Уроки русского языка УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку

Шуликова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Программа: «Начальная школа 21 века».

Уроки даны по учебнику «Русский язык» 4класс, С.В. Иванова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, «Вентана-Граф» 2004.

Урок 1. Тема: Имя числительное. Общее значение.

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

 Задачи:  

  • познакомить с новой частью речи - именем числительным;
  • дать понятие “количественные” и «порядковые числительные»;
  • формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их;
  • развивать речь учащихся;
  • прививать любовь к творчеству русского народа;
  • развивать кругозор учащихся;
  • воспитывать дружеское отношение.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран.

3. Презентация по теме «Имя числительное. Урок №1».

                                                          Ход урока.

1. Орг.  момент.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. Давайте повторим, какие части речи мы уже знаем.

2. Работа над новым материалом.                                                                     

Слайд 2

Запишите слова по группам: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия.

-Проверим каждый столбик. Докажите, что слова, выписанные в один столбик относятся к данной части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечает).  

Слайд 3

3. Мотивация.        

     -Какие слова не выписали? Почему?                                                                            

                       

Слайд 4

-Что мы должны узнать про данные слова?

-Задайте вопрос к каждому слову.

-Что обозначает каждое слово?

 

-Как называется и что обозначает эта часть речи, вы узнаете, прочитав рубрику «Тайны русского языка».

Слайд 5

4. Знакомство с разрядами числительных.

- Запиши числительные в два столбика.

Сколько?                 Какой?

Слайд 6        

- Проверяем. 

Слайд 7

-Что обозначают числительные в первом столбике? Что во втором?

-Сформулируйте правило, какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми?

Слайд 8

Слайд 9

5. Физ. Минутка.

Слайд 10-13                                                                                                                                           

6. Работа в группах.

Слайд 14

7. Отчёт групп о проделанной работе.

Слайд 15

8. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 16-17

9. Домашнее задание: упр.4, с.45.

             

Урок 2. Тема:  Имя числительное. Простые и составные числительные.

Цель: ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное».

Задачи:

        обучающая – повторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия;

        развивающая умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;

      воспитывающая -  привитие любви к предмету через занимательный материал, развитие познавательного интереса.

 Образовательные: Уметь грамотно употреблять числительные в речи, составлять текст, используя имя числительное;  пользоваться справочным материалом. Знать материал по теме урока.

Развивающие: Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся.

Воспитывающие: Воспитывать внимательность, орфографическую зоркость.

Оборудование: 

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран.

3. Презентация по теме «Имя числительное. Урок №2».

                                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  1. Разминка: вопросы учащимся по теме урока «Имя числительное. Порядковые и количественные числительные»
  2. Игра «Найди числительное».

Слайд 2 (числительные в пословицах и поговорках)

Слайд 3 (числительные в литературных сказках)

  1. Изучение нового материала.
  1. Слово учителя о теме урока.

- Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое и узнаем, как образовались и что обозначали имена числительные в древнерусском языке.

Слайды 4-7

  1. Самостоятельное формулирование правила о простых и составных числительных.

Слайд 8

  1. Образование составных числительных.

Слайд 9

Вывод: Какие числительные являются простыми, какие составными?

IV. Физ.минутка.

Слайд 10

V. Закрепление изученного материала.

   1.Упражнения учебника.

(Дифференцированная работа по группам)

1группа упр.1, с.55.

2группа упр.2, с.55

3 группа упр.3, с.56

  2.Самостоятельная работа.

Игра «Забей мячи» 

Слайд 11

       VI. Итогов урока. Рефлексия.

Составление синквейна.

Слайды 11, 12

        VII. Домашнее задание:

Упр.4, с. 58.

Урок 3. Тема: Слитное и раздельное написание числительных.

Цель: познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных. Задачи:  

  • познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных;
  • развивать внимание к именам числительным, к точности их употребления в тексте;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитание интереса к изучаемому материалу на уроке.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран.

3. Презентация по теме «Имя числительное. Урок №3».

                                                         Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Повторение.

 *Учебная игра «Кто больше?»

  (Подбираем однокоренные слова с числительным: один – 1 вариант, два –2 вариант. Игра помогает учиться различать части речи со значением числа).

Слайд 2

* Работа с текстом.

- Прочитай текст. Назови простые и составные имена числительные.

Слайд 3

3.Изучение нового материала.

-А теперь давайте подумаем. Прочитайте таблицу.

Слайд 4

-Какой бы вы сделали вывод о правописании сложных и составных количественных и порядковых числительных?

-Сравни свои ответы с правилом на с.60 учебника.

4.Физ. минутка.

Слайд 5-6

5.Закрепление пройденного материала.

*Письмо по памяти.

Слайд 7

     *Работа по учебнику.                                                       

Упр.4, с.60.        

6. Итог урока. Рефлексия. 

Слайд 8-9

7. Домашнее задание.

Упр.2,3 с.60-61(по выбору).

Урок 4. Тема: Правописание мягкого знака в числительных.

Цель: познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов.

Задачи:

-  рассмотреть случаи употребления ь в числительных;

-учиться правильно употреблять ь в числительных (устно и письменно);

- развить творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение и любовь к родному языку

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран.

3. Презентация по теме «Имя числительное. Урок №4».

                                                         Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Повторение.

*  Игра «Найдите третье лишнее» Слайд 2

-придумай и запиши свои варианты.

* Интеллектуальная разминка.

-Замените эти слова другими.

-Какие у вас получились слова? Слайд 3

3.Работа над новым материалом.

 - Что общего заметили в словах, которые записали?

- Вы заметили, что в одних числительных мягкий знак пишется в середине слова, в других – в конце. Можете ли вы объяснить эту закономерность?

-Рассмотрите таблицу. Слайд 4
-Дополни своими примерами.

-Сделай вывод. Слайд 5

4. Письмо по памяти. Слайд 6

5. Упражнение на закрепление.

Упр.2, с.62

6. Творческий диктант.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из старинной географической книги, написанной замечательным педагогом, географом и путешественником Сергеем Мечем. Это рассказ об ощущениях, испытанных при виде полярного сияния. Записывать этот текст вы будете от 3-го лица. Все числительные записываете только словами. Понятно? Начнем.

Наступала ночь. Термометр показывал 38 градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы – на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Холод мешал мне уснуть, и я стал рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из нее то и дело вылетали вверх тысячи красных и желтых лучей. Я разбудил товарищей, и мы стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через пятнадцать минут красный огонь залил все небо. Через десять-одиннадцать секунд пурпур сменился оранжевым цветом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым. Затем появилось две дуги, которые продержались на небе секунд пятнадцать, а затем распались на миллион отвесных полос. Через полчаса это великолепие исчезло, и снежная пустыня вновь превратилась в мрачную и непроглядную.

Подчеркните орфограммы в числительных.

7. Итоги урока. Рефлексия. Слайд 7-8

8. Домашнее задание. Упр. 4, с. 63

Урок 5. Тема: Изменение количественных имён числительных.

Цель: понаблюдать за сравнением склонения имён числительных со склонением имён прилагательных и существительных.

Задачи:

- подвести детей к выводу, что имена числительные изменяются по падежам-склоняются;

-сравнить падежные окончания количественных числительных и существительных;

- развить творческие способности учащихся;

- воспитывать уважение и любовь к родному языку

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Экран.

3. Презентация по теме «Имя числительное. Урок №5».

                                                      Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Повторение.

* Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа?
 (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц
ноябрь? (Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке?
(Сто.)
5) Сколько лиц в названии главного города страны?
(Столица.)
6) Какое числительное при прибавлении к нему буквы
л бывает обеденным (стол); буквы г – кучей сена (стог); буквы н – звуками, издаваемыми от боли (стон); буквы п – командой «остановись» (стоп)?
7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела?
(Тринадцатого.)
8) Назовите волшебное числительное многих сказок.
(Три.)
9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина?
(Тридцать три.)

*Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1) Проверка.
2) Сколько из записанных вами числительных являются
порядковыми? (Три.)
3) Сколько слов с удвоенной
н? (Одно.)
4) В скольких числительных только 3 буквы?
(Два, сто, три.)
5) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном?
(100 – сто.)

3.Работа над новым материалом.

-Прочитайте таблицу. Слайд 2

-Какой вывод можете сделать об изменении форм имён числительных?

4.Закрепление. Слайд 3

-Выделенные числительные измени по падежам.

5.Сравнение падежных окончаний.

Слайд 4

-Прочитай изменение форм имен существительных и количественных числительных.

-Что вы заметили?

-Какой вывод можете сделать?

6.Работа по вариантам.

-Просклоняйте имена числительные:

1вариант: шестьдесят;

2 вариант: девяносто.

-Какой вывод можно сделать об изменении сложных количественных числительных?

Слайд 5

7. Работа по учебнику.

Упр.4, с.57

8.Итог урока. Рефлексия.

Слайд 6-7

9.Домашнее задание:

Упр.3, с.66.



Предварительный просмотр:

Тема: Многозначные слова

Цели: 

  1. Ввести понятие «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
  2. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
  3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
Сейчас урок русского языка, – наверное, самый сложный из всех уроков в начальной школе. А вы любите преодолевать сложности?

Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке?

Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Давайте, улыбнёмся, друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Минутка чистописания. (Слайд 1)

– Прочитайте слова. Что у них общего?

– Как проверить парную согласную на конце слова?

– Какая буква чаще всего встречается в словах?

– Напишите заглавную и строчную букву Дд в соединении. (Слайд 2)

– И, наверное, не случайно с этой буквы начинается слово «дом». В старину на Руси говорили: «Дом-это добро». Запишите это предложение. Как вы его понимаете? (Слайд 3)

– А Земля – это наш общий дом. Запишите предложение: Земля – наш дом. Как понимаете это предложение?

Мы не должны забывать об этом. Всех жителей Земли волнует и объединяет одна проблема. Какая?

3. Мотивация.

– Как называется раздел русского языка, который мы сейчас изучаем?

– А что изучает лексика? Что уже знаем о слове?

– Итак, а соль нашего урока – исследовать данные слова и сделать вывод, чем же они интересны и что в них такого, с чем мы ещё не встречались. (Слайд 4)

– Работаем по группам.  (Приложение)

4. Фронтальное исследование.

5. Проверк, обмен информацией.

6. Формулировка первичного вывода.

– Итак, с какими словами мы познакомились? А может, кто-то уже догадался, как называются эти слова?

– Представьте, что вы – авторы нового создаваемого учебника по русскому языку для второклассников. Какое определение многозначных слов из двух предложенных Вы бы выбрали для своей книги. Какое определение точнее? (Слайд 6)

7. Физ. минутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Поклонились, выпрямились, – 2раза
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.

8. Мотивация.

– А сейчас я вам предлагаю решить ещё одну проблему.  Мы должны разобраться, что нужно для того, чтобы правильно определить смысл многозначного слова?

1 уровень – самостоятельно выполняют упр. 5 с. 28.

– Все остальные работают со мной. И я вам предлагаю ещё одно слово – золотой. Какой части речи это слово? Что может быть золотым? Давайте все вместе придумаем и запишем словосочетания.

– Можно ли слово – золотой назвать многозначным? Почему? В каких значениях может употребляться слово – золотой? Что нам помогло определить значение этого слова?

– А сейчас попрошу к нам присоединиться ребят, которые работали самостоятельно. В упражнении, которое они выполняли, так же встречалось слово – золотой. Прочитайте предложение с этим словом. Объясните, в каком значении оно употреблено? Что помогло это определить? Сделайте вывод.

– Произнесите слово – золотой орфографически. Назовите орфограммы. А теперь посмотрите в своих тетрадях, как оно написано во всех предложениях и словосочетаниях? Сделайте вывод.

9. Физ. минутка.

(Упр. на релаксацию.)

10. Закрепление. Работа с предложением.

– Посмотрите на экран. (Слайд 6)

– Найди однокоренные слова, обозначьте в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. При помощи чего изменился смысл слова? Найдите многозначное слово.

– Закройте предложение линейкой, мы будем открывать, и читать его постепенно.

11. Итог урока.

С какими словами работали на уроке? Что узнали о многозначных словах? Как вы думаете, сколько многозначных слов в русском языке? 100? 300? а может 500? а вот решить эту проблему мы попробуем на следующем уроке. А сейчас попрошу вас оценить свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многозначные слова Программа «Начальная школа 21 век» Русский язык. 2 класс МКОУ Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Слайд 2

дед след плед град клад

Слайд 4

Дом - это добро. Земля - наш дом.

Слайд 5

добро земля соль

Слайд 6

1.Слова, которые имеют два значения, называются многозначными. 2.Слова, которые имеют два и более значений, называются многозначными.

Слайд 7

Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение. В берлоге живёт … , в гнезде … , в гнёз дышке … , в норке … ,в хатке … , в лого ве … .



Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Слово и его значение».

ЦЕЛЬ: создать условия для развития речи учащихся, для развития УУД учащихся при изучении темы «Слово и его значение»

Задачи:

  1. Образовательная-  учить детей различать слова: синонимы, антонимы, фразеологизмы, находить в тексте и использовать в собственных произведениях синонимы, антонимы, продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
  3. Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у детей любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая -  обеспечить необходимые условия для продуктивной деятельности учащихся,  снятию умственного и физического напряжения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока направлены на достижения учащимися:

Личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностно го смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфлик тов и находить  выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

Метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществле ния;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построение рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работ в паре, группе;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока;

    Предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

- находить лексическое значение слов, орфограммы;

- распознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы;

- понимать структуру текста, исправлять ошибки;

- Как вы понимаете пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (слайд 1)  (Мы узнаём каждый день что-нибудь новое)

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем.. и так.. вперёд.. за новыми знаниями…

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Вернёмся к нашей пословице, выпишите каллиграфически правильно выделенные буквы, заглавную и строчную буквы в соединении.

Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. (слайд 2)  

Сравните с образцами на ваших партах. Кто написал всё правильно?

А что мы написали? Назовите эти буквы.

А теперь составьте из этих букв слово.

Что получилось? Запишите в тетрадь.

Итак, у нас получилось СЛОВО !(на доску)

А что мы уже знаем с вами о слове?

Выберите схему, обозначающую слово. (слайд 3)  

А что означает слово снежинка?

Кто уже догадался, какая тема урока у нас сегодня? !(на доску)

Как вы думаете, чему мы научимся на этом уроке? (Объяснять значение слов, находить значение слов в словаре)

Как вы думаете, а где мы можем узнать значение непонятных вам слов или уточнить значение, толкование известных слов? Конечно, в толковых словарях. В любой библиотеке вы найдете толковые словари (показ словаря В.И. Даля, С.И. Ожегова, школьного толкового словарика Неусыповой).

Сейчас я вам прочитаю, что означает слово снежинка по словарю.

В нашем учебнике в конце, на стр. 157 тоже есть небольшой толковый словарик.

А какой еще словарь есть в нашем учебнике? (Орфографический) Зачем он нужен? Что за слова собраны в нём? Запишем несколько словарных слов. Я даю толкование этих слов, а вы их записываете.

        Это слово говорят при встрече (здравствуйте). Что желают, произнося это слово?

        Эти слова произносят при расставании (до свидания). Почему я сказала слова?

        Это слово говорят, когда благодарят (спасибо).

Это слова мы обычно говорим в ответ на слово «спасибо». (пожалуйста)

Обменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.

Как одним словом можно назвать эти слова? Вежливые или этикетные. Запишем слово этикет. Что такое этикет? Давайте запишем объяснение этого слова, пользуясь толковым словариком учебника:

        Этикет – правила вежливости, принятые между людьми. Соблюдать этикет.

Откройте учебники стр. 6

Упр. 1.

Рассмотрим по учебнику образец  полного объяснения значения слова на примере слова «кастрюля». Так же полно, т. е. по образцу, объясним значение слов «мяч», «школа», «стол». (по рядам)

Краткий образец у нас на слайде (слайд 4)  

Работа с рубриками «Обрати внимание» и «Подсказка»:

Полный рассказ о предмете называют лексическим значением слова. !(на доску)

В переводе с древнегреческого языка лексис значит  «слово», «выражение».  (слайд 5)  

Физминутка

Выйдите из- за парт.

Я буду читать однокоренные слова к словам СЛОВО и СНЕГ. Если прозвучит слово с корнем СЛОВ, вы садитесь, если слово с корнем СНЕГ, встаете.

СЛОВА, СНЕГ, СНЕЖНЫЙ, СЛОВАРНЫЙ, СЛОВАРИК, СНЕЖОК, СНЕЖОЧЕК, СЛОВЕСНЫЙ, ПОДСНЕЖНИК, СНЕГОВИК, СЛОВАРЬ.

Упр. 2

И так, а сейчас давайте вспомним всё, о чём мы говорили на уроке и составим синквейн по теме. Открываю подсказку…

1.Слово
2.Доброе, ласковое
3.Сказать, вымолвить, прокричать
4.Слово имеет значение.
5.Значение

Что на уроке стало для вас новым?

Оцените свою работу на уроке.

Дом. задание. Упр. 2 стр. 8, правило с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка вспомогательной школы 8 типа.

Презентация для урока русского языка вспомогательной школы 8 типа. Звук и буква Ш....

Урок русского языка ОС"ШКОЛА 2100", 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе."Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих". ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс...

презентация к уроку русский язык ОС"ШКОЛА 2100" 2 класс

приложение к уроку русского языка 2 класс ОС "ШКОЛА 2100" по  теме «Упражнение в написании слов с буквами И, У, А после шипящих »...

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Урок русского языка. УМК "Школа России". Имя прилагательное, урок первый.

Цели урока: познакомить с именем прилагательным, его ролью в речи....

Технологическая карта урока русского языка "Текст" Школа 21 века

Технологическая карта урока русского языка  "Текст" Школа 21 века...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...