Главные вкладки

    тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
    статья по чтению (3 класс) на тему

    Рамазанова Найля Муратовна

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

    курсов повышения квалификации

    на основе Именного образовательного чека по программе

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тольяттинский государственный университет»

    УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

    курсов повышения квалификации

    на основе Именного образовательного чека по программе

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

    срок обучения: с 03.03.2015 по 23.03.2015 года

    тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    Выполнила:

    Рамазанова Н.М., учитель начальных классов МБУ лицей № 67

     

    Кол-во баллов: ___ 

    Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов: общепрофессиональная компетенция сформирована

    Проверил:

    С.Е. Анфисова, старший преподаватель кафедры

    дошкольной педагогики и психологии ТГУ

    Тольятти-2015

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение …………………………………………………………….

    3

    Механизм преобразования образовательного процесса.

    Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках литературного чтения ………………………………………………..

    7

    Условия, обеспечивающие

    достижение новых образовательных результатов ………………

    15

    Приложение 1.

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Шел Сильверстайн «Щедрое дерево» ……………………………….

    1-6

    Приложение 2.

    «Уровни сформированности коммуникативной компетентности  у учащихся»…………………………………………………………..

    7-8

                                                 

    Введение

    Актуальность темы. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

    Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через  формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).  При организации  учебного процесса  у ребенка одновременно формируются и совершенствуются  все виды УУД.  Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.  В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится.  В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.

    У нас возникла необходимость поиска новых педагогических методов и технологий. Одной из таких технологий является – технология обучения в сотрудничестве.

    Применяя, эту педагогическую технологию  мы хотим поделиться опытом по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, как основой коммуникативных компетентностей личности на уроках литературного чтения.

    Главная идея такого рода обучения – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Учитель при такой работе – наставник, организатор. Групповую работу можно планировать 1-2 раза в неделю. В основном включая задания для усвоения, большего осмысления нового материала, на закрепление и отработку изученного.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Противоречия. Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке  особое внимание уделять формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

    При обучении в сотрудничестве возникают проблемы, в том, что не все дети оказываются готовыми к групповому взаимодействию. Одни дети хорошо подготовлены и не хотят делиться своим интеллектуальным потенциалом, другие – с низкой познавательной активностью, с большими пробелами в знаниях. И те и другие оказываются отстраненными от процесса взаимодействия, добывания новых знаний.

    Хотя для накопления рефлексивного потенциала такие разрывы взаимодействия, конфликты даже необходимы. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей, как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное решение которого и дают групповой эффект. 

    Профессиональная проблема. Каковы возможности технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках литературного чтения при формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников?

    Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

    1. Обозначить механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на уроках литературного чтения.
    2. Определить содержание по УУД при использовании технологии «обучение в сотрудничестве», для реализации механизма формирования коммуникативных УУД у младших школьников, в условиях реализации ФГОС НОО.
    3. Разработать механизм, определяя конкретные коммуникативные УУД, которые будут сформированы в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве».
    4.  Определить цели и задачи, которые будут сформированы в ходе реализации разработанного механизма.

    МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Механизм формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

    Цели и задачи по теме:  

    • дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
    • дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя. Ни подавляющего внимания всего класса.
    • дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
    • дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке ''обучение'' и ''воспитание'', строить и человеческие, и деловые отношения детей.

    Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх».

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

    Этапы работы:

    Первый этап: Самоопределение в учебной деятельности.

    «Обсуждение и дискуссия».

    Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваем такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

    Второй этап: Учебно-познавательная деятельность.

    «Небольшие выступления». 

    Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

    Третий этап: Использование информационных ресурсов.

    «Презентации».

    Цель – подготовить презентацию.

    На третьем этапе мы используем задания проблемного или творческого характера в групповой работе.

    Тематика уроков раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела».

    Урок 1. Н. Носов «Огурцы». Главные герои.

    Урок 2. Н. Носов «Огурцы». Смысл рассказа.

    Урок 3. М. Зощенко «Не надо врать». Сюжет рассказа.

    Урок 4. М. Зощенко «Не надо врать». Соотнесение смысла рассказа с пословицами.

    Урок 5. Л Каминский «Как помогаю маме». Отзыв о прочитанном произведении.

    Урок 6. М.Зощенко «Через тридцать лет».

    Урок 7-8. Внеклассное чтение Шел Сильверстайн «Щедрое дерево».

    Урок 9. Обобщение по разделу.

    Таблица 1

    Тема уроков

    Этапы

    технологии

    Коммуникативные УУД

    Задачи технологии

    Урок 1.

    Н. Носов  «Огурцы». Главные герои.

    Обсуждения и дискуссии.

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения,

    -договариваться и при ходить к общему решению в совместной деятельности;

    - задавать вопросы.

    Формировать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    Стимулировать умения слушать и слышать других;

    Урок 2.

    Н. Носов  «Огурцы». Смысл рассказа.

    Небольшие выступления

    - работа в паре, выслушивая мнения друг друга.

    Внести  технологию работу в парах;

    Приучать вежливо выслушивать мнения друг друга;

    Урок 3.

     М. Зощенко «Не надо врать».

    Обсуждения и дискуссии.

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    Закрепить  навык оформления записей  письменной речи;

    Урок 4.

    М. Зощенко «Не надо врать». Соотнесение смысла рассказа с пословицами.

    Небольшие выступления

    -формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

    Провести анализ конструктивных способов взаимодействия с книгой;

    Урок 5.

    Л.Каминский «Как помогаю маме». Отзыв о прочитанном произведении.

    Обсуждения и дискуссии.

    -определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

    -определять главную мысль и обосновывать свое мнение;

    - правильно выражать свои мысли в письменной речи;

    Раскрыть  понятия жанр произведения;

    Закрепить понятия главная мысль текста;

    Урок 6.

    М. Зощенко «Через тридцать лет»

    Небольшие выступления

    - делить текст на смысловые части и обосновывать свое мнение;

    - учитывать разные мнения  и стремиться к сотрудничеству в паре или группе;

    Формировать  умения работать в группе;

    Закрепить понятия части текста;

    Урок 7.

    Внеклассное чтение Шел Сильверстайн «Щедрое дерево»

    Первичное восприятие.

    Обсуждения и дискуссии.

    - учитывать разные мнения;

    - стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания.

    - умение делиться впечатлениями, грамотно выстраивая письменную речь.

    Стимулировать стремление к сотрудничеству при выполнении учебного задания;

    Формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

    Урок 8.

    Внеклассное чтение Шел Сильверстайн «Щедрое дерево»

    Ответ на вопрос «Кто  истинный счастливец?»

    Презентации.

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения,

    -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - задавать вопросы.

    Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении задания в паре или группе;

    Урок 9.

    Обобщение раздела «Жизнь дана на добрые дела»

    Презентации.

    -умение выражать свои мысли в устной форме;

    -умение грамотно и правильно строить предложения.

    Использовать умения использовать интерактивные технологии при подведении итогов работы.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

    дидактический материал для групповой работы:

    - карточки-задания;

    - карточки-инструкции;

    - карточки-задания с планом решения:

    - карточки-задания с решённым аналогичным примером;

    - сборники задач для самостоятельных работ.

    Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

    Ассоциативные упражнения: подбор пословиц по теме «Жизнь дана на добрые дела»

    Учащиеся подбирают пословицы подходящие к произведениям. Дают им смысловое значение. Определяют  важность данной пословице в том или ином произведении.

    В ходе обсуждения ребята пришли к выводу, что в «Пословица недаром молвится».

    Таким образом, на практическом этапе  идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

    Речевые упражнения: 

    упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение мы часто используем, когда дети составляют характеристику героев.

    Упражнения в совместно-последовательной деятельности.

    Группа учащихся получают задание создать общее произведение (сочинить рассказ,   сказку). Дети выполняют работу пошагово.

     Упражнение на коллективное принятие решений.

    Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:

    Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3–5 вариантов решения проблемы.

    Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3–5).

    В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что подавляющее большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри класса.

    Х.Й.Лийметс, давая понятие о групповой работе, исходит из того, что форму групповой работы на уроке определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом: «Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. С учителем постоянного прямого контакта нет». Это определение наиболее точно характеризует сущность групповой формы обучения, но оно не отражает способ организации учащихся. Так, некоторые исследователи (В.В.Котов, Т.М.Николаева, Г.А.Цукерман и другие) считают, что совместную согласованную деятельность можно организовать и при фронтальной работе класса.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

    К концу третьего этапа дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать    мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

    В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.

    Дать знать, если хочешь высказаться.

    Говорить полными, законченными предложениями.

    Говорить отчетливо и громко.          

    Аргументировать кратко и точно.

    Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).

    Обосновывать мнения или утверждения.

    Внимательно слушать, когда говорит другой.

    Когда говоришь, обращайся к аудитории.

    Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

    Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

    желание вступать в контакт с окружающими;

    знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

    умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

    умение решать конфликтные ситуации;

    умение работать в группе.

    Результаты целевого компонента

    Используя данные упражнения в системе,  мы формируем у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие  все дети класса. Наши  ученики с желанием работают в группах. К концу 4 класса дети формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников.

    Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.

    Современные подходы к обучению школьников требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения.         Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности.

    Групповая работа на уроках помогает слить обучение, воспитание, развитие в единый процесс, в котором решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек, без принуждения, как развить у них достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как сделать учение радостным.

    При групповой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти, воображение.

    На уроках групповой работы детям можно и нужно делать то, что на обычных уроках не разрешается - двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в учебном процессе, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов. Групповая работа на уроке способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.

    Активный отклик на обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнить их, внести коррективы - все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

    УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Кадровые условия

    Учитель начальных классов и заместитель директора по УВР.

    2. Научно-методические условия

    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая программа по учебнику

     Л.Ф. Климановой. ФГОС

    3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник. в 2-х частях. Часть 1

    Рабочие тетради по литературному чтению в 3 классе.

    3. Материально-технические ресурсы

    Интерактивная доска;

    Портреты писателей данного раздела;

    творческие тетради для учащихся;

    4. Нормативно-правовые ресурсы

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009. – (Стандарты второго поколения).
    3. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
    4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года       № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года      № 373».
    5. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).

    Информационные ресурсы

    1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980
    2. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы. – М., 2002.
    3. Блог Рамазановой Н.М. «Читающие дети – умнее всех на свете» [Электронный ресурс]   Режим доступа   http://knijk.blogspot.ru
    4. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке чтения  как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.  2011.  № 5.  С. 75-78.
    5. Денисова С.А. Организация групповой работы на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/118806
    6. Корчажкина Т.И. Опыт организации групповой работы на уроках [Электронный ресурс]  Режим доступа [http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
    7. Корчажкина Т.И. Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения

    [Электронный ресурс]   Режим доступа: http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6

    1. Лакоценина М.П. Необычные уроки в начальной школе. – М.,  2008.
    2. Нестерова Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251
    3. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения.- М.,2007.
    4.  Сметанин И.И. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Отдел образования г. Карпинск [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psh.tom.ru/index.php/component/  
    5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru сайт учителя начальных классов Рамазановой Н.М.     [Электронный ресурс]      Режим доступа:  http://nsportal.ru/node/1641935
    6.  Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. – Москва, 1993. – № 2.
    7.  Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // ООО Издательство Начальная школа и образование. – Москва, 2007 – № 2.

    1. Организационные ресурсы

    -  посещение школьной библиотеки;

    - создание выставки книг по теме «Жизнь дана на добрые дела»;

    - проведение классного часа по теме: «Кто истинный счастливец?»

    - размещение отзывов о прочитанном на блоге «Читающие дети – умнее всех на свете»


    Приложение 1

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Шел Сильверстайн «Щедрое дерево»

    Урок  чтения (2 часа)  Автор: Рамазанова Н.М..  Дата: 28.04 – 29.04.2014г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Тема

     Шла Сильверстайна «Щедрое дерево».(2 часа)

    Цель (общая)

    1. Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведению нравственной направленности на примере рассказа-сказки Шела Сильверстайна «Щедрое дерево».

    Планируемый результат

    Личностные умения

    Метапредметные умения

    Предметные умения

    Проявлять:

    - интерес  к литературным сказкам зарубежных авторов;

    - желание читать литературные произведения зарубежных писателей;

    - эмоционально-ценностное отношение к героям произведения;

    - желание делиться своими впечатлениями о прочитанном.

    Познавательные умения:

    - определять тип текста, жанр произведения;

    - обосновывать своё мнение;

    -определять значимость художественного произведения нравственной направленности.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное действие в соответствии с целью;

    - выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку;

    - ориентироваться в разных способах выполнения задания;

    - выполнять самопроверку и самооценку  учебного задания.

    Коммуникативные умения:

    - формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

    - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе;

    - договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

    - использовать речевые средства для представления результата деятельности.

    ▪ Работать с текстом произведения.

    ▪ Выразительно читать текст произведения.

    ▪ Письменно оформлять свои впечатления о прочитанном с опорой на предложенные слова и выражения.

    Организация образовательного пространства

               Ресурсы

    Формы работы

    Информационный материал: текст произведения; мультимедийная презентация по словарному обогащению, по работе над содержанием текста, карточка-таблички с опорными словами для групповой работы.

    Фронтальная.

    Другие формы работы:

    индивидуальная -           ;

    групповая -

      I этап. Самоопределение в учебной  деятельности

    Цель деятельности

    Ситуативное задание

    Планируемый результат

     • Мотивировать учащихся на изучение темы.

    • Стимулировать интерес к чтению произведений нравственной направлнности.

    -Прочиайте пословицу на доске с разной интонацией.

    Жизнь дана на добрые дела.

    -Объясните, как вы поняли высказывание, как меняется смысл в зависимости от интонации?

    -Как вы думаете, чему будет посвещено произведение, с которым мы будем сегодня на уроке знакомиться?

    Личностные умения:

    - проявлять интерес к изучению темы;

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Цели деятельности

    Учебные  задания

     на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

    Планируемый результат

    Блок А.  Шел Сильверстайн «Щедрое Дерево». Первичное знакомство.

    Цели:

    • Стимулировать интерес к сказкам зарубежных авторов. 1.        «Породить чувство», «оставить в душе след», «запасть в душу».

    2.        Провести работу по обогащению словарного запаса.

    3.        Ввести понятия и выражения оценочной лексики, которые помогут учащимся написать свой отзыв о прочитанном.

    • Научить:

    - раскрывать значение понятия: « доброта» и др. слов нравственной направленности, использовать их в активном словаре.

     

    -Ребята, сегодня у нас первый урок знакомства с текстом рассказа-сказки, американского писателя Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево».

    Задание 1 (П)

     -Понятно ли вам слово «доброта»? (ответы детей)  

    а )всё хорошее, положительное, полезное;

    б) отзывчивость. Стремление делать добро;

    в) (устар.)-ценность, качество товара.

    Итак, слово «доброта»-многозначное. Прежде чем начать слушать произведение Шела Сильверстайна, познакомимся с другими словами подобной тематики.

    Задание  2 (З ) Мультимедийная презентация. Работа по обогащению словарного запаса.

    (слайд 1) –Эти слова помогут лучше понять смысл прочитанного.

    (слайд 2)- После прослушивания текста рассказа «Щедрое дерево», я попрошу вас письменно поделиться своими мыслями и чувствами.

    Познакомьтесь с эмоционально – оценочной лексикой, которую вы можете использовать.

    Чтение текста учителем. (В спокойной обстановке учитель читает текст, дети следят по листочкам на партах).

    Задание 3 (У)- Понравился рассказ?  

    А теперь на листочках поделитесь своими мыслями и чувствами. Пусть они будут сумбурными. Зато живыми, вот что ощутили, то и опишите: какое настроение вызвало. Что думаете о героях и т.д.

    Д.з. Дома надо будет поработать с литературой (сборники стихов. пословиц и поговоро, специальные издания с мудрыми мыслями и т. д.), ресурсы Интернет. Найти. отобрать и принести на следующий урок цитатный материал: мудрые мысли о красоте души человеческой, добре и зле, совести, бескорыстии, дружбе и вечности, бережливости и ответственности, молодости и старости.

    Диагностические  задания 

    1. Подберите рифму к слову «доброта»

    2. Ассоциации. Когда мы произносим слово «доброта», что себе представляем?

    3. Представьте, что слово «доброта» - магнит. Какие слова можно примагнитить к слову «доброта?

    Личностные умения:

    - проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов;

    - проявлять желание читать сказки зарубежных авторов;

    - проявлять желание описывать свои впечатления.

    Познавательные умения:

    - раскрывать значение понятия:

    «доброта», «размышление-экспромт», использовать его в активном словаре.

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное задание, используя  алгоритм;

    - выполнять взаимопроверку и  взаимооценку учебного задания.

    Коммуникативные умения:

     - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.

    Предметные умения:

    • Работать с текстом произведения:

    - описывать героя, его характер и поступки;

    - пересказывать текст кратко (подробно);

    - представлять сказку, используя иллюстрации и план.

    • Читать сказку выразительно по ролям. 

    Блок Б. Шел Сальверстайн «Щедрое дерево» (урок 2)

    Цели: 

    •  Через языковые средства показать широкие воспитательные возможности текста. Воздействие его содержания на чувства, мысли (речь) учеников.

    •Закрепить навык выразительного чтения, умение различать точку зрения рассказчика, автора, героев, находить главное (тему-идею) прочитанного, с использованием опорных слов, опорного цитатного материала.

     • Научить:

    - раскрывать значение слов «доброта», «счастье» и т.д. и использовать их в активном словаре;

    - определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

    - определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение;

    - определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

    - выполнять учебное задание, используя план;

    - выполнять   взаимооценку учебного задания;

    - приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

    Задание  1 (П ) Слай 1. Вспоминаем прошлый урок. Анализ детских работ прошлого урока.

    -Вы поделились своими мыслями и чувствами, написали размышление-экспромт. Настроения ваших работ, в основном, грустные, вы сопереживаете героям. Некоторые подметили, что перед нами не простая обыкновенная сказка, а правдивая история, горькая действительность нашей жизни. (несколько работ зачитываются учителем)

    Задание  2  (У-З)

    Размышление о жанре.

    Ещё это произведение можно назвать притчей-это литературный жанр близкий к басне, с поучительной нравственной моралью.

    Задание  3  (З) Слайд 2.

    Портрет писателя. Знакомство с его биографией.

    Задание 4 (У) Слайд 3.

    - Писатель сам иллюстрировал свои книги.

    Воссоздание содержания по картинкам; составление плана.

    Примерный план:

    1. Счастливые друзья.
    2. Нужда в деньгах и развлечениях.
    3. Новое желание – завести дом и семью.
    4. Желание пожилого человека – уплыть далеко-далеко. Яблоня жертвует своим стволом и счастлива.
    5. Возвращение к яблоне-пню мальчика-старика. Последнее желание – сесть и отдохнуть.

    Работа в группах  

    - А теперь, посмотрите, у вас на столах лежат карточки – таблички, где напечатаны слова, со значением которых вы знакомились на прошлом уроке. Подумайте, какие из них со знаком (+) – добрые, положительные, какие со знаком (-) – отрицательные. Посоветуйтесь и напишите рядом со словом нужный знак маркером.

    Задание 5 (П) Слайд 4. (слово-магнит)

    -Теперь представьте, что каждое из слов карточки- таблицы превратилось в слово «магнит», имеющее способность притягивать, присоединять. Все ли из данных слов (по принципу доброе к доброму, т. е. (+) к (+), (-) к (-)) способны притянуть к себе слово «яблоня» и слово «мальчик». Разберёмся в этом, после того, как вы поработаете в команде. Те у кого на карточке в центре написано слово «яблоня», показывают, соединяя линиями, какие слова-магниты его притянут к себе, а те у кого по центру-«мальчик», показывают какие слова притянут этого героя. Давайте возможность каждому в команде  поработать и высказать свою точку зрения.

    Физминутка (называю добре слово, со знаком (+) – хлопаете в ладоши, отрицательное со знаком (-) – приседаете)  

    Задание 6 (П-У). Слайд 5.

    Проверка у доски (дети указкой подтягивают слова к изображения яблони и мальчика, аргументируют свой выбор). Начинают представители той команды, которая первая закончила выполнять задание.

    -Встретились ли вам слова которые хотелось отнести и к тому и к другому герою? Отличаются ли чем характер, душа, желание, молодость, старость, одиночество яблони и мальчика? Свои ответы вы можете подтверждать цитатным материалом.

    -Давайте ещё раз скажем, как названы главные герои рассказа-сказки «Щедрое дерево».

    -Что обозначают эти слова: предмет, признак или действие? (предмет)

    Оба этих слова указывают называют предметы, а чем они отличаются? (отвечают на вопросы кто? что?, одно слово называет одушевлённый предмет –мальчик, другое неодушевлённый – яблоня)

    - А в ком больше, на самом деле, живого, душевного? (в яблоне) Докажите текстом. (…любила маленького мальчика. И была счастлива).

    - Кто здесь рассказчик, кто-то из героев или посторонний наблюдатель повествует нам эту историю?  Как он относится к героям? Кто ему симпатичен? Даёт ли он прямые оценки этим героям? (он выражает своё отношение через их поступки)

    - Как  вы думаете, а автор разделяет точку зрения рассказчика? Почему вы так решили? (если затруднения возникли, можно обратится к заголовку – «Щедрое дерево», готова жертвовать собой ради любви, дружбы.)

    - Кто же истинный счастливец в этом рассказе? Чьё счастье оказалось сиюминутным, а чьё было постоянным?

    Слайд 6.

    Мудрые стихи.

    Д.з.

    Дома вам предстоит творческая работа. Надо будет написать совет -  пожелание мальчику. Или это может быть сочинение от лица яблони или мальчика, например, письмо – раскаянье, адресованное яблоне.Подумайте дома.

    Спасибо за активный плодотворный урок!

    Диагностические  задания

    1.Послушать, проанализировать, переданные чувства и переживания одноклассников.

    2.  Ответить на вопрос: почему произведение названо рассказом-сказкой?

    Личностные умения:

    - проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов;

    - проявлять желание читать сказки зарубежных авторов;

    Познавательные умения:

    определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

    - определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

    - определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

    - делить текст на смысловые части и обосновывать свое мнение;

    - определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение;

    -  определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

    Регулятивные умения:

    - выполнять учебное задание, используя план;

    -оценивать свою работу, выполнять   взаимооценку учебного задания.

    Коммуникативные умения:

    - приходить к общему решению в рамках учебного диалога.

    - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.

    Предметные умения:

    - работать с текстом произведения;

    - составлять фразу-конструкт;

    -работать с текстом произведения:

    - описывать героя, его характер и поступки;

    - пересказывать текст   кратко (подробно);

    - представлять сказку, используя иллюстрации и план.

    - читать сказку выразительно по ролям. 

    - Составлять:

    - простой  и сложный план для пересказа;

     

                                                                                                              Приложение 2

    «Уровни сформированности коммуникативной компетентности  у учащихся»

    Фамилия учащегося

    Умения сотрудничества

    Культура речи

    Рефлексия

    Умение определять цель деятельности и алгоритм ее достижения

    Умение слушать, признавать другое мнение

    Умение распределять функции внутри группы

    Способность доводить общее дело до конца

    Способность к учебному и деловому общению (устная и письменная формы)

    Способность к публичному выступлению

    Самоконтроль и самооценка

    Данная таблица заполняется в соответствии со следующей шкалой оценок:

    Выше нормы – 4

    Норма – 3

    Ниже нормы – 2

    Слабая сформированность – 1

    Данные таблицы анализируются, выводятся средние показатели. При повторной диагностике появляется возможность сравнить данные, выявить наличие или отсутствие динамики развития уровней сформированности коммуникативной компетентности, как у отдельных учащихся, так и у класса в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

    Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

    Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...