пташечке, не съела б кошечка.

Не с глаголами.

Скажешь - не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

Что напишешь пером, то не вырубишь и топором.

Не зная броду – не суйся в воду.

Не думай, как зайти, а думай, как выйти.

Не шути с огнем – обгоришь.

Не зарься на чужое, свое береги!

Со всего свету не собрать цвету.

Тяжело нагребешь, домой не донесешь.

Вперед не суйся, позади не оставайся!

Не продавай шкуры, не убив медведя.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

Не учи хромого ковылять.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Правописание глагольных окончаний во 2-м лице

Подальше положишь – поближе возьмешь.

Что припасешь, то и возьмешь.

Умом не раскинешь, пальцами не растычешь.

Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.

Чужим добром не разживешься.

Не солнце, всех не обогреешь.

Копнешь, так и найдешь: тот и сыщет, кто ищет.

Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах

Жмется, мнется, переминается, что-то он пожимается.

Не всякая песня до конца допевается.

На век протянется, на всякого достанется.

Не трудиться, так и хлеб не родится.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

Правописание буквы Ь

Мороз не велик, да стоять не велит.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Утром не встал – потерял день, в детстве не научился – потерял жизнь.

Не учись разрушать, а учись строить.

Мало хотеть, надо уметь.

Правописание разделительного Ь

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Терпенье и труд все перетрут.

Ученье – путь к уменью.

Ученье требует терпенья.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Широко использую пословицы и поговорки на уроках чтения

Тематическая подборка

О Родине

Родная сторона – матушка, чужая сторона – мачеха.

Всякому мила своя сторона.

Жить – родине служить.

Родина – мать, умей за нее постоять.

С родной земли – умри, не сходи.

Береги землю родную, как мать любимую.

Человек без родины, что соловей без песни.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

О дружбе

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай, а товарища выручай.

Кто зазнается, тот без друзей остается.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Умный себя винит, а глупый товарища.

О семье

Согласную семью и горе не берет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

При солнышке тепло, при матери – добро.

Материнская ласка конца не знает.

На свете все сыщешь, кроме отца с матерью.

О добре

Мир не без добрых людей.

Доброе век не забудется.

На чужое горе не радуйся.

Как аукнется, так и откликнется.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые дела дороже богатства.

По заслугам и честь.

Чужим добром не построишь дом.

О смелости и трусости

У страха глаза велики.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Трус собственной тени боится.

Бежит, словно под ним земля горит.

О правде и лжи

Правда дороже золота.

Правда что шило – в мешке не утаишь.

Честный правды не боится.

Раз солгал, навеки лгуном стал.

На воре шапка горит.

Солжешь сегодня, не поверят и завтра.

Об учении

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Без муки нет и науки.

По верхам хватать, свой ум потерять.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

От знаний уйдешь – в хвосте пойдешь.

Век живи, век учись.

Мир освещается солнцем, а человек знаниями.

Не говори, что учился, а говори, что узнал.

Не гордись званием, а гордись знанием.

Не стыдно узнать, а стыдно не научиться.

Повторение – мать учения.

С книгой жить, век не тужить.

Умный любит учиться, глупый учить.

Ученье – лучшее богатство.

Учиться никогда не поздно.

        Не всегда говори, что знаешь, а всегда знай, что говоришь

        Что умеешь – не забывай, а что не умеешь – тому учись.

Разговор – серебро, а молчание – золото.

Большому уму и в маленькой голове не тесно.

Больше знай, да меньше болтай.

О труде

ПО труду и честь воздается.

Поработаешь до пота, так и поешь в охоту.

Встань пораньше – шагаешь подальше.

Кончил дело – гуляй смело.

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

На чужой каравай рта не разевай, пораньше вставай, да свой припасай.

Под лежачий камень вода не течет.

Глаза боятся, руки делают.

Одна мучка, да не одни ручки.

Один блин, да и то комом.

Решетом воды не наносить.

На ловца и зверь бежит.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Безделье – мать всех пороков.

Белые ручки чужой труд любят.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Кто не работает, тот не ест.

Кудри завивай, да про дело не забывай.

НЕ та забота, когда работа, а та забота, когда ее нет.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

Хорошо трудиться, хлеб уродится.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Летом без дела сидеть, зимой хлеба не иметь.

Терпение и труд все перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Человек от лени стареет, а от работы здоровеет.

Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого.

Больше верь делам, чем словам.

Житейский опыт

Гордость – глупости сосед.

Дешево покупать – деньги терять.

Скупой два раза платит.

Жадному все мало.

За большим погонишься и малое потеряешь.

Здоровье дороже денег.

Краткость сестра таланта.

Кто голову теряет, тот в дураках бывает.

Кто гордится, тот никуда не годится.

Лучше оставаться незамеченным, чем выскочкой.

На свой ум надейся, а с чужим советуйся.

Не хвали сам себя, есть и лучше тебя.

То заслугам и честь.

Свяжись с дураком, сам дураком станешь.

Скромность возвышает заслуги.

Сила молчит, слабость кричит.

Скромность всякому к лицу.

Слушай больше, говори меньше.

Слушай добрых людей, на правду наведут.

Сначала думай, а потом делай.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

О природе

Апрель с водой, май с травой.

Весной сутки мочит, час сушит.

Вьюги и метели под февраль налетели.

Глубже пахать, больше хлеба ждать.

Весной день прозевал, урожай потерял.

Не хвались травой, а хвались сеном.

Растения

Красна ягода, да на вкус горька.

Всякому овощу свое время.

Хрен редьки не слаще.

Бобы не грибы, не посеешь, не взойдут.

Грибов ищут, по лесу рыщут.

Был бы сад, соловьи прилетят.

Всякая сосна в своем бору шумит.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

Один цветок весны не приносит.

От одного гнилого яблока целый воз загнивает.

Розы без шипов не бывают.

У каждого плода свои семена.

Сажай хлеб в поле, будет хлеб доле.

Одна искра целый лес сжигает.

Виды работ с пословицами и поговорками:

2 класс

1. Составьте из слов пословицу, объясните ее смысл и определите тему урока:

Учиться, пригодится, смолоду, навек.

2. Из пословиц выберите ту, которая относится к теме «Родина»:

Где терпенье, там и уменье.

Всякому мила своя сторона.

3. Прочитайте пословицы, объясните их смысл и определите тему:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Один за всех, все за одного.

4. Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц:

Кто любит пруд – того люди чтут.

С детства не намучаешься, всю жизнь научишься.

У работящего в руках тело спорится.

5. Вспомните начало пословиц, определите их тему:

________________ , а товарища выручай.

________________ , там и уменье.

________________ ,умей за нее постоять.

6. Подумай те, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию: «Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна  человека родная мать – одна у него и родина».

Жить – родине служить.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Всякому мила своя сторона.

7. Выбери из пословиц ту, которая больше подходит к стихотворению.

Если хочешь пить, то колодец копай.

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

                                                              В. Берестов

Нет друга-  ищи, а нашел – береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

8. Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл:

Без труда не вытащишь                   дело огнем горит.

В умелых руках                                  так и не будет скуки.

Не сиди сложа руки                         и рыбку из пруда.

9. Вспомните и назовите три пословицы к теме «Учение».

3 класс

1. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Где ум, там и толк», и объясните ее смысл.

Любишь брать, люби и отдавать.

Как поживешь, так и прослывешь.

Чужим умом жить – добра не нажить.

2. Выбери пословицу, относящуюся к теме: «Век живи – век учись», и объясните ее смысл.

Хорошие дети отцу и матери утешенье.

Рука победит одного, знания поборют тысячи.

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

3. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «За правое дело стой смело», и объясните ее смысл.

Правда в воде не горит и в воде не тонет.

Ешь, пей, да дело разумей.

Лучше позже, чем никогда.

4. . Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Нет худа без добра», и объясните ее смысл.

Кто сам плут, тот другим не верит.

Перестань о том тужить, чему нельзя пособить.

Иное зло и терпеньем одолеть можно.

5.  Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Доброе дело навек», и объясните ее смысл.

Доброе дело само себя хвалит.

Бежит, словно под ним земля горит.

В лихости нет ни проку, ни зависти.

6. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Жадность – покою лютый враг», и объясните ее смысл.

Гнева не пугайся, а ласку не пугай.

Берут завитки на чужие пожитки.

7. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Любовь правдой крепка», и объясните ее смысл.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

И мудрому человеку совесть требуется.

8. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Всему свое время», и объясните ее смысл.

Берегите платье снову, а честь смолоду.

Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Повторенье – мать учения.

9. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «На что и клад, коли в семье лад», и объясните ее смысл.

Согласную семью и горе не берет.

После дела гуляй смело.

10. . Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Один за всех – все за одного», и объясните ее смысл.

По  прутику всю метлу переломать можно.

Кулаком победишь одного, а умом тысячи.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

11. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «За родной край и жизнь отдай», и объясните ее смысл.

Нет такого дружка, чем родная матушка.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

12. Выберите пословицу, относящуюся к теме: «Что посеешь, то и пожнешь», и объясните ее смысл.

Старый ворон не каркнет даром.

Пчела мала и та работает.

На добрый привет и добрый ответ.

4 класс

1. Составь мини- рассказ по пословице:

Береги землю родную, как мать любимую.

Старый друг лучше новых двух.

Друзья познаются в беде.

Дракою прав не будешь.

Хорошо в гостях, а дома лучше.

Не смейся над старым, и сам будешь стар.

Мир не без добрых людей.

Вранье не введет в добро.

Наскоро делать – переделывать.

2. Данные пословицы раздели на две группы: назидательные и ироничные:

Век живи, век учись.

Не грози рыбе морем.

От доброго слова язык не отсохнет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто за правду горой, тот истинный герой.

Легко чужими руками жар в печи загребать.

Не место красит человека, а человек место.

3. Назови автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык:

А воз и ныне там.

А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

Вперед чужой беде не смейся, голубок.

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка в 3 классе"

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...

Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе

Данная  работа  может быть  интересна  педагогам   начальной  школы, работающим  по  любой образовательной  программе  или системе. Материал...

Методическая тема.Использование элементов фольклора на уроках русского языка и литературного чтения.

Этот материал поможет разнообразить уроки русского языка и литературного чтения....

Доклад для методического объединения "Достижение метапредметных результатов через уроки русского языка"

Перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены ФГОС нового поколения. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. Под метапредметными результатам...

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Работа с пословицами на уроках русского языка

Работа с пословицами на уроках русского языка помогает активизировать внимание учащихся, поддерживать познавательный интерес на протяжении всего процесса обучения, увеличить активный словарный запас у...