Главные вкладки

    Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
    материал по музыке (2, 3, 4 класс) на тему

    Шевченко Маргарита Витальевна

          В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся в особую деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки   является актуальным в настоящее время.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Управление Образования и Науки

    муниципального района

    «Алексеевский район и город Алексеевка»

     РАЗВИТИЕ  РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

    (мастеркласс)

    Подготовила и провела:

    Шевченко Маргарита Витальевна,

    учитель музыки

    I квалификационной категории

    МОУ Красненская СОШ

    2013 год

            В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки – это сложный и многофункциональный механизм, который включает и учителей, и учащихся в особую деятельность.

            Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников. Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменить свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания – желание и ожидание успеха, и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было. Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношение к нему. У ребенка появились четкие обязанности – и с этим считаются близкие. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

             В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания. Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах.

             В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

             В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

             Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

    Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.

    Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

            В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

          Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов  оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

           Основными факторами,  влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

          Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель, работающий в начальных классах, должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

          ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ:

    1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами.

    2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.

    3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.

    4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников.

    5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

            На основании экспериментальной работы 16 ноября 2005 года технология получила официальное признание президиума Российской Академии образования:

         «В Образовательной системе «Школа 2100» … Разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований (в листах самооценки); дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».

    Технология оценивания учебных успехов

           Основные правила:

    Оценивается любое действие, а отметкой фиксируется решение полноценной задачи – умения по использованию знаний.

    Внешняя оценка + самооценка.

    За каждую задачу, показывающую овладение умением – отдельная оценка.

    Отметка заносится в таблицу требований.

           Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Самооценка ученика как один из компонентов его деятельности – это не простое выставление оценок себе: при самооценке ученик дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов по заданным  критериям, анализируя свои успехи и недостатки, а также ищет пути их устранения. Важность самооценки заключается не только в том, что она позволяет увидеть ребенку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

            И ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, которую учитель должен организовать с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика.  При этом к каждому виду деятельности, к каждому этапу урока необходимо подбирать свои, наиболее адекватные способы оценивания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерное тестирование как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

    Данный материал я использую на уроках как тренинги. Интересно мнение коллег....

    «Развитие регулятивных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через обучение приемам рефлексии собственной деятельности»

    Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр...

    "Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

    Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

    Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении

    Формирование универсальных учебных действий в начальной школе через сотрудничество в обучении решает вопросы гуманного (сотрудничество учитель-ученик-партнеры, отсутствие прямого принуждения, вера в р...

    Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать»

    Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы...

    «Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

      В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

    Научная статья Дневник младшего школьника как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.

    Статья содержит исследование, основанное на опыте использования "Дневника младшего школьника" Ю.Ясеня....