Главные вкладки

    "Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)
    методическая разработка по теме

    Лепехина Ирина Ивановна

    Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исследовательский  проект – путь к  формированию универсальных  учебных  действий  обучающихся  начальной  школы.

    Современное образование  направлено  на реализацию  нового  социального  заказа, целью которого становится выпускник, который не только много знает и умеет, но  и способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результатов.

    Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а формируют  у  обучающихся компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, наиболее  популярному за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

       Учебно-методические  системы  обучения в начальной школе  разработаны с учётом  требований ФГОС  второго  поколения, где   формированию исследовательских   навыков  отводится  ключевое  место. Проектное  и  исследовательское  обучение  способствует  реализации  деятельностного  подхода в обучении.

       Хочется  поделиться   опытом  работы  по УМС «Начальная  школа  ХХI  века»  под  редакцией  проф. Н.Ф.Виноградовой.  Остановлюсь  на  особенностях   учебного  предмета  «Русский   язык». Содержание  программного материала  предполагает  проблемное  и  исследовательское  обучение. В  учебнике  русского  языка  представлены  специальные задания  и  упражнения: «Давай  подумаем», «Докажи», «Вспомни  изученное», «Обрати  внимание», «Из  истории  языка» - способствуют  осознанному, а  не  механическому  усвоению  программного  материала  обучающимися, формировуют   у них  навыков  исследовательской  деятельности.    Работая  над  проектом, обучающиеся сами  обнаруживают новые свойства и  качества предметов, языковых  явлений, сами  замечают их сходства и различия, что говорит  о возможности самостоятельного приобретения новых знаний, т. е. развития исследовательского  поведения. При этом обучение приобретает значительно больший  личностный смысл, что заметно повышает мотивацию. Благодаря  практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение. 

       В  МБОУ «Гимназия № 8» г.Энгельса  Саратовской  области  ежегодно  во  втором  полугодии  учебного года  проводятся   научно – практические конференции, где   обучающиеся   представляют  свои  исследовательские  проекты.  Лучшие работы обучающихся затем могут быть представлены на  муниципальном, региональном  и  всероссийском  уровне.

    Мне хочется   представить  вашему  вниманию  исследовательский  проект   ученицы  4-го  класса  Кривенцовой  Анастасии «Слово, которое  меня  удивило». Длительность исследования – 2  недели  в  режиме  урочно- внеурочных  занятий.

    Обучающаяся  провела  исследование  слова  «модель». Выбор  данного  слова  не  случаен, т.к. соответствует  содержанию  учебного  материала  и   области  интересов  ребёнка, находится  в  зоне  его  ближайшего развития:

    с  4-х  летнего  возраста  девочка  занимается  в  театре  моды  «Каре», учится  моделировать,  создавать и  демонстрировать  одежду.

    Толчком  к  исследованию  данного  слова  послужило то, что она  услышала  его  совершено  в  ином  ракурсе - «модель  выпускника начальной школы». Это  было  настоящим  открытием для  ребёнка.

       Проводя  данное  исследование, обучающаяся  обратилась  к  информационным  источникам: словарям (этимологическому, толковому, словарю  синонимов русского языка), учителям, ресурсам  Интернет.  

    Выяснила, что  слово  пришло   из  французского  языка  в  начале  18  века, имеет  итальянские  корни, исходящие   из  латинских  слов  и  означает «правило, меру», а  происхождение  объясняет  особенности  его  правописания  и  произношения.

    Открыла  новые  знания:

    • многозначность  слова;
    • синонимический  ряд;
    • использование  образных  выражений  со  словом  в  литературных  произведениях (произведение А.И Куприна  «Зачарованный  глухарь»);
    • и  разговорной  речи;
    • познакомилась  с  группой  однокоренных  слов, их  правописанием;
    • представила  стихотворение  собственного  сочинения.

    Результатом   её  исследования  стал  «многоэтажный  дом»  под  названием  «Модель».

       А  самое  главное – девочка  испытала  удовольствие  от  проделанной  работы  и  результата  своего  труда.

    • Данная  исследовательская  деятельность  была  направлена  на  развитие  навыков  анализа  дополнительного  информационного  материала  и  собственных  наблюдений;
    • поиска  доказательств  для  подтверждения  гипотезы;
    • создания  терминологической  базы;  
    • на  формирование  одного  из  важнейших  универсальных  действий: познавательного  и  продуктивного – создание  собственного  образовательного  продукта (электронной  презентации).

       В  заключение  хочу  отметить, что  исследовательский  проект —  это  возможность максимального раскрытия  творческого  потенциала  каждого  обучающегося; пути формирования  универсальных  учебных  действий.



    Предварительный просмотр:

               ГАОУ  ДПО «САРАТОВСКИЙ  ИНСТИТУТ  ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ  И  ПЕРЕПОДГОТОВКИ  РАБОТНИКОВ  ОБРАЗОВАНИЯ»  

    КОМИТЕТ  ПО ОБРАЗОВАНИЮ  И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ  ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    ФАКУЛЬТЕТ  РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

    ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА  СГУ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

    МБОУ «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. А.Г. ШНИТКЕ»

    ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС ЭЛЕКТРОННЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И СОЧИНЕНИЙ

    ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4-6 КЛАССОВ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    «РАДУГА СЛОВА»

    Творческий  исследовательский проект

     обучающейся  4 «б» класса

    Кривенцовой Анастасии,

    МБОУ «Гимназия № 8»

    Энгельсского  муниципального  района

    Руководитель: Лепехина И.И.

    Слово, которое меня удивило.

                                                                      Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

                                                                      В столбцах мерцают искры чувства.

                                                                      В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
                                                                     Держа в руке свой потайной фонарь.

                                                                     На всех словах - события печать.

                                                                     Они дались недаром человеку…

                                                                     В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

                                                                     Нет, не словарь лежит передо мной,
                                                                   А древняя рассыпанная повесть.

                                                                                                                            С.Я. Маршак.

         Однажды  я  услышала выражение «модель выпускника начальной школы». Это меня удивило. Раньше слово «модель» я слышала на занятиях в театре моды «Каре», где я моделирую одежду, и, как модель, демонстрирую придуманные и созданные мною наряды с подиума. А здесь - «модель выпускника», что это такое?

       Наш  учитель  Ирина  Ивановна  мне объяснила так. Чтобы стать успешным в современной жизни, надо соблюдать правила поведения, научиться добывать знания самостоятельно из энциклопедий, справочников, словарей, Интернета. Оказывается, наши  учителя  делают всё для  того, чтобы  воспитать   таких  учеников, которые  будут  много знать и  уметь. Именно  такие  ребята  и  будут  соответствовать  «модели  выпускника  начальной  школы».

       Я решила исследовать слово «модель». Может, ещё узнаю что-нибудь интересное? 

    Благодаря школьному этимологическому словарю русского языка я поняла, что это слово к нам пришло из французского языка в начале 18 века, где французское modèle восходит к итальянскому modеllо, которое вышло из  латинского modulus, что значит «мера», а modulus от modus  «манера», mode «правило, мера». Происхождение слова объясняет орфограмму «о» в слове и произношение [дэ].

        Из «Большого толкового словаря современного  русского  языка» Д.Н. Ушакова я узнала, что это слово многозначно.

    Моделью называют:

    -образец какого-нибудь изделия, сооружения или техники в уменьшенном виде (Модель товара. Модель платья. Модель машины.);  

    - рисунок, чертёж или схему;  

    - профессию в мире моды.

    Поэтому  синонимами «модели» и сходными по смыслу словами являются:  

    • образец,  
    • пример,
    • форма,
    • эталон,
    • шаблон.

       Настоящим открытием для меня стало использование слова «модель» в таком  образном выражении: «Это - модель для подражания». Так говорят, когда хотят дать понять, что кто-то или что-то служит примером, образцом каких-нибудь действий.

       А на уроках литературного чтения в произведении А.И. Куприна «Зачарованный глухарь» я познакомилась с выражением «не модель», употреблённым с инфинитивом. Писатель говорит в своём рассказе: « …В такой день ходить за охотой  не модель…». Где «не модель» означает, что так  не следует  поступать.

       Я вспомнила, что иногда в разговорной  речи  можно услышать:

    «взять моду» - что означает усвоить привычку;

    «завести моду» - начать пользоваться определенными правилами поведения;

    «вышел из моды» - несовременный.

       А насколько многочисленна  «семейка» этого слова! Для такой огромной «семьи» я построила большой дом!

       Благодаря знакомству со словом «модель»  я пополнила словарный запас, узнала много нового, неожиданного и интересного о словах. У меня даже родилось стихотворение:

    Слово «модель» мне с детства известно!

    И могу сказать вам честно:

    Что  люблю  красиво  шить, рисовать, кроить

    И хочу  я в будущем модельером быть.

    Разложу я лоскуты - вот воланы, вот цветы…

    Сарафанчик для коктейля смоделировать возьмусь…

    Коль получится отлично, я себе такой сошью…

    Наряды получаются, семейство удивляется:

    Все модели необычны: и удобны, и практичны!

    Дружно мы решаем все, что я открою ателье,

    А затем  - «Дом моды» для творческой свободы,

    Приму срочные заказы и сошью всем платья сразу,

    Декорирую одежду, чтоб жила всегда надежда

    На  лучшее, счастливое, яркое, красивое!

    А пока я буду в школе все науки постигать,

    Чтобы тайны слов прекрасных было б просто разгадать!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

    Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

    Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"

    Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....

    Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"

    Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...

    Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

    Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...