Главные вкладки

    Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.
    статья по русскому языку по теме

    Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opornye_shemy.doc217.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

    Одной из характерной особенностей детей с нарушением зрения является значительное отставание в формировании познавательных интересов. Как результат снижения познавательных интересов у детей наблюдается снижения количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что в свою очередь приводи к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, которая зачастую становится источником отрицательных эмоций, может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности.

    Задача каждого учителя – сделать процесс обучения радостным и интересным, помочь каждому ученику продвинуться дальше в обучении, усвоить программный материал глубоко и прочно.

    Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков помогают схемы-опоры на уроках. Они помогают организовать внимание учащихся (воспринимать объяснения учителя, ответы товарищей), повышают интерес к знаниям, развивают пытливость, разнообразят работу на уроках. Опоры позволяют рационально распределить учебные часы, высвободить время для тренировки навыков и умений, для самостоятельных работ и самоконтроля.

    В основу создания схем-опор положен принцип краткости объяснения и многократность повторения, так как при многократном повторении запоминается наиболее эффективно тот материал, который подвергался при усвоении активной мыслительной переработке. При повторении материал как бы заново осмысливается, а содержание его углубляется и расширяется.

    Работа по схемам-опорам помогает детям осознавать, осмысливать все происходящее на уроке, объяснять, обосновывать свои действия.

    Применение схем-опор на уроках в школе для детей с проблемами зрения направлено на коррекцию познавательной деятельности.

    Дети с нарушением зрения из-за недоразвития, вербализма речи нередко заучивают правила без понимания смысла, т.е. происходит формальное усвоение знаний. Слабое развитие речи затрудняет осмысление учебного материала, ведет к механическому его запоминанию, что в свою очередь лишает детей возможности применять полученные знания в учебной деятельности.

    Сознательному усвоению учебного материала слабовидящими значительно препятствует и недостаточное взаимодействие наглядно-образного и словесно-логического компонентов мышления. Формализм в знаниях – один из серьёзных недостатков в обучении. Непонимание учащимися сущности изучаемого материала и неумение практически использовать его ведут к потере интереса к учению.

    Опоры помогают преодолевать формализм в знаниях детей, так как обеспечивают оптимальное сочетание наглядных и словесных форм обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной мыслительной деятельности.

    Опоры применяю на различных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, обобщении, повторении ранее изученного.

    Во время объяснения схемы оформляются мелом на доске. При составлении используются слова, буквы, символы, условные знаки, рисунки. На последующие уроки выполняю их тушью на ватмане в цвете, соблюдая правила оформления наглядности для слабовидящих детей.

    Для опорных схем в классе отведено специальное место у доски, где после объяснения они находятся на протяжении многих уроков. Это позволяет каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания схемы.

    После составления схемы-опоры следуют тренировочные упражнения, чтобы закрепить умение правильно рассуждать, доказывать, обосновывать усвоенное. В случае затруднения учащиеся обращаются к опоре. Задания подбираются различной степени трудности. По мере усвоения материала задания усложняются.

    В своей работе использую схемы, которые нахожу в педагогической литературе,  составляю схемы сама. Ниже приведу некоторые из схем - опор.

    На уроках русского языка изучается большое количество правил и формулировок, которые нужно не только запомнить, но и научиться применять их на практике. Поэтому важно учить детей работать по схемам-опорам с первых уроков обучения грамоте.

    .

    При изучении тем «Речь», «Предложение», «Предложение и слово» использую схемы:

    Речь

                            устная        письменная

                                   предложение        

                                    слово                

                                      слог

                            звук                буква

    Условные обозначения, которые используются в следующих схемах:

                     - гласный (воздух не встречает препятствие)

                     - согласный (воздух встречает препятствие)

            

                    - звук        

        Звуки речи

            голос                                                голос

                                                            шум

                              [звук] ≠ буква

          Алфавит

                                    33

                                   Ь  ?  Ъ

    Пользуясь этой схемой дети составляют правило: «В русском языке 6 гласных звуков и 36 согласных. Гласные звуки состоят из голоса и при произношении не встречают препятствия во рту. Согласные состоят из голоса и шума или только из шума и встречаются во рту различные препятствия. Понятия звук и буква различны, поэтому гласных букв 10, а согласных 21. Ъ и Ь знаки звука не дают, поэтому не относятся ни к гласным, ни к согласным».

            Эту схему можно дополнить:

      тв.                              ,

    ж, ш, ц                ч, щ, й

    Во 2 классе при изучении подлежащего и сказуемого можно использовать схему:

    ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

        подлежащее                            сказуемое

           кто?                                       что делает?

           что?                                       что сделал?  

    Можно изготовить сразу опору, которая отражает все о главных и второстепенных членах предложения, и открывать ее постепенно, по мере изучения.

    Ч

    Л                                               Подлежащее  что? кто?

    Е            Главные                                                      

    Н                                                 Сказуемое      что делать? что сделать?

    Ы


    П

    Р

    Е                                             Определение    какой? чей?  

    Д

    Л         Второстепенные       Дополнение     вопросы косвенных падежей

    О

    Ж                                               Обстоятельство  где? когда? куда? откуда?  

    Е                                                                              почему? как? зачем?

    Н

    И

    Я

    В процессе изучения раздела «Состав слова» необходимо выработать навык разбора слов по составу, дать знания о значимых частях слова, их роли в слове. Помогают этому следующие опоры:

    СОСТАВ СЛОВА

          ПРИСТАВКА     

    1. Перед корнем.
    2. Образование слов.

         ОКОНЧАНИЕ

    1. Изменяемая часть.
    2. Связь слов.

    При ознакомлении учащихся с однородными членами предложения, постановкой запятой между ними составляется опора:


                         ,  _________

    __________и _________

    __________,а _________

    __________, но _______                      

    При изучении частей речи важно постоянно совершенствовать умения распознавать части речи по их существительным признакам и точно употреблять их в речи. Для распознавания частей речи проводится их сравнение по следующему плану:

    1. Что обозначает каждая часть речи?
    2. На какие вопросы отвечает?
    3. Какие имеет постоянные свойства?
    4. Как изменяется?
    5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

    Для работы над частями речи использую блок – схемы. Открывать их можно по мере изучения материала.

    Блок – схемы по темам.

    Тема: «Имя существительное»

    ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

         предмет                                 кто? что?

    М.Р. он, мой                              Изменяется

    Ж.Р. она, моя

    СР.Р. оно, моё                      числам                     падежам

                                                                              И. кто? что?

                                            ед.ч.     мн.ч.             Р. кого? чего?

                                                                              Д. кому? чему?

    Роль в предложении                                     В. кого? что?

    __________ кто? что?                                   Т. кем? чем?

                         вопросы косвенных падежей    П. о ком? о чём? 

                         где? когда? куда? откуда?

                          почему? зачем? как?

    В 4 классе при изучении темы: «Три типа склонения имен существительных» блок – схему можно дополнить опорой:

                    м.р.

     1 скл.                                    -         ,-

                   ж.р.

                    м.р.

     2 скл.                                  -      , -      , -  ь

                   ср.р.


     3 скл.    ж.р.                       –  ь      

    ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                      признак                           какой? какая? какое? какие?            

                                           Изменяется

              по числам                                        по падежам

    ед.ч.            мн.ч.                                      И. какой? какая? какое?

                        какие?                                   Р. какого? какой?

    по родам                                                    Д. какому? какой?

    М.Р. какой?                                          В. какой? какую? какое?

    Ж.Р. какая?                                           Т. каким? какой?

    СР.Р. какое?                                              П. о каком? о какой?

    Роль в предложении

                                                                                      =      

    Тема: «Глагол»

    ГЛАГОЛ

    действие

        что делает?     что делал?      что будет делать?

    Неопределённая форма           Изменяется

    что делать?

    что сделать?                            по временам


                             настоящее       будущее             прошедшее

                             что делает?     что сделает?      

                                                    что будет делать?        ед.ч.              мн.ч.

                                                                                                          что сделать?

                                                                                        по родам

                                     по лицам и числам                   что сделал?

                                          (спрягаются)                        что сделала?                                                                                    

                                                                                        что сделало?

    Роль в предложении

    __________________

    При изучении темы «Спряжение глаголов» дополнительно используются схемы – опоры:

    1 спряжение


    1. ать
    2. ять
    3. еть
    4. оть
    5. уть
    6. ти

    брить,

    стелить

    2 спряжение


    1.  ить

    гнать, дышать, держать, зависеть,

    слышать, видеть,

    смотреть, терпеть,

    ненавидеть, обидеть,

    вертеть

    1 спряжение

                      т

                      шь

                      м

                      те

    - ут (-ют)

    2 спряжение

                          т

                          шь

                          м

                          те

    - ат (- ят)

    Систематическое применение опор на уроках помогает преодолеть некоторые трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, так как:

    1. яркое, логичное изложение учебного материала и использование рисунков, схем мобилизует внимание учащихся;
    2. объём запоминаемого материала возрастает, если вместо механического заучивания ребёнок использует логические связи;
    3. повышается работоспособность на уроке;
    4. снижается зрительная нагрузка.  

    Литература:

    1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. М., 2000.
    2. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. //Начальная школа. 1988 № 9 с. 56.
    3. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. С- Петербург, 1999.

    36

    6

    21

    106

    РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

    1.Общая часть (корень)

    2. Общее значение.

         СУФФИКС

    1.После корня.

    2.Образование слов.

    а

    я

    е

    о

    ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

    Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

    Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе

    Работа с опорными схемами на уроках русского языка в 4 -ом классе...

    «РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ».

    Актуальность проблемы психического здоровья в настоящее время значительно возрастает. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общ...

    Проведение словарной работы на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ

    Одна из главных задач и проблем обучения детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные нарушения в развитии, - обучение русскому языку. Важнейшее условие их успешного речевого развития - обо...

    Организация и проведение урока в коррекционной школе для детей с нарушением зрения

    Проект: "Повышение квалификации учителей в области тифлопедагоки"...

    Методический семинар Использование опорных схем на уроках марийского языка в начальной школе

    Применение опорных схем обусловлено тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени н...