Главные вкладки

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность посредством реализации программы ДО
    опыты и эксперименты по теме

    Хулина Оксана Владимировна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh_navykov.doc398 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Бюджетное Образовательное  Учреждение Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность посредством реализации программы ДО

    Инновационная педагогическая практика

    Автор:  Хулина Оксана Владимировна

    педагог-психолог

    I квалификационной категории

    Рассказовский район 2013 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1. Теоретический раздел

    2. Практическая часть

    3

    3

    7

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    13

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    15

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    16

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    1.Теоретический раздел

    Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»).  Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

    Результаты исследований О.Н. Мостова, И.Н. Агафонова позволили выделить три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе (1 – 2 классы). Учащиеся эгоцентричного (18%) и неуверенного типов (32%) учащихся отличает низкий уровень успешности в общении, они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. К дружелюбному типу могут быть отнесены около 50% школьников. Эту группу школьников отличает ярко выраженная позитивная Я-концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. [1; 26] Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Недостаточная степень коммуникативной готовности детей к школьному обучению может иметь серьезные последствия. В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются очень плохо, консервируются в виде негативного стиля общения. У значительного количества детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.

    Таким образом, без целенаправленного и систематического формирования базовых коммуникативных компетенций (иначе – коммуникативного компонента универсальных учебных действий) в ходе обучения обойтись нельзя.

     Актуально ли все вышеперечисленное для нашей школы? Безусловно, потому что проведенная диагностика по определению готовности к школьному обучению показывает, что только у 30% будущих первоклассников уровень сформированности коммуникативной компетентности достаточен для их адаптации в классном коллективе. У остальных же наблюдаются проблемы коммуникативного характера, особенно в построении эффективного сотрудничества со сверстниками. Таким образом, существует противоречие между необходимостью целенаправленного формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий и отсутствием такой практики в современной школе.

     В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Согласно Федеральному государственному стандарту «результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [2;37].

    Одним из ведущих методов современной педагогики является метод проектов, который в силу своих особенностей позволяет реализовать проекты группами или парами, и направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

     Целью работы является создание условий  для процесса формирования коммуникативных универсальных действий учащихся младших классов через использование проектного метода.

    Объектом исследования является процесс развития коммуникативных универсальных действий учащихся начальной школы.

    Предмет исследования: особенности проектного метода в процессе формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников.

    Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

    - изучить теоретический материал о формировании и развитии коммуникативных универсальных действий младших школьников;

    -  выявить особенности метода проекта, способствующие формированию и развитию коммуникативных способностей школьников;

    - проанализировать воздействие использования метода проектов на формирование коммуникативной компетентности.

    Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: организационные (сравнительный способ); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы).

    2. Практическая часть

    Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

    Стратегия работы над формированием коммуникативных ууд через метод проектов.

    I этап – аналитический («Предшкола» и 1класс).

    Этот этап   характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои коммуникативные способности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

    II этап – диагностический

    На этом этапе проводится индивидуальная оценка коммуникативных способностей ребенка через специально организованные групповые  виды деятельности: учебную и внеклассную.

    III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся

    Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной, социальной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации. У участников проекта формируются различные компетентности, под которыми, по мнению современного ученого - дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетентности проявляются, как правило, в форме умений, среди которых одно из главных – коммуникативное, которое проявляется в сотрудничестве над решением проблемы» [4].

    Задача проектного обучения – создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и к потоку информации, подлежащей анализу и синтезу [5]. Одним из результатов проектов является развитие умения личности сотрудничать с другими, что положительно влияет на формирование коммуникативной компетентности.

    В проектной деятельности коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. 

    Использование метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует коммуникативной успешности младших школьников, как в образовательной среде, так и в становлении социального опыта. Под коммуникативной успешностью следует подразумевать «многоаспектное личностное образование, результат приобретения учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности» [1; 56 ].

    Рабочий план реализации проекта

    Кадровое обеспечение:

    Административно-координационная: обеспечение общего контроля и руководства; руководство деятельностью коллектива; анализ ситуации и внесение корректив.

    Родители, члены семей.

    Консультативная. Научно-методическая.

       - Создание условий для реализации проекта.

       - Проведение консультаций, семинаров.

       - Подготовка и издание методических рекомендаций.

       - Аналитическая деятельность.

    Система работы учителя по формированию коммуникативных УУД через проектную деятельность представлена по следующим направлениям:

    Такое построение урока, где необходима  работа в парах, группах. Кружковая работа по предмету. Создание программы кружка «Юный исследователь». Работа в консультировании и продвижении индивидуальных проектов. Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель. Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей.  Участие  в школьной научно – практической конференции с защитой учебных проектов. (Таблица, Приложение)

    Участие в районном туре научно-практической конференции «Грани творчества». (Таблица, Приложение)

     Участие в областной научно-практической конференции Участие в творческих и научно-практических конкурсах и разного уровня. (Таблица, фото, Приложение)

    Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на формирование коммуникативных УУД потенциала учащихся, являются школьные декады. Театрализованные праздники «Театральный фестиваль» — особая форма работы с проектами, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению, литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует развитию коммуникативных  компетенций, сотрудничеству с педагогами, сверстниками, старшими школьниками, родителями и кропотливой работе по самосовершенствованию.  Основным методом развития коммуникативных  способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач с помощью метода проектов, исследовательской деятельности.

    Осуществление метода проектов  может происходить в несколько этапов, на которых решались разные коммуникативные задачи.

    На первом этапе - постановки проблемы и выхода из проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. Постановка цели и задачи, определение продукт деятельности. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагался план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится поддерживать диалог с собеседником.

    На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации, планирование  необходимой деятельности. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как развитие речемыслительных высказываний, умений с помощью слова высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.

    На третьем этапе дети самостоятельно или с совместными усилиями взрослых, применив необходимые знания должны получить реальный и ощутимый результат. На этом этапе решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию.

    На четвертом этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи такие как, развитие связной монологической речи на основе тех знаний, которые были приобретены на предыдущих этапах.

    Актуальной проблемой является выбор средств формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий в образовательном процессе. Широкие возможности для решения этой проблемы дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. [2;56] .

    В рамках проектов любого типа можно отрабатывать отдельные элементы коммуникативной компетентности, которые должны быть четко выделены и спланированы учителем. Развитие коммуникации требует системно-деятельного подхода.

    Методическое обеспечение системы работы над формированием коммуникативных УУД через проектную деятельность

      Информационное обеспечение

       - Нормативно-правовое обеспечение.

       - Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов).

       Организационно-методическое обеспечение

       - Создание целевого методического объединения по проблеме.   

    -Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

     - Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

    -Участие в районных и городских мероприятиях по данной теме.

       - Изучение обобщения опыта работы педагогов.

       - Мониторинг работы системы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, в процессе формирования коммуникативной компетентности через участие в проектной деятельности младшие школьники, находившиеся на низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников, на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшится по всем параметрам. (Приложение, график 1,2).  Количество младших школьников, находившихся на среднем уровне, увеличится. Количество школьников, находившихся на высоком уровне, увеличится. Полученные результаты свидетельствуют о том, что участие школьников в проектной деятельности успешно повлияло на формирование коммуникативной компетентности. 

    Прогноз ожидаемых результатов: повышение уровня качества знаний; создание условий для разностороннего развития личности; формирование способностей детей к аналитическому и творческому самовыражению личности; активизация мотивации к обучению. Многие учащиеся среднего звена, которые в начальных классах обучались проектным методам, с удовольствием участвуют и часто побеждают в различных школьных и районных, областных конкурсах (Приложение, фото №1, 2,3).

    Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих рефлексию. Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, усовершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что систематическое применение метода проекта способствует развитию коммуникативной компетентности школьников.

     Дальнейшее развитие проекта

    Проект рассчитан на 5 лет (Предшкола,1-4 класс) прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы по формированию коммуникативной компетенции продолжится и  в среднем звене.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников. Ижевск. 2010. – с.

    2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. М.: Academia, 2002.

    3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009. 

    4.Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

    5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СП.: Питер 2004. –316 с.

    6.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.

    7.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.

    8. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие. /Авт.-сост. Татарченкова С.С., Телешов С.В..; Под ред. С.С. Татарченковой. -СПб.: КАРО, 2008.-160  

    9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.

    10. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентный подход к образованию как необходимость //Мир образования - образование в мире. - 2001. - №4.

    11.Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии, № 2, 1990.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    График  роста коммуникативных навыков среди  воспитанников 7-8 лет №1

    График роста коммуникативных навыков среди  среди воспитанников 9-10  лет №2

    Таблица

    Тема проекта

    ФИО участника

    Школьный уровень

    Муниципальный уровень

    Региональный уровень

    « Профессиональная предрасположенность учащихся старших классов», 2008 г.

    Горелкина Наталья (10 кл.)

    Слепцова Татьяна (10 кл.)

    Приходько Елена (10 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

     I место

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», Участники

    «Мальчишки и девчонки», 2009 г.

    Астахова Ирина (4 кл.)

    Белобрыкин Дмитрий (4 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», II место

    «Взаимосвязь имени и темперамента», 2009 г.

    Барсукова Ирина (10 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Победитель в номинации «Внутренний мир человека»

    «Какой удивительный день»,

    2010 г.

    Хулина Марина (2 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» I место

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», III место

    «Мы вместе!», 2010 г.

    Кирьянова Алёна (8 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» I место

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», II место

    V областная научно-практическая конференция «Путь в науку» Участник

    16 открытая областная научно-практическая конференция «Грани творчества», 2012 г.Участник

    « Два разных мира»,2011 г.

    Маркина Ирина (8 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» I место

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», I место

    16 открытая областная научно-практическая конференция

    «Грани творчества», Участник

    «Искусство жить», 2012 г.

    Астахова Ирина (7 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», Участник

    «Закон и порядок», 2012 г.

    Фадеева Жанна (9 кл.)

    Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» I место

    Научно-практическая конференция «Грани творчества», I место

    Направлен на областную конференцию, 2013 г.

    Фото с 16 открытой областной  научно-практической конференции

    «Грани творчества»

      Фото №1 Кирьянова Алёна                                   Фото № 2 Маркина Ирина

    Фото № 3 Члены жюри

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

    Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

    Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

    «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

    В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

    Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...

    Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

    В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...