Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
статья на тему

Лепехина Ирина Ивановна

Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская  деятельность – путь  к формированию  универсальных  учебных  действий обучающихся  начальных  классов.

Лепехина И.И., учитель начальных  классов

МБОУ «Гимназия № 8», г.Энгельс

Современное начальное  общее  образование  направлено  на реализацию  нового  социального  заказа, целью которого становится выпускник, готовый к самообразованию. Принципиальным отличием Федерального государственного стандарта  начального общего образования II поколения (далее-ФГОС) является  ориентация на «универсальные учебные действия» (далее – УУД), являющиеся метапредметными результатами образования. Для реализации ФГОС востребованы методы, которые формируют  у  обучающихся такую  ключевую компетенцию, как  умение учиться  на основе усвоения универсальных способов деятельности.УУД обеспечивают способность обучающегосяк саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта;к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

 Ведущее место среди таких методов принадлежит методу исследовательских проектов. Ценность проектного обучения  прежде всего в том, что оно направлено на выполнение познавательной, исследовательской работы, и  ориентирует обучающихся на  создание  собственного образовательного  «продукта».

Исследовательская деятельность– это эффективный способ познания окружающего мира ребёнком , является приоритетным направлением работы с младшими школьниками.Исследовательский характер  деятельности  тесно  связан  с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Развитие исследовательского поведения у младших школьников невозможно, если не сделать обучающихся  активными участниками процесса обучения. Необходимо:

- использование таких форм организации учебной деятельности и такого материала, которые раскрывают субъектный опытобучающихся;

- создание таких педагогических ситуацийв  урочно-внеурочной деятельности, когда все учащиеся заинтересованы в процессе обучения.

Работа  по  данному  направлению ставит  перед учителем ряд задач:

- создавать условия для овладения обучающимися навыками исследовательского поведения;

- создавать условия для развития исследовательского типа мышления.  

Формирование специфических навыков учебно-исследовательской деятельности целесообразно проводить поэлементно и систематически в рамках всей урочно - внеурочной деятельности обучающихся.

В первом классе это специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. Обучающиеся учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе обучающиеся знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение исследованию по плану:

  1. выявление проблемы;
  2. постановка цели, задач, определение объекта исследования;
  3. выбор методики исследования;
  4. отбор материала;
  5. соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень  самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку  своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности УУД:

- степень овладения  способами познавательной деятельности;

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;

- умение использовать различные источники информации, методы исследования; степень осмысления использованной информации и оригинальность идеи;

- коммуникативные качества: умение  вести  диалог;степень вовлечения в групповую работу, чёткость выполнения отведённой роли;  

- осмысление проблемы и способа  ее решения; формулирование цели исследования;

- владение рефлексией.

Положительные стороны  учебно-исследовательской деятельности:

- возможность неоднократно повторять учебный материал с целью его усвоения и систематизации;

- процесс обучения приблизить к реальной жизни;

- формировать познавательные, личностные,регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

  В заключении  хочется  отметить, что целенаправленная  и  систематическая работа учителя  по данному  направлению  способствует  формированию навыков самостоятельного  приобретения обучающимися  новых знаний, умений и навыков, составляющих целый спектр психических новообразований.

Список  использованных  источников.

  1. Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 1984.
  2. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –

Материал можно использовать для выступления на МО....

"Исследовательский проект – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы" (из опыта работы учителя)

Опыт работы учителя по формированию универсальных учебных действий обучающихся начальной школы МБОУ  "Гимназия №8" с презентацией творческой работы....

СКАЗКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (из опыта работы)

Для создания успешных условий формирования УУД, у каждого учителя имеется в работе немало различных способов и приемов ведения урока. Большой воспитательный эффект на уроках математики имеют математич...

Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

Статья "Педагогический аудит как форма объективного контроля формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов"

Внимательно прочитав данную статью можно узнать о цели и задачах службы педагогического аудита, о том чем отличается работа службы в начальной школы. Подробно описаны различия заданий для учащихся на ...