Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность
статья по теме

 

         Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchauchaia_sreda.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

      Лесина Ольга Михайловна, Владимирская область, МОУ ООШ №3 г. Камешково, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, стаж работы – 18 лет, высшая квалификационная категория, лауреат конкурса ПНПО 2010 года, медаль «За службу образованию», e-mail: les724@rambler.ru

      Тимакова Елена Викторовна, Владимирская область, МОУ ООШ №3 г. Камешково,

директор, учитель русского языка и литературы, стаж работы – 25 лет, высшая квалификационная категория, Почётная грамота Министерства образования и науки РФ,

 e-mail: ltimakova@gmail.com 

«Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!»

 Кларк

         Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

         Участие нашего педагогического коллектива в работе по данному направлению показало, что формирование универсальных учебных действий младших школьников не может быть обеспечено только содержанием образования (например, выбором «удачного» УМК, учебника, программы).

Наша школа работает над методической темой «Создание обучающей среды для повышения качества образования». Соответственно методическое объединение учителей начальных классов определило для себя одной из важных тему создания обучающей среды для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность. Мы хотим видеть младших школьников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваем своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараемся строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентно способной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя.

На первом в этом учебном году семинаре педагоги начальной школы определили, какими умениями и навыками должен обладать выпускник начальной школы XXI века. Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить простейшие исследования, рефлексию своей деятельности. Ученик должен научиться самостоятельно осуществлять продуктивную деятельность, направленную на саморазвитие и самоизменение. Помимо этого ребёнок должен обладать духовно-нравственным жизненным потенциалом, разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры.

Исходя из проектной идеи о формировании личности, учителя начальной школы уже не первый год работают над проектно-исследовательской деятельностью учащихся. В её основе лежат гуманистические принципы: ребёнок учится только через действие; ребёнок имеет свои индивидуальные возможности учебной деятельности; ребёнок осваивает мир в целостном восприятии; ребёнок учится от другого ребёнка, так же как и от учителя на уроке;

ребёнок успешен в учении только тогда, когда ему хорошо; ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют.

Эта технология разрабатывается и применяется нашими учителями с целью развития компетентностных способностей учащихся, т.е. умения использовать приобретённые ранее знания для получения новых.

Именно в процессе обучения и воспитания формируются универсальные учебные действия: способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - такой девиз взяли для себя педагоги. Этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику. Наша задача – вовлекать детей не в упражнения, не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что не известно.

Мы стараемся не давать знания детям, а вместе с ними искать способы добывания знаний. И разные знания нельзя добывать одним способом! Значит, не может быть одного метода, одной универсальной методики. В идеале, наверное, метод должен меняться на каждом уроке, каждому конкретному ученику подходит свой, - значит, надо комбинировать, интегрировать, экспериментировать. Если мы скажем, что освоили все методы, которые способны использовать – уходить нам надо из школы – как же мы сможем учить добывать знания других, если сами перестали их добывать и учиться.

Но мы прекрасно понимаем, что все применяемые нами инновационные технологии должны иметь одно неоспоримое качество – своеобразный сертификат безопасности для здоровья. Наши педагоги всегда учитывают здоровьесберегающие технологии в организации проектной деятельности, а именно: соблюдаем частую смену видов деятельности, проводим физкультминутки, помним о доброжелательном настрое и партнёрской атмосфере на уроках, дозируем учебную нагрузку и объём выполняемых домашних заданий. Но самая здоровьесберегающая технология – это такая, когда учитель, уважая себя, обязательно уважает своего ученика. Когда он прежде всего требователен к себе, когда он любит то, чем занимается сам и умеет увлечь этим школьников, хорошо понимая при этом, что он никогда не научит знаниям всех детей одинаково. Разные дети, разные способности, и порой кому-то не преодолеть эту планку трудности, определённую учителем для большинства одноклассников. Вот тут-то и должен сработать индивидуальный подход в обучении, позволивший каждому на уровне своих способностей использовать свои возможности для получения знаний и оценки. А проектная деятельность – это та среда, где каждый сможет себя проявить. Нельзя противопоставлять детей в классе, нельзя и учителей противопоставлять друг другу. Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти как дети – в этом их профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувства, можно понять ребёнка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность.

Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение. Оно  должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной знаньевой системе.

К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом простейшем уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.

Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.

        Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

Учебных проектов, реализуемых в учебном году в начальной школе,  не может быть много. Оптимальное количество 1–2.  Мы практикуем использование 3 видов проектов.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированные (учебные проекты)

Решение практических задач

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки

Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области

деятельностная

Социальные (информацион-ные) проекты

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

информационная

коммуникативная

Исследователь-ские проекты

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с эксперименти-рованием, логическими мыслительными операциями

мыслительная

Многообразие типов проектов даёт возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания младших школьников в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять универсальные знания и умения, а затем переносить приобретённый опыт на другие виды учебной и внеучебной работы. Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Учебные

проекты

«Растения Владимирской области, занесённые в Красную книгу»

Интернет- проект «Источник знаний», «Какой я?»

«Портрет моего города», «Макет города Камешково»,

«Как я провёл лето»

«Красная книга и Чёрная книга», «Макет древнерусского города», «Природные зоны России»,

«Мастерская Деда Мороза», «Подарок для мамы»

Социальные проекты

«Озеленение нашей школы»

«Красота-средство воспитания чуткой совести»

«Дом, в котором я живу», «Наши самые любимые», «Моя семья самая…»

«Люби и знай свой край», проект озеленения и благоустройства школьной территории «Ландшафтный дизайн и архитектура», «Мой папа-защитник Отечества»,  «Золотая  Волшебница Осень»

Исследова-тельские проекты

«Мой двор»

«Паспорт витаминов А, В, С, Д», «Какой я?»

«Малолетние узники», «Камешковцы - Герои Советского Союза»

Интернет-проект, посвящённые 65-летию Победы «Забытый памятник незабытой войны», «Моя родословная», «Герой с нашей улицы», «ДШИ-вчера, сегодня, завтра».

     Исходя из того, как осуществляется формирование проектных умений, мониторинг их развития организуется в двух направлениях:

1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков (ОУНов), одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися универсальных учебных умений.

Результаты данной диагностики позволят иметь представление об уровне подготовленности учащихся к формированию проектных (специальных) умений.

2. Отслеживание уровня развития проектных (специальных) умений, формируемых через реализацию в классно-урочной системе учебных проектов.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 1-го класса.

За последние четыре года мы принимали участие в проектах, различных по направленности, форме, содержанию, по уровню презентации. Некоторые ребята реализовывали свои индивидуальные проекты. Например, ученик 4 класса П.Гладышев создал и презентовал проект по теме «Моя родословная», который был высоко оценен на муниципальном уровне, ученица 4 класса Орлова К. представила исследовательский проект «Герой с нашей улицы», ученица 4 класса И.Павлова защитила социальный проект «ДШИ вчера, сегодня, завтра».

По мнению многих психологов и педагогов, в современном обществе наиболее остро стоит вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы в целях создания единого педагогического пространства, поэтому к работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы  становятся полноправными участниками проектов. Например, Интернет-проект, выполненный творческим коллективом МОУ ООШ №3 г. Камешково в составе ученицы 3 класса Павловой И., её мамы Павловой Н.В. и классного руководителя Лесиной О.М., был высоко отмечен и получил сертификат за активное участие во Всероссийском Интернет-проекте с международным участием «Забытый памятник незабытой войны», посвящённом 65-летию  Победы.

   Две кандидатуры учащихся МОУ ООШ №3 г. Камешково П.Гладышева и И.Павловой были включены в V выпуск энциклопедии «Одарённые дети – будущее России».

В данный момент оба учащихся готовятся при поддержке классного руководителя и родителей к международному детскому фестивалю творческих открытий и инициатив «Леонардо», который пройдёт в феврале в Москве.

Приятно, что наша деятельность не остаётся незамеченной, о чём могут свидетельствовать публикации в районной газете “Знамя”. Лучшие проекты нашли своё место там, а дети и родители получили грамоты и ценные призы.

Опыт работы по использованию системы организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе для формирования ключевых компетенций младших школьников был представлен на районном методическом объединении учителей начальной школы, на педагогическом совете.

Консультации для родителей школы 1 ступени за трёхлетний  период

 

Результаты исследования участия родителей в проектной деятельности

школы 1 ступени

Результаты анкетирования родителей учащихся начальных классов на тему:  
«Какие качества характера вы бы хотели развить в своем ребенке?»

В анкете родителей просили проранжировать перечисленные компетенции в порядке убывания, которые, по мнению родителей, являются  наиболее важными для развития личности их ребёнка.

Результаты анкетирования учащихся начальных классов на тему: «Я в проекте»

По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы и библиотека, помощь учителя и родителей; больше всего ученикам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты; 66% детей активно участвуют в проектах; 86% учащихся предложили к воплощению проекты, посвящённые памятным датам;  64% - ИНТЕРНЕТ – проекты; 52% учеников – экологические проекты; 36% - проекты по благоустройству школы.

        

Степень активности учащихся начальных классов в проектной деятельности

Удовлетворённость учащихся начальных классов степенью участия в проектной деятельности

 

Удовлетворены

Частично

удовлетворены

Не удовлетворены

1 классы

91%

6%

3%

2 классы

76%

18%

6%

3 классы

88,6%

5,7%

5,7%

4 классы

80%

12%

8%

Сегодня задача школы - внедрить апробированную систему проектной деятельности в образовательный процесс школы первой ступени.

В перспективе планируется разработка индивидуальных диагностических карт развития ключевых компетенций младших школьников, а также создание базы данных реализованных проектов.

Мы считаем, что созданную и реализуемую систему работы с учащимися по организации проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит формирование ключевых компетенций младших школьников.

Список использованной литературы:

1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008

2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. – М., 2008

3. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал “Эйдос”, 2005, http://www.eidos.ru/journal/2005/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проектную деятельность».

В условиях начала реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и на...

«Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через применение различных видов творческой деятельности

В данной статье  представлен опыт   работы по формированию УУД  у младших школьников через систему  различных видов творческой деятельности. Показаны различные приёмы и формы ...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности.

В статье расскрывается опыт работы по применению  метода проектов вучебной и во внеурочной деятельности....

Методические рекомендации "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через организацию проектной деятельности"

Методические рекомендации по данной теме составлены с учетом требований Академии повышения квалификации на курсах по высшей категории. В работе дано теоретическое и практическое обоснование, актуально...


 

Комментарии

Участие нашего педагогического коллектива в работе по данному направлению показало, что формирование универсальных учебных действий младших школьников не может быть обеспечено только содержанием образования (например, выбором «удачного» УМК, учебника, программы).

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».