Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".
учебно-методический материал по теме

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обучение построению предложений, текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_rechi.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию

на тему
«Развитие речи на уроках русского языка и чтения в начальной школе».

Учитель: Степаненко В. И.

Учебный год: 2011 - 2012

Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной речи учащихся. От успешного решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте и проводится систематически на уроках чтения, грамматики и правописания в продолжение  всех четырёх лет обучения.

Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).  

Цель занятий - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках, содействовать развитию речи детей, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес  к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Для уроков по развитию речи подбираю материал для активизации мыслительной деятельности, дети выполняют задания проблемно-поискового и творческого характера, выполняют занимательные задания. Провожу нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-инсценировка, устные журналы, викторины, ученики выполняют проектные работы с последующим выступлением перед классом. Дети выполняют творческие работы: сочинения на заданную тему, оформленные книгой, составление книжки-малютки «Загадки».

Предваряя написание сочинения о природе, дети ведут наблюдения, записывают свои впечатления на страницах тетради по чтению «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», выписывают поэтические строчки описания времён года писателей и поэтов. Учащиеся выступают перед классом, читая свои записи, активно включается в обсуждение весь класс. Ребята с удовольствием готовят устные рассказы о своих домашних животных («Мой маленький друг»), о дружбе, доброте («Добро в твоём сердце»), о профессиях («Кем я хочу стать») и т.д.

Готовясь к урокам внеклассного чтения, учащиеся расширяют свой кругозор чтением дополнительной литературы. Составляют устные и письменные рецензии на прочитанную книгу по заданному плану.

Творческие работы устного и письменного характера способствуют формированию у младших школьников умения работать в коллективе, общаться со своими сверстниками, стремления хорошо учиться, выполнять полезные дела.

В результате целенаправленной работы по развитию речи у учащихся:

  1. более прочно и сознательно усваивается изученное на уроке, развивается речь, повышается уровень языкового  развития, воспитывается познавательный интерес к родному языку.
  2. повышается обучаемость, интерес к чтению, улучшается внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», «рассуждать».
  3. развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.                         ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Статья. Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Развитие речи учащихся- одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогом....

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»

Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....