Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"
статья по русскому языку на тему

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Участвуя в театрализованной деятельности дети преодолевают в себе робость, неуверенность, застенчивость.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста» всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и.т.д.). Театрализованная деятельность также помогает создавать условия для двигательной активности детей. Это разнообразные физкультминутки, упражнения на развитие детской пластики, ритмические минутки (логоритмика). В них раскрывается содержание двигательно-оздоровительных моментов, которые решаются средствами драматизации-жестами, мимикой, движениями.

Таким образом театрализованное занятие помогает всесторонне, развивать личность ребенка и поэтому я своей работе отвела большое место этой теме.

Работу я начала сразу со второй младшей группы. С первых дней посещения детьми группы, в период адаптации, я выбрала себе в помощники двух любимых детских персонажей: Хрюшу и Степашку. Эти куклы находились в группе в течение всего дня. От их имени я познакомила их с группой. Небольшие сценки с этими куклами помогали детям в овладении культурно – гигиеническими навыками. С помощью кукол я показала детям как надо умываться после сна, мыть руки после туалета, прогулки, после каждого приема пищи полоскать рот кипяченой водой. Когда дети просыпались эти куклы помогали мне проводить оздоровительные мероприятия: гимнастика после сна, ходьба по массажным коврикам, дыхательная гимнастика, полоскание горла, индивидуальная беседа о самочувствии и здоровья.

В октябре, после того, как дети уже адаптировались я познакомила детей с уголком ряженья. В этом возрасте не все дети умеют одеваться и поэтому я предложила им простые костюмы на липучках (юбки, воротники, бусы, шапочки животных).

Наблюдая за детьми я заметила, что в играх они непроизвольно перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных.

Однако развить и обыграть сюжет они не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, но не раскрывая особенности поведения. По этому было важно научить детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу. При изображении повадок животных я старалась повышать двигательную активность детей Например в играх «Волк и зайцы», «Наседка и цыплята» я побуждала детей к показу, как птички клюют зернышки, весело прыгают зайчики, как держат лапки, как ходит волк. При выполнении игровых действий я постоянно напоминала детям о дыхании. Для этого я предлагала выполнить несложные упражнения на дыхание. Например: «Зайка прыгал и устал, зайка носиком дышал».

На занятиях и в повседневной жизни разыгрывала сценки с куклами, организовывала игры на темы малых литературных произведений ("Игрушки" А. Барто, потешки). Сначала я сама читала детям литературные произведения, подражая действиям героев, а затем предлагала детям игрушки. Такое обыгрывание постепенно подвело их к театральным играм.

Большое место в театрализованной деятельности я отвела кукольному театру. Уже во второй младшей группе дети самостоятельно пытаются участвовать в кукольном спектакле. Это стремление я старалась поддерживать и развивать. Для этой цели подойдет пальчиковый театр и театр кукол на столе. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышам лучше управлять движениями собственных пальцев, укрепляют моторику рук. Для этой цели я сделала подборку "Пальчиковая гимнастика".

В средней группе я перешла к более сложному театру. Познакомила детей с театральной ширмой и с куклами - би-ба-бо. У детей еще не очень развиты руки, им еще трудно обращаться с верховыми куклами. Но они видели ,как я руковожу этими куклами на занятии и у детей возникало желание самим управлять ими. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

В старших группах ребята уже сами играли в кукольный театр, импровизировали, повторяли в игре уже знакомые им произведения. Дети полюбили театрализованных кукол, научились ими пользоваться.

На занятиях по развитию речи мы сочинили вместе с детьми сказку " Аленушка и Баба - яга". В эту сказку включили тех героев, куклы которых у нас были в театральном уголке. При распределении ролей я пользовалась таким приемом, как выбор роли по желанию. Но , чтобы остальные дети тоже участвовали в представлении я им предложила роль зрителей. На занятиях аппликацией мы сделали красивые билеты, выбрали билетера. Я постаралась создать такую обстановку , чтобы дети почувствовали, что они попали в настоящий театр. Потом мы этот спектакль показали младшим дошкольникам. При показе сказки я включила как можно больше двигательных моментов (артисты переходили мостик, держа равновесие; перескакивали с кочки на кочку; шли по дремучему лесу, перелезая через препятствия и т.д. ). Также включила упражнения на дыхание (подул ветер, раздули угольки в печке, понюхали цветочки на полянке и т.д.). Кроме статических дыхательных упражнений старалась больше использовать динамические упражнения, которые способствуют формированию навыков рационального сочетания дыхания сдвижением.

Очень часто к нам в детский сад приезжают артисты с кукольными спектаклями. После представления я всегда подводила детей к артистам, показывала им куклы. Особенно детям нравились тростевые куклы.

Постепенно мы пришли к тому, чтобы самим поставить спектакль.

Создание спектакля с детьми очень увлекательное занятие. Выбирая материал для инсценировки я отталкивалась от возрастных возможностей, знаний и умений детей. Для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения были подобраны специальные упражнения ( дружные пальчики, ножницы, маленький мизинчик, улитка и т.д.). В спектакле я старалась задействовать всех детей. Сценарий я составляла так, чтобы каждый ребенок получил роль, пусть даже без слов. Роли учили поэтапно .сначала этюдами, а потом всей группой и поэтому если даже кто-то из детей заболевал, то у нас всегда был дублер. В подготовке к спектаклям большую роль сыграли занятия ритмопластикой. Опираясь на книгу Э. Г. Чуриловой "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников", я сделала подборку упражнений для развития двигательных способностей детей, пластической выразительности. Подобрала к этим упражнениям музыкальные произведения . После этих занятий я заметила, что дети стали более гибкими, ловкими, острее стали чувствовать музыку, соотносить ее с движениями.

Помимо утренников, где в каждом сценарии были разыграны сказки или сценки, мы с детьми подготовили спектакли сказок" Сорокабелобока"," Волк и семеро козлят", " Красная шапочка". Подготовила инсценировку по правилам дорожного движения" Путешествие в страну Светофорию". Эти спектакли в течение года показывали детям других групп и родителям. Родители оказывали большую помощь в подготовке спектаклей. Помогали в изготовлении костюмов, декораций. Помимо этого родители принимали участие в изготовлении кукол для кукольного театра. Для чего я провела семинар - практикум " Способы изготовления кукол".

В разделе" Театрализованная деятельность" я отвела место работе по ознакомлению детей с фольклором. В частности, помимо бесед уже на протяжении двух лет я провожу праздники масленицы. Для этого я составила сценарий, разучила вместе с детьми стихи, песни, слова и правила народных игр. В разучивании песен помощь оказал музыкальный руководитель. И опять не обошлось без помощи родителей. Они сделали чучело" Масленицы ", испекли блины, помогли организовать чай. Праздник получился веселым, красочным. Особенно детям понравилось сжигание чучела. Важно отметить, что праздник проводится на открытом воздухе , что благоприятно сказывается на здоровье детей. Также в планах у меня стоит помимо масленицы подготовка таких народных праздников, как Рождество и Пасха.

Еще я хочу отметить такой вид деятельности, как занятия ,которые я провожу так, чтобы в каждом занятии присутствовал элемент театрализованной игры. В папке я представляю конспекты занятий с элементами театрализованной деятельности для каждого возраста и по разным видам занятий.

В каждое занятие я старалась включить физкультминутки, дыхательную гимнастику, упражнения на развитие двигательной активности.

В заключение можно сказать ,что моя работа дала хорошие результаты. Дети стали более раскрепощенными, появилась самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий. Они используют в самостоятельной деятельности те знания и умения, которые они приобрели в результате занятий театрализованной деятельностью. Дети стали меньше болеть, стали более выносливыми, ловкими, улучшилась координация движения, повысилась двигательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...

виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения

доклад на тему "Виды творческих работ на уроках русского языка и литературного чтения", предназначенный для учителей начальных классов...

Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....