Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения
    статья по теме

    Ольга Анатольевна Селезнёва

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения

    Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку новых педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества.  Реализация проблемного обучения делает необходимой специальную подготовку учителя к каждому уроку: выделение в учебном материале теоретически значимых единиц для усвоения; продумывание форм их предъявления, способ работы обучающихся по их усвоению. Поиском инновационных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированые специалисты. Овладение коммуникативными универсальными действиями  – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.  Проблемное обучение  является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации обучающихся и формирование коммуникативных  универсальных учебных действий.

              Ведущая педагогическая идея заключается  в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников посредством создания проблемных ситуаций при изучении литературного чтения. Проблемные уроки дают более прочные знания, побуждают ребят думать , анализировать рассуждать, отстаивать собственную позицию, способствуют «творческому усвоению знаний» и  воспитанию активной личности.

    Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

    • введение  в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая представляет познавательную трудность для школьников, т.е. стимулирует размышления над проблемой;
    • создание необходимых условий для выявления личностного  потенциала обучающихся,  развития познавательного интереса;
    • исследование личности  обучающихся в учебно–воспитательном процессе с позиции взаимосвязи личностных особенностей с учётом прежнего опыта и знаний обучающихся;
    • изучение  материалов научно – исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих обучающимся развиваться, участвуя в творческой деятельности.

    С самых первых уроков большое внимание уделяю чтению, как одному из главных видов речевой деятельности.  Для решения этой задачи   в учебнике В.Ю. Свиридовой (программа развивающего обучения Л.В.Занкова)  представлена система работы над правильным произношением (орфоэпией), над хорошей и культурной речью: отрабатываю навыки интонирования, организую наблюдения над звукописью, дети произносят скороговорки в целях исправления дефектов произношения, обращаю внимание на образные средства языка, на речевой этикет. На разминках, орфоэпических минутках, на этапе актуализации субъективных знаний провожу языковые игры, повышающие мотивацию обучения школьников, позволяющие сделать уроки живыми, интересными, познавательными.

    Требования, предъявляемые к проблемным заданиям

    Задание

    Универсальные эффекты возбуждения интереса к теме

    Педагогические возможности проблемного обучения

    Составь сочетания слов или предложение с данными словами. (Например:

    благовоспитанный)

    - новизна сообщаемых фактов;

    - актуальность сообщаемых фактов;

    - элементы познавательного спора – сопоставление разных точек спора;

    - эффекты удивления и занимательности

    Проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение субъекта, преодолеть которое можно лишь путём получения новых знаний

    Подумай и составь словарную статью для этого фразеологизма.

    Дружнее этих двух ребят. На свете не найдешь,

     О них обычно говорят: Водой не разольешь!

    Проблемные задания порождают познавательный интерес.

    Предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих коммуникативных универсальных учебных действий:

    • умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
    •  умение задавать вопросы – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;
    • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
    •  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
    • умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.
    • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

    Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

    Выбор методов  и приёмов для формирования коммуникативных универсальных учебных дейстий

    Приём

    Результаты развития УУД

    УУД

     «Угадай настроение»

    Цель: научиться понимать настроение, уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого.

    Соотнести фотографии животных с надписями.

       «Когда тебе грустно... Как поднять себе настроение». Посвящение автора «Моим замечательным родителям, Фэй и Тревору Грив, которые никогда не переставали помогать мне открывать для себя этот мир, — даже после того, как меня дважды укусили пингвины».

    Умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

    Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

    Приём «Диалоги растений и животных», «Интервью».

    «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Яша сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Яша? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

    Умение задавать вопросы –инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

     «Установи связь».

    Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

    Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя;

    По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.

       Приём «Установи связь» способствует развитию умения договариваться, отстаивать свою точку зрения, уступать. Иногда нам приходится устанавливать связи между, казалось бы, на первый взгляд, совершенно не сходными объектами. Лишь при детальном обсуждении выявляются сходные признаки. Задание групповое. Требует разъяснения причин выбора того или иного объекта.

        Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

          В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения, способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

    На  уроках литературного чтения использую сказки. В сказках много метафор, олицетворений, фантастических сюжетов, заключающих в себе проблемные ситуации, для интерпретации которых обучающиеся должны применить свои собственные мыслительные способности.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

    Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

    тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

    Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

    Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...