Главные вкладки

    «Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»
    методическая разработка на тему

    Чадаева Светлана Евгеньевна

    Мастер-класс разработан для:

    • учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
    • для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО.

    Цели мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов начального общего образования по вопросу использования технологии рефлексии в педагогическом процессе, как средства развития регулятивных УУД младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx32.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников  через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

    1слайд. -Добрый день, уважаемые педагоги!

    2 слайд. -Свое выступление позволю себе начать следующими словами:

    В одно окно смотрели двое

    Один увидел дождь и грязь,

    Другой - листвы зеленой вязь,

    Весну и небо голубое!

    В одно окно смотрели двое…

    -Главная суть строчек состоит в том, что каждый человек все происходящее с ним воспринимает и оценивает субъективно, по-своему. Недаром говорят - сколько людей, столько и мнений. Каждый из нас имеет на это полное право, в том числе и право на ошибку в суждениях, ведь на ошибках учатся.

    3 слайд. -Давайте посмотрим на наших первоклашек, которые из года в год приходят в школу 1 сентября, и составим небольшой портрет современного ученика, продолжив строчки:

    Итак, современный первоклассник более (коммуникативен, развит, более информирован о мире и жизни в нем)

    Рано…(взрослеет)

    Требует…(уважительного отношения, партнерского отношения на равных)

    Любит…(информационные технологии)

    -Теперь ответьте на вопрос: глядя на то, что наши дети стали более информированными, коммуникативными, развитыми и так далее… есть ли у них право как и у взрослых иметь свою точку зрения и принимать активное участие в оценке собственной деятельности?

    4 слайд.

    -Конечно, есть. Активное вовлечение учащихся в диалог с учителем по поводу оценивания и прогнозирования результатов их собственной деятельности и  предлагает нам новый ФГОС, требующий к концу начальной школы сформированности у детей 4-х ключевых видов УУД.

    5 слайд.

    -Какие это УУД? (коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные)

    -Как вы думаете, к какому из этих видов УУД относится умение учащихся планировать, адекватно оценивать, контролировать и в дальнейшем корректировать собственную деятельность? (к регулятивным УУД).

    -Согласитесь ли вы с тем, что прежде, чем как-то корректировать результат своей деятельности, мы должны уметь его адекватно оценить?

    -Конечно, в этих условиях самооценка деятельности, как один из компонентов регулятивных УУД выходит на первое место.

    6 слайд. – И поэтому я предлагаю развивать регулятивные УУД учащихся  через обучение приемам самооценки собственной деятельности во внеурочное время.

    7 слайд. Для начала ознакомьтесь с понятием САМООЦЕНКИ, представленным на слайде.

    -Одна из приоритетных задач учителя, обучающего детей по новому стандарту – научить учеников  не только самостоятельно добывать знания, но и самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика.

    -Но, как говорят, легко сказать – достаточно сложно сделать. Привлечь ученика, а главное научить его адекватно оценивать свою деятельность – это трудная задача для каждого учителя, реализации которой, несомненно, нужно учиться.

    8 слайд. Чтобы структурировать мое выступление по данной теме, предлагаю построить его в виде ответов на 3 вопроса:

    1. Когда начинать работу по формированию самостоятельной оценочной деятельности детей?
    2. Где?
    3. И как?

    Первый вопрос. Когда? Сейчас попрошу вас вспомнить ребенка в возрасте 3-х лет.

    9 слайд. -Давайте составим его небольшой портер, каким он становится к 3 годам? (вредное, своенравное, упрямое, капризное существо).

    -Этот возраст называют периодом «первой любви» к себе, ребенок испытывает новое для него чувство – «Я сам!». При помощи этого, он проявляет свою самостоятельность и активность в познании окружающего мира.

    -Да, он совершает ошибки, но именно при помощи этих ошибок в возрасте уже 3 лет он начинает учиться самостоятельно оценивать свою деятельность в форме обозначения последствий своих действий, например, если я затрону горячий чайник, то мне будет больно.

    -Что зачастую делают взрослые? Надевают на ребенка колпак и не позволяют осваивать окружающий мир самостоятельно, путем проб и ошибок. Все делают за него, предостерегают и оберегают.

    -К чему это ведет? Формирование самостоятельной оценочной деятельности детей тормозится. От ребенка при поступлении в школу начинают требовать самостоятельности, а он не готов, потому что все делали за него.

    10 слайд. -Новый стандарт призывает нас учить детей не бояться жизни… То есть препосылки к формированию у детей самостоятельной оценочной деятельности возникают в возрасте уже 3 лет.

            11 слайд. И отсюда вытекает ответ на 2 вопрос: ГДЕ необходимо начинать формировать у детей самостоятельность прежде всего? (в семье).

    -Конечно, в семье, родителями.

     -Мы как учителя, с первых дней ребенка в школе должны уже продолжать формировать его самостоятельную контрольно-оценочную деятельность на более профессиональном уровне. Для того чтобы обеспечить систему и эффективность данной работы целесообразно использовать возможности внеучебной деятельности, так как на уроках учителя ограничены рамками учебной программы.

    -Итак, мы установили, что формировать адекватную самооценочную деятельность нужно в семье, в школе. А где еще каждодневно ребенок  черпает какие-то знания? (в жизни)

    -Конечно в жизни. Я предлагаю сейчас это доказать. Возьмем любую ситуацию из жизни… Обучаясь в школе, я любила ходить в походы. Приходилось часто собирать чемодан, рюкзак.

    12 слайд.  Давайте попробуем ответить на вопрос: «Чему учит желтый чемоданчик?» с позиции нового ФГОС. Какие УУД формирует? Поработаем одну минуту в группе.

    1я группа попробует определить, какие коммуникативные и регулятивные УУД формируются при элементароном сборе чемодана.

    2я группа попробует поработать над познавательными и личностными УУД.

    (коммуникативные – умение договориться, чтобы помогли донести;

    регулятивные – есть цель, спланировать, как правильно уложить вещи и отобрать нужные;

    личностные – самоопределение – мне это нужно, так как буду путешественником – осознание своей роли;

    познавательные – общеучебные, например, установление причинно-следственной связи: вещи не помещаются, потому что я взял лишнее, далее анализ – что выложить, прогнозирование – без чего я обойдусь.)

    - Таким образом, любая жизненная ситуация, действие с предметом, так или иначе, формирует у учащихся различные УУД, в том числе и самостоятельную контрольно-оценочную деятельность.

    13 слайд. -Сделаем вывод нашей работы:… не только школа, жизнь – сама учитель!

    -Итак, подведем промежуточный итог: мы ответили на 1 и 2 вопрос и выяснили, что самостоятельная контрольно-оценочная деятельность формируется в семье родителями, начиная с 3-летнего возраста, в школе – учителем с первых дней пребывания ребенка в школе и каждодневно в любых жизненных ситуациях, рассмотрев пример с желтым чемоданчиком.

    -Осталось ответить на главный 3 вопрос: КАК формировать самостоятельную контрольно-оценочную деятельность учащихся?

    -Мы кратко рассмотрим поэтапный АЛГОРИТМ данной работы, а также некоторые приемы формирования самооценки собственной деятельности учащихся.

    14 слайд. -Начнем с АЛГОРИТМА. Формировать контрольно-оценочную деятельность учащихся предлагают в 4 этапа. Этапы представлены на слайде. КОРОТКО РАССМОТРИМ каждый. Но сначала я попрошу вас снова поработать в группе и стрелочками на данных карточках установить соответствие между каждым этапом и его целью.

    • На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя
    • На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей 
    • На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию
    • На 4 этапе цель учителя организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную.

    15 слайд. Спасибо за работу. Познакомимся с тем, что же должен предпринять учитель для реализации целей каждого из перечисленных этапов.

    На 1 этапе формирования самостоятельной контрольно-оценочной деятельности учащихся, цель которого представлена на слайде учитель должен:

     ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

     сообщать, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения контроля;

     выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценивания;

     просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;

     просить оценить деятельность товарища, опираясь на критерии;

     научить пользоваться различными видами проверки.

    16 слайд. Для реализации цели 2го этапа учителю следует:

     предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

     приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;

     демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля.

    Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести самооценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

    17 слайд. На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

    С этой целью учитель должен:

      вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приёмы;

     не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

     не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке;

     приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачётных работ с указанием полученных результатов;

     формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности.

    Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

    Последний этап 4й тесно связан с 3им. Суть его состоит в том, чтобы организовать преемственную работу при переходе из начальной школы в основную.

    При такой этапности формирования самооценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности.  

    -С алгоритмом формирования самооценочной деятельности мы познакомились. Предлагаю рассмотреть некоторые конкретные ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, так называемые приемы рефлексии.

    - Данные приемы, наверняка, вам известны. Поэтому прежде, чем перечислить их, я предлагаю сначала вам в ваших группах обсудить, какие приемы рефлексии используете вы в своей практичекой деятельности:

    1я группа – для самооценки учащимися собственной деятельности;

    2я группа – для оценки учащимся деятельности других учеников.

    Через пол-минутки мы заслушаем ваши ответы.

    18 слайд.

    -Спасибо за вашу работу. В практических пособиях и рекомендациях для учителя по внедрению нового стандарта рекомендованы следующие приемы, содействующие формированию у учащихся регулятивных УУД, представленные на слайде.

    -Сейчас проведем небольшую практическую работу по использованию данных приемов. Мы в течение нашего мастре-класса уже ни раз поработали в группе. Оцените свой вклад в работу группы пользуясь данными приемами.

    1. Итак, первый прием «Лесенка».
    2. «Волшебная линеечка»
    3. «Светофор»
    4. «Символы»
    5. «Балловая оценка»

    19 слайд. -Ну и в конце, чтобы мотивировать вас на внедрение в свою работу данного опыта, сделаем некоторые ВЫВОДЫ:

    • За  обучением самостоятельному контролю учащихся - будущее
    • В самостоятельной контрольно-оценочной деятельности происходит реальное развитие оценочных умений учащихся
    •  Снижается уровень общей и учебной тревожности
    •  Осуществляется дифференциация  не только по процессу, но и по результату обучения
    •  Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в  сравнении с самим собой

    -Сложно, затратно по времени, как говорится - можно!

    20 слайд. В любых делах при максимуме сложностей

    Подход к проблеме все-таки один:

    Желанье – это множество возможностей,

    А нежеланье – множество причин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

    Раскрытие понятий "универсальные учебные действия" и "регулятивные универсальные учебные действия", описание способов диагностики регулятивных УУД, а так же путей формирования....

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

    Одной из основных ценностей и целейсовременной системы образования является формирование универсальных учебных действий у младших школьников.В широком значении термин «универсальные учебные действия» ...

    Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

    Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...

    Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

    Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

    Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

        В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

    Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова".

    Данная разработка представляет конспект урока по формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке русского языка во 2 классе по теме "Приставка как часть сло...