Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"
    статья по теме

     

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.  К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ      УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

    РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ «МЫ ВМЕСТЕ»

                                             

                                                                                   Свистунова Т. Г.

    МОУ «Каслинская СОШ №27»

    учитель начальных классов

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед нами жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу. Известно, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования. К сфере коммуникативных учебных действий, как одной из составляющих основы умения учиться, относятся умения учащихся начальной школы учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    Какова же сегодняшняя ситуация, касающаяся вопроса формирования навыков взаимодействия у младших школьников?

    Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведет к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов. Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

    При анализе анкет и диагностических данных воспитанников и их родителей в процессе прохождения курса подготовительных занятий в «Школе будущего первоклассника» я выявила следующие проблемы:

    • отсутствие коммуникативных навыков;
    • межличностные конфликты;
    • психологические барьеры в общении (страх, застенчивость, неуверенность)

              С целью их решения мною была разработана и апробирована программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству – «МЫ ВМЕСТЕ», составленная на основе программы О.И.Крушельницкой и А.Н.Третьяковой «Все вместе».

            Программа «Мы вместе» опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время и введения такого курса не предполагает. Данная программа рассчитана на 4 года.

               Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

    Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.

       Задачи программы:

    1. Создание мотивации сотрудничества.
    2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
    3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
    4. Развитие эмоциональной сферы личности.

    Принципы программы:

    1. Обучение в деятельности.
    2. Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.
    3. Обеспечение позитивного опыта деятельности.
    4. Работа педагога в стиле сотрудничества.
    5. Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.
    6. Привлекательность содержания деятельности.

    Средства и методы  реализации программы:

    Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

    Сама форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. И реализовать его можно при условии учета возрастных особенностей членов группы.

    Организация работы по программе.

     Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя  бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе. Например: создание эмблем групп-команд, совместные коллажи и панно, групповые тематические сборники, концертные номера, творческие поисковые задания, групповые проекты различной тематики и т.п.

    В первом классе детям предлагаются задания, которые позволяют быстрее познакомиться. Постепенно в соответствии с изменением опыта и возраста детей акценты смещаются с формирования мотивации сотрудничества на развитие привычки согласовывать личные интересы с интересами других, обучение правилам эффективной  организации совместной работы и становление эмоциональной сферы.

     Обязательно нужно придерживаться логики построения программы: от простых (по организации и уровню взаимодействия заданий), направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности к сложным.

               Программа не определяет, сколько часов следует отводить на выполнение конкретных заданий: все зависит от особенностей детского коллектива. Каким   будет набранный первый класс, как изменится его состав с течением времени, кто придет в него и кто уйдет - эти и многие другие факторы существенно влияют на выбор целей работы и уровня сложности заданий. Педагог  сам определяет, как лучше реализовать программу в своем классе.           

    Содержание программы

    Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с1-го по 4-ый класс) основана на деятельности  малых групп-команд (по 5 - 6 человек), у которых есть свои командиры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем-воспитателем в течение четверти. Таким образом, командиром группы побывает  каждый учащийся. Состав группы меняется 1 раз в четверть. Формируя группы учащихся по собственному усмотрению, а также, учитывая желания ребят, педагог руководствуется определенными принципами.

    1. Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
    2. Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

    Таким образом, программа помогает развивать в ребенке те качества, которые позволят ему безболезненно адаптироваться в окружающем социуме. На каждом этапе идет формирование определенных коммуникативных универсальных учебных действий.

                                          Этапы реализации программы

    Первый этап - 1 класс

    «Я + Я… = МЫ»

    Направление: Совместно-индивидуальная деятельность

    Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

    Задачи:

    1. Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.
    2.  Приобретение первичных навыков общения в группе.            Прогнозируемый результат:

    - уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

    - проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

    - делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

    - обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.

            Выпускник научится:

    • задавать вопросы;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
    • с учетом целей коммуникации достаточно точно, с последовательностью и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

    Второй этап - 2 класс

    «Мы - в согласии»

    Направление: Совместно-последовательная деятельность

    Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

    Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

    Прогнозируемый результат:

    - научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

    - получить эмоциональный опыт взаимодействия;

    - научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

    - испытывать чувство принадлежности к группе.

    Выпускник научится:

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • контролировать действия партнера.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    Третий этап - 3 класс

    «Мы принимаем решение»

    Направление: Создание совместных композиций.

                              Коллективное принятие решений.

    Цель: 

    - формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

    - научить процедуре коллективного принятия решения.

    Задачи:

    1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

     2. Развитие эмоциональной сферы личности.

    Прогнозируемый результат:

    - уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

    - приобретение   опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

    - уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

    - получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

    - уметь уступать друг другу.

      Выпускник научится:

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

                                                    Четвертый этап - 4 класс

            «Мы – проектанты»

    Направление: Проектная деятельность

    Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

    Задачи:

    1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

    2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

    3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

    Прогнозируемый результат 

    Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности,  а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

    - рефлексивные умения;

    - поисковые (исследовательские) умения;

    - навыки оценочной самостоятельности;

    - умения и навыки работы в сотрудничестве;

    - коммуникативные умения;

    - презентационные умения и навыки.

            На последнем этапе более сложного группового взаимодействия – проектной деятельности продолжается активный процесс формирования тех коммуникативных универсальных учебных действий, которые были заложены на предыдущих этапах.

    В течение всего периода реализации программы идет отработка основных умений и навыков по представленным темам (направлениям) с последующим наращиванием и усложнением содержания. На каждом этапе идет коррекция предыдущего периода и создание условий для формирования и развития новых навыков. Данная программа направлена на перспективу развития личности школьника. Впоследствии классный руководитель может создать на основе этой базы программу по формированию и развитию основных социальных компетенций личности.

    Задачу развития у учащихся начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу  после поступления  детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

    "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

    Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

    В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

    презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

    Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

    Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

    Формирование универсальных учебных действий младших школьников.

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний ...

    Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

    Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...