Главные вкладки

    Статья по окружающему миру на тему:
    Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    Групповая работа на уроках в начальной школе

    как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx19.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Групповая работа на уроках в начальной школе

    как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    Михайлова Н.В., Стринада А.П.

    учителя начальных классов МКОУ «Детский дом-школа №95»

    «Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».

    Г.А. Цукерман

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования,  произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

    Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом. Такую функцию на уроках в начальной школе выполняют групповые формы работы.

    Групповая работа предполагает распределение класса на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач.

    В зависимости от учебной задачи, применяются различные способы объединения обучающихся в группы:

    1. По желанию.

    Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

    - Разделитесь на группы по … человек.

    - Разделитесь на равные группы.

    2. Случайным образом:

    - жребий;

    - объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса);

    - задания типа «собери картинку (пословицу)» и др.

    3. По определенному признаку.

            Объединение в группы происходит по какому-либо общему признаку, например, «животные севера», «животные пустыни», «животные леса» (обучающиеся заранее получают карточку с изображением или названием животного).

    4. По выбору «лидера».

    «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу

    5. По выбору педагога.

    В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

    После распределения обучающихся на группы и постановки учебной задачи каждая группа получает задание однородного или дифференцированного характера.

    На уроке окружающего мира по теме «Где обитают живые организмы» дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает экспертный лист (план деятельности), после чего ищет в словаре иностранных слов перевод с греческого языка нужного слова: воздух, вода или камень. Используя текст учебника дети готовят рассказ о своей сфере по плану и подписывают на схеме названия оболочек Земли. После учащиеся читают текст о животном или птице и определяют место его обитания.

    На уроках русского языка проводим игру «Вырасти дерево», где каждой группе на стволе дерева предлагается слово (у каждой группы свое слово). Каждый участник группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чем больше веток  у дерева, тем лучше. После проделанной работы группы представляют результат. Ребята из других групп могут дополнить дерево новыми веточками-словами.

    При изучении раздела «Словообразование» группы получают карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т.д. Группируя их попарно, учащиеся образовывают новые слова. По аналогии проводится игра «Кто больше». Каждая группа получает набор слов «сам», «летать», «знамя», «нести», «пар», «ходить», «овощ», «резать» и т.д. Группируя их и изменяя форму слова обучающиеся получают сложные слова и записывают их, выделяя корни и соединительную букву гласного.

    Выполнение задания участниками групп осуществляется в следующем порядке:

    1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

    2. Распределение лидером заданий внутри группы.

    3. Индивидуальное выполнение задания, в ходе которого каждый участник группы выполняет свое задание.

    4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, где каждый участник группы представляет результаты своей работы.

    5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

    6. Подведение итогов группового задания, подготовка к сообщению о результатах работы в группах.

    7. Публичное представление результатов работы группы.

    По завершению групповой работы важную роль играет рефлексия, в ходе которой обучающиеся анализируют свою деятельность в процессе групповой работы по параметрам:

    - Удалось ли достичь поставленной цели? Если нет, то почему?

    - На сколько дружно и сообща работала группа?

    - На что следует обратить внимание при работе в группе в следующий раз?  

    Подобная форма работы располагает младших школьников к общению на заданную тему, что не может не способствовать формированию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий:  

    - умению полно и точно выражать свою мысль;

    - умению вести монологическую (презентация итогов работы группы) и диалогическую (обсуждение в парах, группе) речь;

    - умению общаться с аудиторией;

    - умению отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

    Список литературы

    1. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78
    2. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа:[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
    3. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
    4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5
    5. Использование групповых технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа:[http://myshared.ru/slide/41841]
    6. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
    7. Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]
    8. "Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения". Режим доступа:[http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6]
    9. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

    Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников

    Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....

    «Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

    В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

    Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

    Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

    Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

    В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...