Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Борисова Марина Владимировна

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельностие.

Гипотеза исследования состоит в том, что коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников могут быть сформированы, если в процессе обучения:

- обеспечивается возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создаются условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, что обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечиваются условия для успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности

Борисова М.В.,

учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №23» г.о. Саранск

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. На протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. При этом развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В этих условиях основной задачей школы становится организация процессов интеграции, обобщения, осмысления учащимися новых знаний, включение их в структуру жизненного опыта ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ). В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него системы усвоенных знаний, а проявление самостоятельности и возможности использовать личностный опыт, функциональные, деятельностные качества. Иными словами, школа должна научить ребенка: «учиться», «жить», «жить вместе», «работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

В связи с этим перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и навыков, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты [24; 58; 59].

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

В качестве психолого-педагогической платформы УУД можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой целостного педагогического процесса. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Объект исследования – универсальные учебные действия младших школьников в начальном общем образовании.

Предмет исследования – процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Цель исследования: изучить возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира  и во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования состоит в том, что коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников могут быть сформированы, если в процессе обучения:

- обеспечивается возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создаются условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, что обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечиваются условия для успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

В соответствии с целью и гипотезой определяются задачи исследования.

1. Определить сущность универсальных учебных действий.

2. Определить особенности процесса формирования универсальных учебных действий в образовательном процессе начальной школы.

3. Изучить методы, технологии, приемы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших.

5. Определить требования к методам и организации оценки сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Методы исследования: анализ научной педагогической, психологической, методической литературы, анализ Интернет-ресурсов, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение; тестирование, эксперимент, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, анализ продуктов творческой деятельности, анализ школьной документации.

Научная новизна исследования заключается в обобщении передового опыта формирования коммуникативных универсальных умений у младших школьников (на основе определения взаимосвязи теоретических (принципы, цели, подходы) и практических (технологии, формы, методы, этапы, средства) компонентов) и оформлении его результатов в прикладное научно-педагогическое исследование. 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен научно-педагогический анализ понятий «универсальные учебные действия» и «коммуникативные универсальные учебные действия», конкретизации представления о теории и технологии формирования УУД у учащихся, которое может быть использовано теорией и практикой начального образования для проектирования и оптимизации субъектно-развивающей деятельности педагога; определены структура и содержание процесса формирования регулятивных УУД; выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система критериев и показателей оценки уровня сформированности коммуникативных УУД и диагностическая программа их изучения позволят осуществлять мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий и качества образования младших школьников. Предлагаемая в исследовании система типовых заданий, технология формирования коммуникативных УУД могут быть использованы для повышения качества начального образования, в целом, и уровня интеллектуального и личностного развития младшего школьника, в частности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (ФГОС).

По мнению О.А. Карабановой, «универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует на результаты образования, одними из которых являются коммуникативные умения. 

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.

Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • формулировать высказывание, используя термины;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Формирование коммуникативных умений - это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности». Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.  

Существуют два вида формирования коммуникативных компетенций: вербальные и невербальные.

К вербальным относятся:

  • умение слушать и слышать собеседника;
  • умение корректно задавать вопросы;
  • умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы;
  • умение допускать разные точки зрения (нейтральная позиция педагога, которая позволяет обучающимся во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без опасения, что их одернут, остановят);
  • установка на совместную деятельность;
  • групповая и парная формы работы.

К невербальным относятся: 

  • визуальные (выражение лица, позы, контакт глаз),
  • акустические (интонация, паузы и логические ударения), 
  • тактильные (дистанция, прикосновение).

Для развития невербальных и вербальных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Формирование коммуникативных умений младших школьников — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, и в целом далёк от желаемого.

Для того, чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей, мне необходимо было максимально разнообразить работу в данном направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.

Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:

На данном (первом) этапе моя деятельность как педагога была направлена на формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.

Первоочередной задачей для себя как педагога я считала пробуждение интереса детей к той или иной деятельности, поскольку выполняемые с охотой и удовольствием задания наиболее эффективны и дают самые лучшие результаты. К тому же, закрепляется положительный образ того или иного действия, что побуждает детей повторять его снова и снова.

Ведя наблюдение за деятельностью учащихся, я обращала внимание на то, какую позицию занимает ребенок, стремится ли он занять лидерскую позицию или подчиняется другим, умеет ли договариваться или постоянно ссорится со своими друзьями? Может ли ребенок привлечь внимание сверстников при помощи слов (вербальные действия), мимики, жестов (невербальные действия).

Доброжелателен ли он в общении с другими, умеет ли заинтересовать сверстников в результатах деятельности, может ли спокойно и внимательно выслушать друзей. Отмечала продуктивные способы, которые доступны ребенку.

В работе по развитию коммуникационных УУД младших школьников уделяла внимание речевому развитию.

 Речь – это способ познания действительности; она выполняет функцию общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в больше степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей в природе и в жизни вообще.

    Вопросы культуры устной и письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение, так как наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Наилучшими источниками обогащения словарного запаса являются уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание. В связи с этим проводилась работа по оформлению читательских дневников, в которых ребята в письменной форме излагали краткое содержание прочитанных произведений, а затем в устной форме знакомили одноклассников с материалом на уроках внеклассного чтения, на занятиях по внеурочной деятельности. На уроках литературного чтения часто провожу работу, направленную на понимание текста, умение вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, понимание темы и главной мысли текста. На первом этапе данная работа представлялась трудной для части учащихся.  В конце I четверти высокий уровень показали –12 ч (48%), повышенный – 9 ч. (36%), базовый – 1 ч. (4%), низкий – 3 ч. (12%). В конце учебного года (после проведенной работы) результаты следующие: высокий уровень –11 ч (42%), повышенный – 14 ч. (54%), базовый – 1ч. (4%).

Основные формы учебной коммуникации на уроке можно разделить на: монологические и диалогические. К монологическим относится выступление с подготовленной речью (например, защита индивидуального проекта «Мой город» на уроке окружающего мира https://nsportal.ru/user/133162/video), ответ у доски, рассказ, пересказ, сообщение, аргументация, доказательство и опровержение. К диалогическим формам речевой коммуникации можно отнести: эвристическую беседу, учебное взаимодействие между учителем и учеником, учебное взаимодействие между обучающимися при организации групповой и парной работы (которые наиболее часто я использую на уроках), дебаты, дискуссию, ролевую игру, театрализацию (например, на уроке литературного чтения в 1-м классе при изучении английской народной  песенки «Котята» https://nsportal.ru/user/133162/video), различные турниры, защиту проекта (например, на уроке окружающего мира на тему «Учимся решать жизненные задачи» учащиеся работали в группах, создавали свой зоопарк, его план-схему, а затем защищали проект, проводя экскурсию по зоопарку и знакомя класс с его обитателями).

  Каковы же методы, технологии, приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.

Готовность учителя к использованию универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников включает:

- владение содержанием каждого из универсальных учебных действий и связей между ними;

- умение выбирать универсальные учебные действия в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

- способность организовывать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий, включая.

Рассмотрим часто применяемые технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Проблемно-диалогическая технология  дает развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы. В соответствии с данной технологией  на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех. 

Важное место в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников занимает технология проектной деятельности и решения жизненных задач.

Исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных умений проводилось нами на базе МОУ «Гимназия № 23» г.о. Саранск в 2015-2019 учебном году.

Цель: изучить процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Задачи:

1. Изучить имеющийся уровень личностного развития учащихся и сформированности у них коммуникативных УУД на этапе адаптации к школьному обучению.

2. Апробировать систему типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД.

3. Определить динамику уровня сформированности коммуникативных УУД от начального к контрольному (промежуточному) этапу экспериментальной работы.

Нами были проанализированы результаты психологического обследования, проведенного совместно со школьным психологом в начале учебного года. При помощи комплекса методик была исследована мотивация учебной деятельности, самооценка первоклассников.

В конце 2-го, 3-го и 4-го классов на этапе диагностики были использованы интегрированные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов для 1-4 классов, которые созданы в рамках ОС «Школа 2100». Результаты по коммуникативным УУД представлены в таблицах.

Таблица. Уровень сформированности метапредметных (коммуникативных) результатов учащихся 2 А класса (по итогам интегрированной проверочной работы)

Умения

Умение извлекать информацию из текста и использовать её для решения коммуникативной задачи

Умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде, строить речевое высказывание в письменной форме

Умение фиксировать непонятную информацию, задавать вопрос на понимание, выбирать адресата

Умение извлекать информацию из текста и строить речевое высказывание в письменной форме

Кол-во баллов

30 (из 46)

20 (из 46)

20 (из 69)

32 (из 46)

% выполнения

65%

43 %

29%

70 %

Таблица. Уровень сформированности метапредметных (коммуникативных) результатов учащихся 3 А класса

Умения

Вычитывать информацию, данную в явном виде

Объяснять смысл слова, словосочетания

Вычитывать информацию, данную в неявном виде

Понимать смысл текста в целом (главная мысль)

Истолковывать текст (через творческий пересказ)

Кол-во баллов

26(из 26)

26(из 26)

28(из 52)

24(из 26)

29(из 52)

% выполнения

100%

100%

54%

92%

56%

Средний общероссийский уровень

81%

72%

63%

59%

48%

Сравнение с общероссийским уровнем (+/-)

+19%

+28%

-9%

+33%

+8%

Таблица. Уровень сформированности метапредметных (коммуникативных) результатов учащихся 4 А класса

Умения

Вычитывать информацию, данную в явном виде

Объяснять смысл слова, словосочетания

Вычитывать информацию, данную в неявном виде

Понимать смысл текста в целом (главная мысль)

Истолковывать текст (через творческий пересказ)

Кол-во баллов

23(из 25)

25(из 25)

27(из 50)

25(из 25)

27(из 50)

% выполнения

92%

100%

54%

100%

54%

Средний общероссийский уровень

81%

72%

63%

59%

48%

Результаты показывают, что наиболее успешно сформировано у учащихся умения вычитывать информацию, данную в явном виде, объяснять смысл слова и словосочетания (100%), понимать главную мысль текста (100%). А вот умения вычитывать информацию, данную в неявном виде, и истолковывать текст через творческий пересказ развиты слабо (54% выполнения). Мы видим, что по четырём умениям из пяти учащиеся класса показали результат выше, чем в среднем по России.

Высокий уровень сформированности коммуникативных УУД показали 11 чел. (44%), базовый – 14 чел. (56%).

Исходя из результатов можно сделать вывод: к концу четвертого года обучения увеличилось количество учащихся, показавших базовый уровень сформированности коммуникативных УУД, отсутствуют учащиеся, показавшие низкий уровень развития данного умения.

Осуществленный мониторинг развития коммуникативных УУД у учащихся свидетельствуют об удовлетворительных результатах проведенной работы. Но есть ещё ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание в дальнейшем.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся необходимо ориентироваться на личностно-ориентированную технологию обучения.  При этом необходимо в ходе проведения урока гармонично чередовать субъектно-субъектный и субъектно-объектный стили педагогического общения, создавать естественные ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном уважении отношения между учителем и учеником.

Результаты работы по данной проблеме были представлены в статье «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка» (Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время новые решения». Серия: Общее и дополнительное образование: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. – X Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» (г. Саранск, 26–27 нояб. 2015 г.) : [Электронный ресурс] / редкол. : Т. И. Шукшина (председатель), В. И. Лаптун (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2016.), а также отражены в выступлении на заседании кафедры учителей начальных классов (2018 год) «Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД» (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/09/27/lichnostno-orientirovannyy-urok-kak-sredstvo-razvitiya-osnovnyh). Методы, технологии, приемы, которые я использую в работе по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, представлены в конспекте урока русского языка в 4-м классе на тему «Правописание личных окончаний глаголов» https://gim23sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10778/183320/, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/10/09/urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-tema-pravopisanie


Список использованных источников

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. –  М., 1968. – 156 с.
  2. Бунеев Р. Н. Образовательная система нового поколения. Теория и практика [Монография] / Р. Н. Бунеев. – М. : Баласс, 2009. – 208 с.
  3. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Диагностика психичекого развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / А. Л. Венгер, Е. А. Бугрименко, К. Н. Поливанова. –  М., 1989. – 183 с.
  4. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов. – М. : Издатель Рассказов А.И., 2002. – 223 с.
  5. Гальперин П. Я. Введение в психологию : Учеб. пособие / П. Я. Гальперин; Ред., предисл. и коммент. А. И. Подольского. – 2-е изд. –  М. : Университет, 2000. – 330 с.
  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1986. – 192 с.
  7. Демидова Т. Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников / Т. Е.Демидова. – М. : Изд. Дом РАО, 2004. – 93 с.
  8. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / В. П. Зинченко. – М. : Гардарики, 2002. – 345 с.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. –   М. : Просвещение, 2008.  – 151 с.
  10. Корепанова М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. –  М., 2005. – 228 с.
  11. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов : Сост. Семенюк / под ред. Д. И. Фельдштейна / А. Н. Леонтьев. – М. : Междунар. педагогическая академия, 1994. – 152 с.
  12. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е. Л. Мельникова. – М. : Изд-во АПК и ПРО, 2002. – 168 с.
  13. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М. : Баласс, 2010. – 400 с.
  14. Образовательная система «Школа 2100» –  качественное образование для всех. Сборник материалов / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. –  М. : Баласс, 2006.
  15. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  16. Репкина Г. В. Оценка уровня сформированности учебной  деятельности : В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. – Томск, 1993. – 135 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373. 
  18. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

В статье раскрываются теоретические основы, практические основы, а также средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках руского языка...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы.

Формирование  коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе групповой работы....