Главные вкладки

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Насипова Гузель Шайхетдиновна

    Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc61.5 КБ
    Файл prezentatsiya.pptx138.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс)

    Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

    Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму.

    Задачи:

    -активизировать знания учащихся о предложении;

    -расширить информацию о роли в предложении главных членов;

    -уточнить, какие члены предложения называются главными;

    -закрепить умение находить в предложении главные члены;

    Планируемые результаты:

    предметные:

    обучающиеся научатся различать и находить  главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;  

    метапредметные  (УУД):

    личностные:

    формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;

    познавательные: 

    пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить  ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

    аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;  сравнивать, делать выводы;

    регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;

    коммуникативные:

    выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной и парной деятельности под руководством учителя).

    Оборудование:  компьютер,   проектор, презентация, карточки с  заданиями, дидактический материал для самостоятельной работы и для парной работы, учебник « Русский язык»-3 класс, авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова

    1. Орг. момент

    Присаживайтесь. Подарите улыбку  друг другу

    -  Давайте проверим, как вы сидите:

            Руки! На месте,

            Ноги! На месте,

            Логти! У края.

            Спинка! Прямая!

    II. Психологический настрой детей на урок.

    1.  - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

    -Чему мы учимся на уроках русского языка?

    *грамотно писать

    *обогащаем свою речь

    *учимся применять свои знания на практике

    *знакомимся с тем, как устроен наш язык

    - Для чего мы этому учимся?

    Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит культурными.

    - «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

    - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

    1. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

          Я хороший,

          Я всё знаю,

          Я всё умею,

          Я буду стараться,

          У меня всё получится.

     - Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с устройством русского языка и применить свои знания на практике.

    III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

     1. Слайд №1

    - Откройте тетради и запишите число.

    - А там, где будет тема урока,  пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?

    Дети: Мы должны сами определить тему.

    Дети записывают число.

    2. Слайд №2

    Тест-игра «Угадай правильный ответ».

    Учитель: Я читаю предложение, вы если соглашаетесь с данным утверждением, то ставите рядом +, если не согласны, то ставите -.

    «-» 1) Речь бывает устная, печатная, письменная.

    «+» 2) В конце предложения ставится точка,! или?

    «+» 3) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

    «-» 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным.

    «+» 5) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

    Самопроверка: 1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 +. (с доски)

    Слайд 3.  

    - А теперь оцените свою работу (оценка ставится ручкой на полях).

    IV. Постановка проблемы.

    - Как вы думаете, всегда ли можно из заданных слов составить предложения?

    Работа в парах.

    Учитель: Вспоминаем правила успешной работы в парах.

    1. Уметь договариваться с соседом по парте.

    2. Работать тихо, не мешать остальным.

    3. Помогать друг другу.

    Слайд 4

    - Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

    1. Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.
    2. Мальчики, снежки, в .
    3. Кошка, нос, моет, снегом.

    Слайд 5-6.

    Ответы детей: Мы записали только одно предложение: Кошка снегом моет нос, потому что в нём выражена законченная мысль. В 1 группе слов непонятно о ком говорится, значит,  мысль незакончена. Во 2 группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена.

    Проблемный вопрос:

    -  Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

    • Девочка  легко  съехала с горы на   лыжах.
    • Мальчики  играют в снежки.

    - - Почему  без вставленных слов не получались предложения?

    Слайд 7.

    Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

    Проблемный вопрос:

    -  Сколько их? Чем они отличаются?

    - Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

    - Оцените на полях свою работу на данном этапе урока.

    - Можем мы сформулировать тему  и цели урока?

    V. Постановка цели урока:

    -Правильно, на уроке уточним, какие члены предложения  главные; расширим информацию о главных членах предложения;  

    составим алгоритм нахождения главных членов;  

    будем упражняться в нахождении главных членов предложения.

    Слайд 8.

    Запишите тему урока в тетрадь.

    VI. Физминутка.

    Слайд 9-10.

    VII. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

    а) - Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

    - Какое  второе  название  есть  у  главных  членов? (Грамматическая  основа.)

    -  Что относится к главным членам предложения? (Подлежащее и сказуемое)

    - Что такое подлежащее? (Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? или что?)

    -   Как подчеркивается? (Одной чертой)

    - Что такое сказуемое? ( Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? что сделает?)

    -   Как подчеркивается? (Двумя чертами)

    -   Что главнее: подлежащее или сказуемое? (Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.)

    Слайд 11.

    б) Составление алгоритма. 

    - Как вы будете определять главные члены? Составим алгоритм.

    Слайд 12.

    Как  находить  подлежащее  и  сказуемое, то  есть  грамматическую  основу  предложения

    VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    -  Попрактикуемся в определении главных членов предложения.  КАРТОЧКИ

    - Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.

    IX. ФИЗМИНУТКА "Найди сказуемое"

      Заяц (прыгает)                Медведь (топает)                  Птицы (летают)

      Рыбы (плавают)              Скороход (бежит)                   Лягушка (скачет)

      Лентяй (подтягивается)        Спортсмен (делают разные движения)

    XII. Итог урока. Слайд 13-15.

    Дополните предложения.  Сегодня мы выяснили, что…

    * главные члены предложения занимают разное место в предложении; последовательность различная;

    *  число у подлежащего и сказуемого одинаковое;

    *  сказуемыми могут быть глаголы в разных формах;

    *  нередко подлежащее в предложении отсутствует;

    *  при одном подлежащем может быть несколько сказуемых и при одном сказуемом несколько подлежащих.

    XIII. Домашнее задание: Слайд 16.

    XIV. Рефлексия.

    - Какие задания показались самыми интересными?

    - Какие наиболее трудными? Почему?

    - Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

    - Как бы вы оценили свою работу на уроке?

    - Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

    - Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

    - Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

      -А теперь, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько  вы:

                      1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

                      2)Умеете применять свои знания (сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

            -  А я считаю, что вы на уроке поработали вот так… (поднимаю руки вверх) Это как? (отлично)

    -     Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Двадцать седьмое октября. Классная работа . .

    Слайд 2

    Согласны + , не согласны - 1) Речь бывает устная, печатная, письменная. 2) В конце предложения ставится точка , ! и ли ? 3 ) Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль . 4) Предложение, в котором содержится вопрос, называется повествовательным. 5 ) Главные члены предложения иначе называются грамматической основой.

    Слайд 3

    Самопроверка -, +, +, -, +

    Слайд 4

    Где возможно, составьте предложения: 1.Легко, съехала, с, горы, на, лыжах. 2.Мальчики, снежки, в . 3.Кошка, нос, моет, снегом.

    Слайд 5

    Кошка снегом моет нос.

    Слайд 6

    Девочка легко съехала с горы на лыжах. Мальчики играют в снежки.

    Слайд 7

    Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали ………

    Слайд 8

    ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

    Слайд 9

    Грамматическая основа подлежащее сказуемое (о ком? или о чем? говорится в предложении) (Что говорится о подлежащем?) ДЕВОЧКА ЛЕГКО СКАТИЛАСЬ С ГОРЫ НА ЛЫЖАХ.

    Слайд 10

    Грамматическая основа подлежащее сказуемое (кто? что? Имя сущ .) (что сделала? Что сделает? Гл.)

    Слайд 11

    Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

    Слайд 12

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ МОГУТ СЛЕДОВАТЬ В РАЗНОМ ПОРЯДКЕ И РАСПОЛАГАТЬСЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО ПРИ ЭТОМ ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖЛУ СОБОЙ ПО СМЫСЛУ И ПО ФОРМЕ. МАЛЬЧИК ИГРАЛ В МЯЧ. В ЛЕСУ РАСТЁТ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО . САМЫЕ УМНЫЕ ДЕТИ УЧАТСЯ В 3 КЛАССЕ.

    Слайд 13

    ПОДЛЕЖАЩЕЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО КАК ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ , ТАК И МЕСТОИМЕНИЕМ . МАМА МОЕТ ПОСУДУ. Я ПОМОГАЮ МАМЕ. Им. СУЩ. МЕСТ.

    Слайд 14

    ЧАСТО БЫВАЕТ, ЧТО ПРИ ОДНОМ ПОДЛЕЖАЩЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО СКАЗУЕМЫХ. Я ПОШЁЛ В МАГАЗИН И КУПИЛ ТАМ ИГРУШКУ.

    Слайд 15

    В НАШЕМ ЯЗЫКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ. ИНОГДА ПРИ ОДНОМ СКАЗУЕМОМ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПОДЛЕЖАЩИХ . В НАШЕМ САДУ РАСТУТ ЯБЛОНИ , ВИШНИ И СЛИВЫ .

    Слайд 16

    Домашнее задание Стр. 71 упр. 4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по программе "Школа 21 века" по теме "Личная форма глагола"

    Конспект урока русский язык 4 класс по теме "Личные формы глагола" Соответствует реализации ФГОС...

    Конспект урока русского языка для 4 класса коррекционной школы I вида. Тема" Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое".

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе ЗПР школы глухих по теме "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое"....

    Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

    Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

    Урок русского языка УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Род имен существительных" 3 класс

    В данном уроке используется частично-поисковый метод для определения рода имён существительных учащимися....

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"

    Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....

    Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».

    Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...

    Формирование регулятивных УУД контроля, коррекции и оценки на уроках русского языка по УМК "Школа XXI века"

    В рамках аттестации представлена  система  работы по формированию регулятивных учебных действий контроля (самоконтроля), коррекции и оценки (самооценки) посредством уроков русского языка УМК...