Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Михайлова Светлана Александровна

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.

Особое внимание уделила двум этапам урока:

- этап постановки проблемы;

- этап построения проекта выхода из затруднения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема. Слова  со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.

 Цель: формировать  представление о синонимах, расширять словарный запас учащихся.  

         Задачи:

- находить синонимы в тексте;

- отличать синонимы от однокоренных слов и омонимов;

- развивать речь учащихся;

- воспитывать уважительное  отношение  друг к другу.

       Формирование УУД:

Личностные УУД:

-адекватная мотивация учебной деятельности.

       Метапредметные:

Регулятивные:

-обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально – положительный настрой на уроке, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные:

- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

- выделение познавательной цели;

- выстраивать логически универсальные действия;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно;

- построение логической цепи рассуждения;

- доказательство.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли полно и точно.

- формировать умение, строить доказательное высказывание.

     

 Тип урока: «открытия» нового знания.

      Формы работы:

- фронтальная работа;

- работа в парах.

Используемые учебники и учебные пособия.

Русский язык: 2 класс: Учебник, В 2 ч./Н.А.Чуракова.

Рабочая тетрадь.

      Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, экран, фигуры - человечков «Смешарики».

Дидактическая  структура урока

Содержание урока

Деятельность учеников

Формирование

УУД

Электронные

ресурсы

Поставленная цель каждого этапа

1.Этап     мотивации    учебной  деятельности.


Учитель:

- Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Садитесь.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в нашей жизни так часты чудеса.

Секреты русского языка, ребята,

Узнаем мы всего за полчаса.



Повернулись и улыбнулись друг другу.

Личностные:

-адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные:

-обеспечение учащимся организации

их учебной деятельности;

- эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Слайд № 1

Проверить готовность обучаю-

щихся, их настрой  на работу.

2. Этап актуализации.

Звучит музыка. На слайде появляются Смешарики.

Учитель:

- Наши герои - Нюша - Крош гуляли по Волшебному лесу.

-Между ними возник спор. 

- Нюша утверждает, что кисть-это гроздь винограда, а Кроша доказывает, что слово кисть означает  руку человека.

- Какие значения имеет слово кисть?

- Кто из Смешариков прав и почему?

1. Минутка чистописания.

- Напишите слово кисть и одно его значение.

















Ожидаемый результат:

- Кисть-веточка рябины; инструмент,

которым рисуют.

- Правы оба. Это слова омонимы.

Познавательные:

-  выстраивать логические

универсальные

действия.


Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли полно и точно.

Слайд № 2, 3

Актуализи-

ровать требо-

вания

к ученику со стороны

учебной деятельности;

- создание

условий

для возник-

новения

у учеников внутренней потребности

включения

 в учебную

деятельность.


3.Постановка    проблемы.

Слайд 4

Учитель:

-Вдруг внезапно зима пришла,

- Снег и вьюгу принесла.

- Наши герои-Крош и Нюша  неожиданно оказались в Волшебном Зимнем лесу.

- «Ой, Крош, как  закружились  снежинки в воздухе!»-слышится голос Нюши.

- «Нюша, это метель»- произносит Крош.

 Учитель:

Слайд 5

-Ребята, какие слова со сходным значением можно подобрать, чтобы описать зимнюю непогоду к слову закружила?

Учитель:

-Как называются эти слова?

- Ребята, как произносятся и пишутся эти слова?

Слайд 6

- Определите тему нашего урока.

-А могут ли быть слова похожие по значению, называющие название предметов?

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться за помощью к Толковому словарю.






















Ожидаемый результат:

- Замела, завертела,

завьюжила.

Ожидаемый результат:

- Это слова названия действия

предметов.

-Произносятся и пишутся эти слова по-разному.

Ожидаемый результат:

- Слова со сходным

значением, которые

по-разному звучат и пишутся.

Познавательные:

- умение  строить

речевое высказывание

в устной форме;

-выделение познавательной цели.


Коммуникативные:

- формировать умение, строить доказательное высказывание.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того что ещё неизвестно



Слайд №  4, 5, 6.

Создать

проблем-

ную ситуацию.


Подведе-

ние детей

к форму-

лированию

 темы    и постанов-

ке задач

урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Слайд 7

Учитель:

-Ребята, пришла СМС на мой телефон от Кроша и Нюши.

Учитель читает текст.

- Ребята, помогите нам.

Мы очень замёрзли в Зимнем лесу. Но для этого вам надо выполнить сложное задание.

1. Работа

по Толковому словарю.

Откройте учебник на стр. 116. Прочитайте

задание.

 - Ребята, какова цель нашего задания?

Слайд 8

- Найдите в словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове на  стр. 98.



- Найдите  слово, близкое по значению к слову «азбука» в Толковом словаре.


- Какое следующее задание вы можете выполнить?



2. Работа в парах.

- Запишите  слова парами.

Слайд 9

-Проверьте  по образцу.

- Можно ли назвать такие слова родственными?

 - И почему?

- Ребята, мы познакомимся

 с новым словом- синонимы.

- Сделайте свой вывод.

- Что же такое синонимы?

-Зачем в русском языке нужны слова, имеющие один и тот же смысл?

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Слайд 10

-Ой, поступил сигнал

от Кроша и Нюши.

Они выбираются из Волшебного Зимнего леса.



















Ожидаемый результат:

- Научиться подбирать слова близкие по

смыслу.

Ожидаемый результат:

-Азбука - буквы какого - либо языка, расположенные в определённом порядке. Книга для обучения грамоте.


-  Это букварь.


- Найти слова близкие по смыслу

 к словам: боец, страж, смелый.

 





- Слова, близкие по смыслу, не являются родственными,  так как не имеют общей части.



- Синонимы- это слова близкие по смыслу.



-Разнообразить нашу речь, сделать богаче, образнее.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждения;

- доказательство.

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.


Слайд №  7, 8, 9, 10.

Обеспечить восприятие, осмысление и  

первичное

запомина-

ние знаний, способов действий,

связей и отношений в  

в  объекте изучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

Конспект урока по русскому языку для учителей начальной школы в рамках недели русского языка по теме "Правописание безударных окончаний глаголов" ( 4 класс)

На уроке  развиваются умения обосновывать написание безударных окончаний  глаголов, совершенствуются  умения распознавать спряжение глагола  по суффиксу неопределенной формы, прове...

Урок с применением технологии системно- деятельностного подхода и ИКТ. Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века")

Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные.Рассказывают самостоятельно или с опорой на схемуОсуществляют самооценку собственной учебной деятельности.(Тетради, тесты и таблицы сда...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...